Dыжить ей помогли женщины

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Женщины в бараке одного из лагерей ГУЛАГа


Вера Августовна запомнит женщин, которые жили с ней рядом в лагере. Запомнит  на всю жизнь, и всю жизнь будет считать себя обязанной им. На своих концертах она будет оставлять свободным первый ряд, - на всякий случай, а вдруг кто-либо из них придёт послушать её игру.

"На ее концерты в обеих столицах билеты в первый ряд не продавали. Места здесь предназначались для тех, с кем разделила она страшные лагерные годы. Пришел — значит, жив", - пишет журналист Юрий Данилин.

Пишут даже, что отвечая на вопрос, почему она не покинула Советский Союз и не вернулась во Францию, когда это стало возможным, один из её ответов был примерно таким: «Я не могла уехать из страны, где живут женщины, которые помогли мне выжить».

Журналист Дмитрий Шеваров написал:

Вера Лотар-Шевченко не раз получала возможность возвратиться во Францию – и всегда отказывалась. Она объясняла свой выбор так: «Это было бы предательством памяти русских женщин, помогавших мне выжить в адских условиях заключения».

Правда, Симон Соловейчик, написавший в декабре 1965 года статью «Пианистка», которая вытащила Веру Августовну из забвения, приводит в "Последней книге" такую её фразу?

“В жизни никогда нельзя возвращаться назад”.

А его сын Артём Соловейчик объяснил это так:

"Она сказала про это очень просто. Она сказала, что в прошлой жизни у нее было все. Даже больше, чем все, потому что талант и музыка дарили ей волшебный мир. Но в той жизни она даже не могла предположить, что встретит столько замечательных русских женщин, с которыми познакомилась в лагерях. От этих женщин она научилась многому.

Эти женщины, которых не дождались их сыновья и дочери, которых не дождались их мужья и любимые, которых не дождались их матери и отцы, – эти женщины помогли ей выжить. Многие из них не вернулись. Но их дух, их улыбки, их женственность, их сила – ничто не исчезло, ни одна капля крови не пропала.

Это все есть здесь, в пространстве, в ее сердце, в воздухе, которым она дышит. И через музыку она возвращает ушедших до времени дочерей, жен и матерей их детям, их любимым мужьям, их отчаявшимся родителям.

Теперь ее родина здесь. Она остается, потому что здесь должна звучать музыка тех сердец".

Так или иначе, но Вера Августовна не покинула страну, режим которой отнял у неё любимого мужа и двух детей, бросил её на 8 лет в адские условия лагерной жизни, лишил её на долгие годы музыки. Да и как могла она покинуть страну, в земле которой остались лежать её муж и двое детей и где оставался жить со своей семьёй старший сын Денис, которого она нежно любила, а он её обожал?!

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/09/310