Глава 21. Откуда было знать, что это мифы?

Георгий Кончаков
- Можно ли переписывать историю? - начал с вопроса Роберт, известный спорщик, сын партийного секретаря по идеологии, осуждавший Сталина за репрессии, но оставшийся на позициях большевистского социализма, считавший предателями всех, кто отрекся от принципов и идеалов коммунизма.


- Можно. И нужно, - категорично обозначил свою позицию Аркадий Львович. - Не секрет, что историю пишут победители.
 
Р о б е р т: - Ну, и что? Естественно. Но пишут на основании происходящих исторических событий, на основании свидетельств очевидцев, фактов.


А р к а д и й   Л ь в о в и ч: - Не всегда. В летописях дотошные историки обнаруживали изъятие страниц и замену позже написанными. А уж историю большевистского владычества сначала сочиняли по предписаниям Ленина, потом приложил руку Сталин. Оказался всеведущим редактором и в сочинительстве одержим. Осудив культ Сталина, Хрущеву ничего не оставалось, как переписать историю Советского государства, а главное, историю КПСС. Развенчав Сталина, надо было сохранить у народа веру в партию, её ведущую роль в строительстве социализма, в экономических достижениях и военных победах. При всех издержках сталинского правления, тиранического режима надо было убедить, что партия обеспечила победу социализма в стране. Переписывание не было объективным, строго научным. Историки выполняли очередной заказ верховного правителя.


Р о б е р т: - Согласен. Хрущев наломал дров. Смешал с грязью Сталина. Все неудачи социалистического строительства свалил на него. Но что происходит сегодня!? Уму не постижимо. Демократы в своей ненависти к Сталину и социализму отвергают все положительное, что дал стране и народу советский строй. Во всем видят злой умысел Сталина.  Хотят принизить роль народных масс в становлении и развитии первого в мире государства трудящихся. Унизить, перечеркнуть самоотверженный труд советских людей в создании социалистической экономики, героизм в борьбе с фашизмом.


В о л ь д е м а р: - Демократы тут не при чем. Всё началось с горбачевской гласности. В официальной партийной печати начали прояснять темные, замалчиваемые страницы нашей истории.

Р о б е р т: - Что ты имеешь ввиду?

В о л ь д е м а р: - В «Правде» стали публиковать статьи, раскрывающие подлинные страницы истории.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Статьи в «Правде» носили половинчатый характер. До настоящей правды было еще далеко. Горбачев не хотел и не мог допустить, чтобы правдой запятнали социализм.

В о л ь д е м а р: - Но понял, что социализм в СССР не удался, потому и выступил с идеей перестройки, создать социализм с человеческим лицом.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Просчеты и промахи Горбачева известны. Не в своем седле оказался. Не по Сеньке шапка досталась. Но положительную роль в истории страны и мирового сообщества сыграл. Дал начало распаду сначала социалистического лагеря, а затем и СССР. Гласность способствовала пробуждению общественного сознания. Популярность получили исторические статьи Роя Медведева.


В о л ь д е м а р: - Наибольшее влияние на пробуждение общественного сознания сыграли «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова и публикация в «Новом мире» двумя годами позже, в 1989-м, «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына.

А р к а д и й   Л ь в о в и ч: - Вряд ли сильно ошибусь, если скажу, что роль книг Рыбакова и Солженицына преувеличена. Хотя наша страна и рекламировалась, как самая читающая, трудящееся население с этими авторами и их книгами мало было знакомо, названные имена рядовым рабочим и крестьянам ничего не говорили. Книги читала интеллигенция, массовая, незнакомая с диссидентами и диссидентством. На интеллигентов средней руки книги произвели впечатление.


В о л ь д е м а р: - На современников. Моих однокурсников по институту культуры литература такого рода мало интересовала. В печатных изданиях славословили Солженицына за его непримиримость к режиму партократии. Ты совершенно прав, основная масса населения была безучастна к подвигам Великого диссидента.

Р о б е р т: - Рассуждаете вы складно и занятно. Нет причин вам возражать. Но меня возмущало и продолжает возмущать, с какой наглостью сегодня пытаются перекроить, переписать историю.


