Июльские грузди 5

Александр Викторович Зайцев
- Ну, пока, - сказал Пётр, сворачивая с дороги в лес. – Встретимся в час. Где ключи от машины, знаете. Ни пуха! – и Пётр нырнул в прогал среди молодых ёлочек.
Я взглянул на Зосимыча.
 
- А мы дальше пройдём, - ответил старик. – Чего друг у дружки из-под носа грибы резать? Впрочем, метров через сто свернули и мы.

- Найдёшь, бери, но сильно не задерживайся, - рекомендовал Зосимыч. – Нам дальше нужно. Здесь всё уже на коленях вылазано…

- Так ведь и грибы растут, - теперь я решил противиться такой расточительности старика: надо же додуматься оставлять грузди кому-то!

- Так сегодня уже и вылазали, - ответил тот и показал на пустую пачку сигарет. – Вчерашняя бы от росы намокла…

И, словно в подтверждение его слов, за ближайшими ёлочками что-то запыхтело и стало подниматься.

- Зосимыч, ты что ли? – спросило что-то басом и вылезло к нам. Оказалось, здоровенный мужик. За спиной у него висел тяжеленный берестяной пестер, а в руках была огромная корзина тоже полная груздей. Но вместо гордости мужчина сказал словно бы извиняясь:
 
- Глаза сдают... Мелочь уже не вижу.

- Да ладно, Михалыч, прибедняться. Вон сколько надрал!

- Да… лопухами-то быстро корзину набьёшь… - вздохнул Михалыч. – А вы только пришли?

- Да вот… - пробормотал Зосимыч, затем снял с плеча корзину и вытащил нож. – Не шевелись!
 
- Стою… - ответил Михалыч, прекрасно понимая, что имеет в виду старик.
Зосимыч нагнулся к его ногам, ширкнул ножом чуть не по сапогу и поднял прекрасное, белое, завитое чудо, свободно уместившееся у него на ладони.
 
- Глаза… - пробормотал Михалыч, - глаза…

- А ты куда смотрел? – строго спросил Зосимыч, когда навьюченный мужик пошёл к дороге.

Я хотел, было, подойти к старику, чтобы полюбоваться первой добычей, но тот остановил меня:

- Давай-ка, Слава, на колени и ручками по мху, ручками. Мелкий груздь уважения к себе любит…

Поставив корзину, я принялся пядь за пядью ощупывать мох. Он был влажный, и потому первый груздок, попавшийся мне под руку, я ощутил сердцем.
 
- Зосимыч! – выпалил я на весь лес, сияя от счастья. – Груздь!

Старик улыбнулся.
 
- Да, Слава, собирать грузди намного интереснее, чем их есть, - сказал он, закуривая и давая мне возможность обшарить всю полянку.

- Вот, - а ты говорил «вылазали»… - я протянул свою корзину, в которой лежало шесть великолепных груздочков, каждый из которых был не больше спичечного коробка.

- Такие, как ты, с Михалычем и лазали… - рассмеялся старик. – Пошли дальше.

Пока мы шли по лесу, нам несколько раз встречались грибники. С одними старик здоровался, другие были явно не местные, городские. Эти с нескрываемым удовольствием смотрели на наши почти пустые корзины. Но уже метров через сто, за небольшим овражком, конкуренты перестали попадаться, да и ауканье уже осталось где-то за спиной.

- Вот теперь смотри в оба, - сказал Зосимыч, – найдёшь груздь, шарь рядом. Найдёшь корни, особенно старые, тоже мох проверяй. Я рядом буду, а если что – дудну, - старик хлопнул рукой по рогу, висевшему на спине.

Я хотел, было, сказать, что как можно разойтись, собирая грибы в одном месте, но тут увидел первый груздь на этом месте и бросился к нему…

Как можно потеряться, собирая грузди на одном месте? Да очень просто! Через пять минут я уже вошёл в такой раж, что забыл обо всём на свете. Я лазал на четвереньках, шаря руками по мху, потом подхватив корзину, чуть не бегом метался по лесу в поисках новой полянки, помеченной резаными корнями или оставленным на развод «лопухом» - большим, с суповую тарелку, и такой же формы развернувшимся груздём, приметным издалека. Бросался туда и снова шарил по мху. Впрочем, попадалась не только мелочь, и в корзине прибывало быстро. Где-то через час огромная, двухведёрная корзина была почти под завязку. Я посмотрел на часы и чуть не заревел: десять! Собираемся к часу. Это сколько груздей за это время не влезет в корзину… От обиды я завыл почти по волчьи:

- Зосимыч!

- Чего кричишь? – спросил он у меня из-за спины.

- Ты здесь? – удивился я.

- Только подошёл. Думаю, что пора высыпать идти…

- Высыпать?

- А ты думал, зачем Пашка ключи от машины оставил? Багажник большой. До часу ещё по паре корзин наваляем. Сегодня гриб прёт…

- Зосимыч! – завопил я уже радостно. – Спаситель!..

- Да чего уж там… - старик пожал плечами, - пошли… - и пошёл в обратную сторону.
 
- Ты куда?

- К машине, - ответил он, не оборачиваясь. – Она там, - старик махнул рукой, всё ещё вооружённой ножом. – Завертелся?

Я удивился, но промолчав, поплёлся следом. На ходу прикинул, где солнце было утром, вспомнил наш путь с поворотом, и, действительно, выходило, что машина была в том направлении, куда указал Зосимыч. Вот уж точно: в лесу не стоит доверять своим чувствам, всегда надо перепровериться.

Через десять минут мы были у машины. Пока аккуратно переложили грибы из корзин в заранее приготовленные коробки, пока попили чаю с бутербродами, пока Зосимыч перекурил, пришёл и Пётр. Его корзина была настолько полна, что её бока были надставлены еловым лапником, и всё равно грузди белели и над ним, едва не упираясь своими завитками в ручку.
 
- Фу… - перевёл дух Пётр, - едва дотащил. Что нынче с груздём-то творится, а? А ты чего сияешь? – Перевёл он взгляд на меня. – Целую набрал?

Я, словно школьник, радостно кивнул.

- Ты дорогу запомнил? – строго спросил меня Зосимыч.

- Да!

- Ну так чеши, чего расселся! Мне теперь передых нужен. Посижу с Петькой и придём. А ты беги, радуйся.
 
И я, как мальчишка, бросился в лес.

- Слав, корзину-то возьми! – крикнул уже вдогонку Зосимыч.

Пришлось под гогот Петра возвращаться за корзиной.

Продолжение: http://proza.ru/2016/01/22/378