13. Крещение Ксении-Алексии

Вадим Прохоркин
"Буэнос-Айрес - Париж Южной Америки". Начало см. - http://www.proza.ru/2014/06/05/766

13. КРЕЩЕНИЕ КСЕНИИ-АЛЕКСИИ



Когда сын Игорь позвонил из Буэнос-Айреса и сообщил радостное известие, что у него с Леной родилась дочка, я после восторженных поздравлений и пожеланий расти  новорожденной здоровенькой, умной, красивой и счастливой, задал вопрос, а как же решили её назвать?

Оказалось, что при выборе имени они  столкнулись с проблемой: дело в том, что в Аргентине каждая провинция имеет список разрешенных имён, имелся такой список и по городу Буэнос-Айресу. Кроме того, надо было подобрать такое имя, чтобы оно звучало абсолютно одинаково, как по-испански, так и по-русски. А еще, по местному обычаю, имя должно было быть двойным или тройным.

После долгих поисков и раздумий, имя для новорожденной, отвечавшее аргентинским правилам, а главное – нравявшееся всем членам семьи, было найдено, дочку назвали Ксенией-Алексией. Двойное имя своей необычностью понравилось  и мне. Я тут же выяснил, что оба имени греческого происхождения, Ксения означает гостеприимная, а Алексия – защитница.

Вот так в нашем русском роду  появилась аргентинка с русско-испанским именем греческого происхождения. А аргентинка - потому что в Аргентине, национальность указывается по стране рождения, так что мой сын Игорь, родившийся в ГДР, стал в Аргентине немцем, его жена Лена, родившаяся в Горьковской области,  – русской, сын Саша, родившийся в Житомире, – украинцем, а дочь Ксения-Алексия, родившаяся в Буэнос-Айресе, - аргентинкой. Чем не интернационал!

Итак, проблема с именем новорожденной была решена довольно быстро, а  с её крещением произошла заминка.

Сейчас почти все родители, вне зависимости от того, живут они по церковным канонам или нет, стараются крестить своих детей.  Вот и Игорь с Леной решили крестить Ксюшу, полагая, что если они этого не сделают,  не будет ей в жизни счастья и благополучия.

С выбором храма проблем не было, в Буэнос-Айресе находился Свято-Троицкий собор русской православной церкви за границей. В нём и решили окрестить Ксюшу.
Крестины были назначены на субботу 25 ноября, когда Ксюше уже исполнились один год и один месяц. Крестить можно было и раньше, но ждали нашего приезда. 

Еще задолго до назначенной даты начались хлопоты, связанные с подготовкой к этому важному событию. Для крещения младенца нужно было иметь  крестильный наряд, нательный крестик и крыжму - полотенце, в котором принимают ребенка от купели при крещении.
По традиции нательный крестик дарят крестные родители, и будущая крестная мать (о ней ниже)  крестик уже подготовила. Да и мы привезли внучке серебряный крестик на серебряной же цепочке, а еще  перстень с александритом, оставшийся от покойной бабушки Саши.

Крестильный наряд - платье для Ксюши Лена решила сшить сама. В поисках подходящих случаю ткани, кружев, пуговиц и прочего, а также ткани для крыжмы  было обойдено много магазинов, и, в конце концов, всё нужное было куплено, и Лена села за швейную машинку. Платье у Лены получилось красивое, праздничное, соответствующее обряду крещения.

Были выбраны и восприемники: крёстным отцом - брат Ксюши Александр, крёстной матерью – приятельница семьи Валерия Алексеевна Гутник.

Несколько слов о ней.
Гутник была родом из Харькова. Во время войны  её вместе  с матерью  вывезли в Германию, по окончании войны она долгое время жила в Италии, а оттуда перебралась в Аргентину, в Буэнос-Айрес. Там имела престижную работу, что обеспечило ей материальное благополучие и позволило приобрести  квартиру в центре города, а по окончании трудовой деятельности - иметь хорошую пенсию.