В о л ь д е м а р: - Ну, а что же ты хочешь? Чтобы школьники до сих пор изучали советско-финскую войну как советско-финскую компанию в 1939 году против белофиннов, граница с которыми проходила в тридцати километрах от Ленинграда и тем самым создавалась угрозу городу и самому существованию СССР? Откуда в 1939 году взялись белофинны? Какую угрозу могла представлять Финляндия с населением в три миллиона человек Советскому  Союзу с населением в 170 миллионов?


А р к а д и й   Л ь в о в и ч: - Или вступление в войну против Польши по тайному сговору с Гитлером описывать в школьных учебниках как освободительный поход Красной Армии по возвращению в состав страны Западной Украины и Западной Белоруссии?

В о л ь д е м а р: - Утверждать, что в начале войны в 1941 году Германия имела на советской границе многократное превосходство в танках, авиации и артиллерии.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: Врать, как кровавый режим большевиков во главе с Лениным и Троцким расправился с восставшими матросами Кронштадта и тамбовскими крестьянами, не признавшими продразверстку.

Р о б е р т: - Вы еще напомните про голодомор и реквизицию народных ценностей в церковных храмах. Отстаивать советскую власть, строить социализм пришлось в тяжелых сложнейших условиях. Крайние меры были необходимы во имя победы революции, для сохранения власти рабочих и крестьян.


В о л ь д е м а р: - Большевики только прикрывались ссылкой, что власть принадлежит трудящимся. На самом деле были сформированы и вооружены многомиллионные банды, которые бесчинствовали в стране, благодаря которым держалась и удержалась советская власть. Такое бесчеловечное и безжалостное к народу государство могло существовать только в феодальную эпоху и еще ранее в период рабовладения.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - На практике так и получилось. Крестьян превратили в крепостных, лишив их по существу гражданства, так как не имели паспортов. Работали по принудительной системе в колхозах. Создавали материальные блага, кормили страну, чтобы самим жить впроголодь. Так что перед историками 90-х годов, после распада СССР, стояла задача не переписать историю в угоду новому, пришедшему к власти поколению демократов, а освободить от прежних мифов. Мифов, сознательно сочиненных в оправдание антинародного изуверского режима во имя построения справедливого для трудящихся социалистического строя. И жертвами этого режима стали сами трудящиеся.


В о л ь д е м а р: - Представляю, в каком положении оказались преподаватели истории.

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Что верно, то верно. На протяжении нескольких десятилетий, всю свою трудовую жизнь говорил ученикам неправду, а затем должен отречься от нее. Драматизм, а точнее трагизм ситуации, очевиден. Такое потрясение не просто пережить.

Р о б е р т: - Вот и проявилось массовое предательство, вероотступничество от принципов и идеалов социализма и коммунизма. Учителя истории оказались в первых рядах.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Как раз не все учителя оказались способны понять, что произошло с историей. К нам в старшие классы приходили выпускники
школ-восьмилеток. Они, как в старые добрые советские времена, заканчивали курс истории революционной деятельностью Ленина и его выдающейся ролью как вождя мирового пролетариата. И это не в начале, а в конце 90-х, когда появились новые учебники, частично очищенные от большевистской мифологии, и по новому учебному плану изучении истории заканчивалось уже в неполной средней, базовой школе. В десятом и одиннадцатом классах ввели обобщающее повторение всей мировой истории, начиная с первобытного общества. Я знал учителей истории, которые в конце 90-х ухитрялись давать учащимся характеристику империализма по ленинским признакам, замалчивая первый — империализм как умирающий загнивающий капитализм. Говорить о загнивании  капитализма в это историческое время не решались даже упертые марксисты. Это понимали учителя — ортодоксы большевистского ленинско-сталинского социализма.


Р о б е р т: - Время покажет, кто из нас прав. Во всяком случае настоящие коммунисты, объединившись в КПРФ, остались верны принципам коммунизма, не поддались на провокации демократов. И только неустойчивые элементы, в числе которых оказались интеллигенты средней руки - учителя-историки, продались, предали то, чему верой и правдой служили всю свою жизнь.

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Если принципы оказались ложными, а идеалы надуманными, отказ от них не является предательством. А вот верность им, вопреки фактам, логике и здравому смыслу невольная глупость.

Р о б е р т: - По-твоему Зюганов и миллионы, стоящие за ним, глупцы. Ты осмелишься называть глупцами писателя Распутина и нобелевского лауреата Жореса Алферова? А таких несть числа.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Не только Распутина и Алферова, но и Зюганова считаю одним из умнейших людей среди наших современников. Но коммунизм они восприняли как некую религию, предписаниям которой готовы следовать до конца жизни, готовы жизнь за нее отдать.

