Эдвард Мунк и его Крик

                                                   Эдвард Мунк и его «Крик».
       Посетитель музея стоял перед картиной. Бледен. Подавлен. На лбу у него проступал пот. Сердце учащённо билось. Медленно, делая небольшие шаги, он стал приближаться к тому, что вызвало у него такие сильные эмоции. Подойдя практически вплотную к картине, он встал, жадно глотая ртом  воздух. Резко подняв руки, он прижал ладони к холсту. Вскочил закричавший смотритель зала. Посетитель так же резко, испуганно убрал руки с холста,  повернулся на каблуках и быстрой походкой вышел из музея. Спустя два дня в его доме произошёл пожар, причину которого выяснить так и не удалось. Хозяин дома сгорел заживо.
     Так что же это был за музей и что же это за картина, созерцание которой привело, возможно,  к таким трагическим последствиям?..  Это был музей художника Эдварда Мунка в Осло (норв. Munch-museet, Munch-museet i Oslo). Количество произведений, написанных им,  просто поражает:  1100 картин, 4500 рисунков, 18000 графических файлов. Так же в музее хранятся личные вещи талантливого художника. Самая  известная картина Эдварда Мунка- «Крик». Десятки людей, по каким либо причинам входивших в контакт с ней, погибали, заканчивая  жизнь самоубийством или сходили с ума, проявляя неудержимую агрессию. Незадолго до этого случая с посетителем служащий музея случайно уронил картину. Практически сразу же его начали преследовать дикие головные боли, хотя до этого он никогда от них не страдал. Спустя непродолжительное время он покончил собой. Немногим позже случая с посетителем,рабочий музея также уронил картину, когда её перевешивали на другую стену. На другой день он попал в аварию на своём автомобиле, получив переломы ног, рук, костей таза и  сильнейшее сотрясение мозга. Таких случаев было множество, и онипроисходят  и по сей день.
    «Крик», и правда, производит  гнетущее и подавляющее впечатление. Все посетители и критики сходятся во мнении, что картина вызывает чувство экзистенциального страха и беспокойства. Эдвард Мунк - норвежский художник - экспрессионист (1863 – 1944 г.г.).Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было «DerSchreiderNatur» («Крик природы»). Эту картину он писал 1892 по 1910 годы. Было написано четыре варианта «Крика» и все в разных техниках. По мнению современников, холст стал пророческим, предрекая войны, революции и экологические катастрофы ХХ века. На страницах своего дневника в записи «Ницца 22.01.1892», Мунк так описывает источник своего вдохновения: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Изображение красноватого неба, по мнению современников Мунка,  объясняется извержением вулкана Кракатау в Индонезии. Извержение  было в 1882 году. С ноября 1883 по февраль 1884 года небо над Европой, Азией и востоком США было окрашено в красноватый цвет из-за вулканического пепла. Возможно, именно цвет неба в уходящих лучах солнца вызвал у творца такие эмоции. Бесполая фигура с искажённым ртом,  стоящая на мосту, несомненно, отражает внутреннее состояние самого Мунка.Мост и зигзаги пейзажа придают картине мощнейшую динамику. Кричащая фигура бесполого существа соседствует с мирными фигурами двух мужчин. Холст выражает всепоглощающий страх слабого человека, парализованного «пронзающей природой». Картина выражает исключительную напряжённость, являясь апогеем психологического обобщения отчаяния и одиночества.  "Крик"! Невозможно даже дать представление об этой картине, - все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Каждое страдание - это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания - клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров... И небо кричит, - вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы", – писал о картине польский критикСт.Пшибышевский. Однако также считается, что происхождение  фигуры кричащего существа, возможно, уходит своими  истоками к увиденной Эдвардом перуанской мумии. Мумия незадолго до этого демонстрировалась в лондонском музее, который он посетил со своим другом Полем Гогеном. Образ угасающей жизни, страданий и ужаса появлялись в его произведениях  не раз и до знаменитого «Крика». Но именно эта картина превзошла в популярности самого автора.
    Мунка всю жизнь преследовали трагедии и потрясения. Уже с детства у него поочерёдно умерли многие  его родные. Его мать  скончалась от туберкулёза, когда ему было пять лет. После ее смерти«матерью»  для маленького Эдварда стала его  старшая сестра Софи. Но спустя 9 лет и она умерла так же от туберкулёза. Эти события  детства наложили  отпечаток  на его психику. Написав «Крик», Эдвард впал в сильнейший маниакально – депрессивный психоз. И на протяжении  многих лет, пока Мунк пытался от него избавиться, он постоянно воспроизводил эту картину. В 1908 году депрессия и преследующие его галлюцинациивынудили  художника несколько месяцев провести в психиатрической больнице Якобсона. Но и в клинике он продолжал творить. Когда же он избавился от болезни, он утратил и способность, или потребность,  в писании этой картины.«Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», - писал о себе художник.
   Художник был нелюдимым человеком, предпочитая одиночество. Одновременно он имел много друзей и тянулся к ним, но быстро уставал от общения и предпочитал уединение. Живя в своём доме,он полностью предавался работе. Мунк был большим аскетом, довольствуясь только самым необходимым. Живя в двухэтажном доме, он практически годами не посещал второй этаж, а так же многие комнаты первого. Жизнь его проходила в мастерской и паре комнат, находящихся поблизости. Эдвард всю свою зрелую жизнь прожил один. В 1899 году у него начался бурный роман с Талой Ларсен, богатой молодой норвежкой. Ларсен была влюблена в него и настаивала на женитьбе. Это тяготило Эдварда. Он был не готов к совместной жизни. Роман был бурным, со  ссорами, расставаниями, выяснением отношений. Длился он около четырёх лет. В 1902 году Тала с его друзьями «разыграли» художника, объявив о смерти девушки. Друзья даже показали её «мёртвое» тело. По замыслу интриганов «воскрешение» должно было разжечь чувства художника. Произошло обратное. Был психоз. Была истерика. Было ощущение предательства! И было решение расстаться с Ларсен. Была даже драка с друзьями, в которой он повредил левую руку. Впоследствии ему на ней удалили палец. С тех пор творец не заводил серьёзных отношений ни с одной женщиной до самой смерти.
    Лишь в последнее десятилетие  жизни к Мунку пришли  признание и слава. В 1933 году он был удостоен Большого креста ордена Святого Олафа.  В крупнейших городах Европы с большим успехом прошли его выставки.Художник, будучи  больным, почти слепым,  провел последние годы жизни в своём доме, в норвежском городе Экели. Живя отшельником, Эдвард разбирал  и систематизировал  свои картины, рисунки, гравюры и литографии. Перед смертью он завешал все свои работы городу Осло. Эдварк Мунк умер 23 января 1944 года в возрасте восьмидесяти лет.
  Три версии картины «Крик» принадлежат норвежским музеям. Все три  выполнены маслом. И лишь одна версия, выполненная пастелью, принадлежит неизвестному частному коллекционеру. Эта версия картины является самым дорогим произведением живописи, когда-либо проданным с аукциона. Она была продана на аукционе «Сотбис» в мае 2012 года почти за 120 миллионов долларов. Имя нынешнего владельца картины до сих пор не раскрывается.  Первоначальным владельцем холста был сосед и друг Мунка, Томас Олсен  ( в последствии картина перешла по наследству его сыну Петтеру). Томас был богатым судовладельцем, который начиная с 1920 года, оказывал покровительство Эдварду, покупая его картины. Благодаря Томасу  были спасены 74 картины гениального художника,  находившиеся  тогда в нацистской Германии, где творчество Мунка было признанно «дегенеративным», и его работам грозило сожжение.


Рецензии