Телесные наказания на Руси

Татьяна Шмидт
 

Нравится мне бродить по Москве и заходить в разные музеи. Как-то гуляя по Арбату,    увидела необычную вывеску   и   зашла   в   один  уникальный музей.  Он называется  « Музей истории  телесных наказаний».  Давно интересуясь жизнью и бытом  в старину, не могла я пройти мимо и не пожалела -  столько   в   нем   интересного!   
 
 Поразили меня   удивительные экспонаты: гравюры, старинные пыточные инструменты,   фотографии.  Жутко,  но   интересно было смотреть на   реконструированные  пыточные машины,  разные инструменты   для  членовредительства,  плети,  кнуты,  кандалы,   терновый венец, щипцы для  вырывания языка,   веревки,  топоры, секиры, красную рубаху   палача и его  кожаный фартук…
 Путешествуя по  закулисью   истории,   узнаю,   что в стародавние времена   палачи были  необходимы на каторге.  Даже само слово  « каторга»  происходит от слова  «кат»,  а  катами на Руси называли  палачей.
На Сахалине в Александровской тюрьме отбывал наказание  знаменитый палач  Гостынский. Не хотел  узник  идти  в палачи,   но  начальство  приказало – ничего не попишешь. Было ему тогда 47 лет, а каторга у него была бессрочной. На своей шкуре испытал Гостынский  лозы и плети, голод и холод, терять ему было нечего,  и стал он палачом.  Это был самый жалостливый палач  на каторге, насколько это было возможно. У него плеть ложилась мягко и без боли.

Другой палач по фамилии Толстых попал на каторгу за жену. Этот сибирский Отелло  отрубил жене голову за то, что гуляла от мужа. Своим заплечным ремеслом владел  палач   в совершенстве, это был  артист своего дела .  Толстых  надо было потихоньку платить за порку. Если плата его устраивала,  то даже после ста ударов  провинившийся вставал и шел, как нив чем ни бывало – кнут ложился мягко и ласково. А тех, кто не заплатил за порку,  палач  бил безжалостно,  с  десяти ударов сдирая кожу.  Выйдя на поселение,   Толстых  имел  капитал и занялся торговлей хлебом.

Вообще телесные наказания появились  давно   - еще со времен  Ярослава Мудрого, сыновья которого  установили  их  публично.  Так было разрешено бить волхвов и выдергивать им бороды.  Но  чаще всего наказывали рабов – холопов.

 Кнут и батоги пришли к нам от азиатских народов.  Карали за прелюбодеяние жён, побои сыном отца, кровосмешение с сестрой и другие грехи.

РУССКАЯ ПЫТКА БЫЛА ЖЕСТОКОЙ.  Отрезали носы, руки,  язык, уши. Расцвет телесных наказаний   пришелся на  16 – 18 века.     Во время правления  царя Алексея Михайловича Тишайшего  били за большие и малые вины:  выжигали глаза, распинали на стене, наказывали розгами и клеймением в щеку, садили  на дыбу. А нести наказание считалось позором. За разбой и  воровство- татьбу пытали сечением разных членов.   В 1653 году для воров и разбойников смертную казнь заменили  членовредительным  наказанием.

 Вора – татя, пойманного на второй краже – татьбе били  кнутом и отсекали руку. Отрезали руку и слуге, который поднял  её на своего господина, за первую татьбу   отрезали уши или два пальца. За  насильственный въезд в чужой двор  обрезали губу, за разбой   лишали  левой руки и правой ноги.  Кнутом били так, что  кожа висела клочьями, а зимой замерзала кровь в ране.  За смуту замешанным  в  бунте Стеньки Разина отсекали по  персту,   а  иным руку. Жестоко наказывали и раскольников -  клали на плаху руку и по запястье отсекали…

Отсечённые члены  прибивали  на видном месте  к  стене  или деревьям  у  больших дорог, чтобы люди всех чинов  об этом знали.
С  виновных   в продаже табака  били,  сдирая кожу,  а на шею привешивали пачку с табаком. Многие не выдерживали  наказания -  умирали под кнутом или от перелома хребта…

Жестокие были тогда  нравы. Особенно доставалось крепостным крестьянам. Их били батогами за недоимки. Нещадно наказывали  и  слуг.  Крепостной   человек без рубцов на спине был редкость.
Свидетелем  публичной  порки на Сенной площади в  Петербурге  стал теплым летним вечером  Николай Алексеевич  Некрасов,   и это вызвало в нем такое чувство протеста, что  поэт  написал эти гневные,  ставшие  знаменитыми строки: 
Вчерашний день часу в шестом
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистел, играя.
И Музе я сказал: «Гляди
Сестра твоя родная!»

Телесные наказания в  России существовали до 1904 года.  Женщин отменили  пороть раньше  –в 1893 году.  А розги оставались в арестантских ротах и военных тюрьмах до самой революции 1917 года.

Самое распространенное наказание на Руси было битье кнутом. По преданию кнут к нам пришел то ли от половцев, то ли от печенегов. По числу ударов битьё  было « с пощадой»,  «с легкостью», «нещадное битьё»,  « с  жесточью» и « без милосердия». От ударов оставались следы на теле и срам, избитый был опозорен.  Ведь даже сам кнут или плеть  изготовляли из полового органа быка, что само по себе  было срамом.

Особо изощрялись   в пытках при  царе Иване  Грозном. При нем   виноватых  закапывали в землю живьем и ставили надсмотрщика, чтобы не давали пить и есть. Иногда  несчастных  откапывали и  отдавали в монастырь.  Еще колесовали, подвешивали за ребро,  сажали на кол, фальшиво монетчикам горло заливали  металлом.
 
Сам Иван Грозный нередко лютовал и   седьмую жену Василису Мелентьеву,  которая ему изменила, приказал обвязать веревками и  похоронить живую, а  новгородского епископа  по приказу  царя  затравили  псами  и  спалили  бороду свечой.  Пытки производили  в садомских  палатах  Малюты  Скуратова,  который  мог  на  толпу  мирных людей  выпустить  разъяренного медведя,  а сам смеялся  при  этом.
ТЯЖКИЕ  телесные наказания  оставались в России до отмены их в 1863 году.

Хожу по  музею, смотрю на пыточные приспособления  и фильм  о гильотине, слышу  предсмертные  крики и хочется скорее на улицу из  этого страшного полумрака.
Выхожу на улицу,  на  светлый божий день,  радуюсь солнышку  и думаю, что иногда нужна такая встряска  страхом. Человека всю жизнь сопровождает страх от  темной комнаты  и  сказки  про Бабу-Ягу в  детские годы    до страха смерти  в старости.
Человеку нужен страх, чтобы  победить его и стать сильным.