Р о б е р т: - Верность и преданность идеалам всегда характеризовала революционеров, настоящих коммунистов. Но современные коммунисты вовсе не следуют слепо марксизму-ленинизму. Прекрасно понимают, что современный мир не такой, каким был сто лет назад. Ленин всегда повторял, что коммунизм — не догма, а руководство к действию. Строго говоря, Ленин никогда не был последовательным марксистом. Он был мудрым политиком. Вот почему его учение живо, не потеряло актуальности по сей день. Коммунисты признают, что в современном мире надо строить экономику, экономические отношения на иных принципах, что отказ от частной собственности ещё не ведет к социализму, но при этом остаются верны идеалам социального равенства и социальной справедливости.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Потому и находит теория социализма поддержку среди больших масс социально необеспеченных, что опирается на словесную демагогию, обещающую всеобщее равенство и братство. Когда талантливый артист, художник, писатель обретают немыслимое материальное богатство, никто не считает их эксплуататорами, не осуждает за то, что оказались неравными остальным членам общества. А вот если предприниматель проявил талант в организации материального производства, сразу вспоминаем Маркса. Обвиняем в незаконном, незаслуженном присвоении прибавочной стоимости, созданной трудом рабочего. Как будто остальные участники производственного процесса, инженеры, технический персонал, работники бухгалтерии не внесли свой вклад в производство конечной продукции. Прибавочная стоимость Маркса в современной экономической теории носит название добавленной стоимости, что более верно отражает происходящие в экономике процессы.


Р о б е р т: - Вы опять отклоняетесь не в ту степь. Я возражаю и протестую против фальсификации истории современными демократами в угоду и оправдание совершенного переворота в экономике, возврата к капитализму в России. Семьдесят лет люди строили социализм, добились неимоверных успехов, вывели страну в лидеры среди ведущих стран мира. И на тебе! Нашлись вожди, политические авторитеты, возглавившие движение по уничтожению всего достигнутого трудом советских людей, трудового народа.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Экономическая модель, применяемая при социализме, не оправдала себя, оказалась неэффективной. И дело не в названии строя, при котором предстоит жить, дело в экономической системе, которая позволит успешно развиваться экономике, привести общество к обеспеченной зажиточной жизни каждого его члена. Людей, воспитанных при социализме, пугает деление общества на богатых и бедных. Но если в отличие от богатых, колоссально богатых, процент которых не так уж велик, остальные будут жить в материальном достатке, получать образование в соответствии с природными способностями, выполнять общественно полезный труд в силу реальных возможностей, чувствовать себя свободными и материально независимыми, такая жизнь устроит подавляющее большинство. Против такой жизни выступят только те, кто непременно жаждет революции, которая ликвидирует небольшой слой действительно богатых людей, среди которых окажутся таланты вне сферы материального производства.


В о л ь д е м а р: - Современные историки в России, может быть, впервые получили возможность заниматься научными исследованиями без оглядки на власть имущих, получили действительную свободу для научного творчества.

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Очистить историю от надуманного и придуманного идеологами большевизма, развенчать мифы о справедливости коммунистического режима, осуществленного в СССР — первейшая задача историков-ученых. И надо сказать, что ученым и учителям истории эта задача оказалась посильной, далась легче, чем преподавателям и ученым других общественных дисциплин. Каково пришлось авторам учебников по марксистско-ленинской философии?


В о л ь д е м а р: - Представляю.

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Ты только представляешь. А они медленно, постепенно, поэтапно   сначала воздержались упоминать имя Маркса в учебниках по философии, потом свернули параграфы о трёх законах диалектики, в более поздних изданиях марксистской диалектике стали посвящать один отдельный параграф, как одному из направлений после гегелевской философии, получившей государственное признание в СССР.


Р о б е р т: - Это ничего не значит. Последователи марксистско-ленинской философии остались в стране, и не только в лице коммунистов. Марксизм признан многими философами во всех странах мира. Напрасно демократы радуются, что навсегда похоронили марксизм-ленинизм.

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Тем не менее, в нашей стране он отвергнут на государственном уровне. А рынок, рыночные отношения поддерживаются и развиваются правительством России.