Лена и Игорь познакомились с Гутник в так называемом «Русском доме», который Гутник часто посещала. Было это в первый год  пребывания Игоря и Лены в Буэнос-Айресе, когда у них не было постоянного жилья, а у Игоря - постоянной работы. Вот тогда-то их и приютили в «Русском доме», в котором находили пристанище русские иммигранты.

Поскольку заработки Игоря не покрывали всех расходов семьи, Лена стала подрабатывать шитьем. Среди её клиенток  оказалась и Гутник,  Лена сшила ей несколько платьев, на этой почве они довольно часто встречались, и Гутник, будучи одинокой женщиной, привязалась и к Лене, и к Саше. Являясь по характеру доброй женщиной, Гутник  прониклась участием к трудностям их семьи и вскоре стала в ней своим человеком, ссужала деньгами, оказывала и другую помощь. А когда родилась Ксюша, привязалась и к ней. Так что лучшей крёстной матери, не имея на чужбине ни друзей, ни знакомых, нельзя было и пожелать.

Наступило 25 число. В приподнятом настроении мы вышли из дому, где-то в центре встретились с Валерией Алексеевной,  и все вместе  поехали к храму к назначенному времени.

Внутреннее великолепие храма нас поразило. У священника я спросил,  можно ли в храме фотографировать, и, получив разрешение,  сделал несколько снимков (см. Приложение).

Таинство крещения совершал настоятель храма протоиерей отец Валентин. Основными участниками таинства являются священник, крестные родители и ребёнок. Оказалось, что по древним обычаям родители ребенка не должны присутствовать на Таинстве крещения, но этот обычай уже не соблюдался, и никаких возражений против присутствия Лены и Игоря при крещении со стороны отца Валентина не возникло.

Всю последовательность церемонии крещения воспроизвести не могу. Помню, что священник, читая молитвы, трижды обошел то место в храме, где стояла крестильная серебряная купель с прикрепленными к ней тремя свечами,  совершал он и еще какие-то действия. После этого голенькую Ксюшу он забрал у державшего её Саши  и совершил непосредственно обряд крещения, троекратно погружая Ксюшу в купель и сопровождая каждое погружение словами: при первом погружении - «Крещается  раба Божья Ксения-Алексия во имя Отца. Аминь»; при втором  -  «И Сына. Аминь»; и при третьем -  «И Духа Святого. Аминь». Затем священник над завернутой в крыжму Ксюшей совершил Таинство Миропомазания, с молитвою состриг с её головы прядь волос и повесил ей на шею крестик, как знак того, что теперь она уже христианка, и после этого передал Ксюшу восприемнице, а она передала её Саше.

Надо отметить, что в течение всей церемонии крещения, длившейся минут тридцать, Ксюша,  как бы понимая всю значимость  совершаемого обряда, вела себя очень спокойно, и ни разу не заплакала, не закапризничала.

Поздравив друг друга, мы направились к выходу из храма и там сфотографировались возле панно «Крещение Руси», а крестильный обед устроили в находившейся поблизости от храма пиццерии «Cafе Pizza El Potosi» (см.приложение).

Прилагаются фотографии:
13-1. Крестильный наряд - http://proza.ru/2015/03/17/926
13-2. Дед и внучка - http://www.proza.ru/2015/03/16/1902
13-3. У панно «Крещение Руси» - http://www.proza.ru/2015/03/17/899
13-4. Крестильный обед – http://www.proza.ru/2015/03/19/866
13-5. Через 15 лет после крещения - http://proza.ru/2015/03/17/771
13-6. Через 17 лет после крещения - http://www.proza.ru/2017/08/20/1180
13-7. Ксении-Алексии исполнилось 20 лет - http://www.proza.ru/2019/10/12/2056

См.продолжение: 14. Исламский Культурный Центр - http://www.proza.ru/2015/09/13/1695