В о л ь д е м а р: - Мне кажется труднее всех пришлось экономистам. На протяжении всего времени существования СССР преподавать марксистскую политэкономию, заставлять студентов читать и конспектировать «Капитал» Маркса. И вдруг такой поворот. Теория рыночной экономики.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - К чести экономистов Московского университета они первые сделали разумный шаг. Перевели на русский язык наиболее удачный университетский курс американских профессоров, признанный во многих странах мира. Позже, правда, экономисты других вузов, воспитанные на «Капитале», спохватились. В учебники по экономической теории пытались втиснуть Маркса, но это не очень складно выглядит.

В о л ь д е м а р: - А что стало с вузовскими преподавателями и кафедрами научного коммунизма?


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Думаешь, они самоликвидировались? Объединились с преподавателями исторического материализма. Стали преподавать социологию и социальную философию. С введением преподавания политологии освоили и эту новую для них квалификацию. Исходя из своего преподавательского опыта могу однозначно сказать, что историкам было легче переходить на преподавание подлинной истории. Хотя сопротивление этому не только существовало в среде историков-ученых. Люди, получившие образование в советской школе и советских вузах, не сразу и не все согласны были пересматривать свои взгляды на историю Страны Советов. Так что овладение подлинной историей всем нашим обществом займет немало времени. Сменится, возможно, ни одно поколение, когда сторонники социализма и сталинизма окажутся в подавляющем меньшинстве, как ортодоксы, отстаивающие свою личную, как им кажется, точку зрения.


В о л ь д е м а р: - До тех пор будут продолжаться споры о Павлике Морозове, Зое Космодемьянской, 28-и гвардейцах-панфиловцах.


Р о б е р т: - Спор о Павлике Морозове, по-моему, излишен. Мальчишка сообщил о вредительстве отца. Правильный поступок. Может, за это героем не следовало делать. Но он вместе с младшим братишкой злодейски убит и тем заслужил память сверстников. Стал образцом для пионерии.

В о л ь д е м а р: -  Но он донес на родного отца.

Р о б е р т: - Ты же не осуждаешь Тараса Бульбу, что убил родного сына за предательство. Вспомни мать изменника в «Сказках об Италии» у Максима Горького. Или что творилось у нас в России во время гражданской войны.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Проблема тут не в поступке подростка. К тому же отец бросил сыновей. Жил обеспеченной жизнью в то время как дети бедствовали. Трагическая смерть была использована, чтобы сделать тринадцатилетнего пацана героем. Можно допустить, что мальчишка не мстил отцу за свою сиротскую долю, а выполнял гражданский долг, как мог это представить себе парнишка-малолетка.

В о л ь д е м а р: - Про гражданский долг, скорее всего, придумали взрослые, чтобы создать образ героя.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Я не могу согласиться, когда ретивые авторы беззастенчиво утверждают, что коммунистическая пропаганда, органы госбезопасности использовали имя пионера-героя, чтобы превратить пионерию в доносчиков. По себе знаю. Плакал, когда читал книгу о гибели Павлика Морозова. Восхищался смелостью, не побоялся выступить даже против отца родного. Но никогда мысли не возникало шпионить за взрослыми, подозревать их, разоблачать как врагов советской власти. Да их и не было в моем окружении и окружении моих сверстников-пионеров. Другое дело, что сегодня трудно определить, где правда, где вымысел в истории с Павликом Морозовым. Сомнения порождены тем, что среди героев-пионеров подлинных, настоящих оказались вымышленные имена с придуманными подвигами.


Р о б е р т: - Целиком и полностью с тобой согласен. Придумывать героев не следовало. Но кощунствовать над памятью тех, кто отдал жизнь в борьбе с фашизмом, преступление. Я имею ввиду Зою Космодемьянскую.

В о л ь д е м а р: - Ты просто не в курсе. Видимо, не знаком с документами. В истории с Зоей есть один неприятный печальный момент. Подвига она не совершала. Поджигать дома сельчан, в которых ютились женщины с детьми и стариками, взрослое мужское население было мобилизовано, преступление.


Р о б е р т: - Почему же? Отлично знаю.Зоя и другие члены групп заброшены в тыл к немцам для исполнения приказа № 428. Приказа Верхового Главнокомандования. Дословно цитирую: «разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40 — 60 км в глубину от переднего края и на 20 — 30 км вправо и влево от дорог».

В о л ь д е м а р: - Только Сталин мог подписать такой приказ, обрекая наших людей, советских граждан, которых не смогли эвакуировать, на смерть.


Р о б е р т: - Зоя и остальные бойцы диверсионных групп — военнослужащие, принявшие присягу, они не могли не выполнить приказ. Согласен, приказ жестокий. Но шла война. Немцы шли на захват столицы. Надо было остановить любой ценой. С жертвами не время было считаться.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Тут действительно удивляться нечему. И ещё находятся защитники Сталина, цитирующие слова вождя, что человек — главная ценность нашего общества. Подобные приказы и действия применялись на всех фронтах. Взять тот же блокадный Ленинград. Жуков в сентябре сорок первого прибыл в осажденный город с приказом заминировать не только военные заводы, корабли Балтийского флота, но и все хлебопекарни. На случай захвата города немцами, чтобы им ничего не досталось. Как выживут люди, в расчет не брали.


В о л ь д е м а р: - То, что случилось в Сталинграде. Эвакуировать население команды не было, чтобы, видите ли, не посеять панику. В результате в почти полностью захваченном городе, победный фашистский флаг красовался на здании обкома партии, от полмиллиона гражданского населения выжили что-то порядка семи тысяч. Город стал братской могилой.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Зоя Космодемьянская награждена заслуженно. Не её вина, что пришлось выполнять злодейский приказ. Его выполняли все, в том числе и военнослужащие отступающих частей Красной Армии. Правду сказать тогда не посмели. А героически принятая смерть семнадцатилетней девушкой, девчонкой, вчерашней школьницей была вдохновляющим примером. Только так могли отдавать жизнь настоящие советские люди.


В о л ь д е м а р: - Так и было. Взять того же генерала Карбышева. При попытке выйти из окружения был контужен, в бессознательном состоянии взят в плен. Но служить немцам отказался. Для немцев важно было не только то, что советский генерал согласится на службу у гитлеровцев, он был инженер-фортификатор, представлял интерес как специалист высокого класса. Но и плененный не стал предателем.


Р о б е р т: - Если не ошибаюсь, не смотря на возраст, ему было за шестьдесят, за отказ сотрудничать был направлен на каторжные работы. В феврале сорок пятого в концлагере Маутхаузен Карбышев в составе большой группы военнопленных подвергся зверской казни. Гестаповцы на морозе поливали водой из брандспойтов. Тела умерших сожгли в печах Маутхаузена. И обратите внимание. Сталин пленных однозначно считал предателями. Карбышеву звание Героя Советского Союза было присвоено при Сталине в 1946 году.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - О Сталине спорить не будем. Крайне неприятно, противно, что находятся наши современники, которые из ненависти к Сталину, социалистическому строю способны осквернить героический подвиг советского народа на всех этапах социалистического Отечества.


Р о б е р т: - Вот почему я возмущен попытками историков и прочей пишущей и печатающейся братии отрицать подвиг 28-и гвардейцев-панфиловцев.

В о л ь д е м а р: - В этом случае твое несогласие и упрямство излишне. Что поделаешь, если военные журналисты оказались непорядочными людьми. Сочинить подвиг ради благой цели — поднять настрой, подвигнуть к подвигу бойцов многомиллионной армии защитников Родины — считали своим долгом и обязанностью.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Обстоятельствами подвига занималась Главная военная прокуратура СССР в 1948 и в 1988 годах. В материалах расследования 1948 года содержатся показания командира полка о том, что никакого боя с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года не было. Публикацию в 1966 году в «Новом мире» статьи Кардина, где впервые высказано сомнение в достоверности истории о панфиловцах, Брежнев назвал клеветой на героическую историю партии и нашего народа. Кто-то, как и Брежнев, считает, что отказ признать подвиг, клевета. Кто-то настолько свыкся с полученной в школе, затем во всех послевоенных публикациях информацией, что не может принять, согласиться, будто это придуманный журналистами миф. Как такое может быть? Ведь посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. И список есть, где указаны фамилия, имя, отчество каждого. Как после этого отказаться, если есть официально установленный и утвержденный факт?
Остается надеяться, что в России не наступят больше времена, когда надо будет сочинять историю, возвеличивать высокопоставленных государственных деятелей, придумывать героев.  Главная беда не в том, что придумали, исказили те или иные события и факты истории, скверно, что наврали с социализмом. Выдали за социализм тоталитарный режим казарменного социализма.


                http://proza.ru/2018/05/02/1848