Колокол по иллюзиям. Ч. 6

Борис Готман
   Продолжение. Предыдущая часть  http://proza.ru/2017/02/04/977
       
   Я пытался осмыслить услышанное.
    
   С одной стороны, это какой-то бред. Но с другой, всё сказанное полковником было очень стройно и логично. Особенно в свете опубликованных в последнее время рассказов и воспоминаний о сталинских репрессиях, когда людей уничтожали за менее серьёзные прегрешения, чем те, которые, по словам цензора, могли инкриминировать мне.
   
   И вдруг я, наконец, вспомнил, почему в моей голове "Гренада" Светлова была связана с войной в Испании: 
    
  -Товарищ полковник, - стараясь говорить как можно  спокойней, сказал я, - "Гренада" Михаила Светлова имеет самое прямое отношения к Гражданской войне в Испании!
   
  -Какое же? - с иронией, но и с некоторой заинтересованностью спросил цензор.
   
  -Эту поэму прочёл в 1936 году в Париже Илья Эренбург на встрече с левой интеллигенцией, после того, как вернулся из Испании.
 
   Он увидел там паралич республиканской власти и признаки готовящегося мятежа.
 
   Эренбург прочёл эту поэму, переводя с ходу на французский язык:
             
                "Гренадская волость в Испании есть...
                ...Я хату покинул. Пошел воевать,
                Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать..."
   
   Он сказал:  "Над Гренадской волостью нависла опасность. Враг приближается. Бейте тревогу!"
   
   Именно после этого  прочтения Эренбурга "Гренада" стала очень популярной за границей, а совсем скоро разразился мятеж.
 
   Теперь цензор посмотрел на меня с откровенным интересом:
    
  -Верно, сержант! Откуда Вы знаете об этом?
    
  -Товарищ полковник!
      
   Но собеседник первый раз за время нашего разговора прервал меня:
   
  -Обращайтесь  просто Борис Сергеевич, - сказал вдруг цензор, - а я, с Вашего позволения, буду Вас называть "тёзка".
   
  -Хорошо, товарищ пол… Борис Сергеевич.
   
  -Вот и славно, - первый раз улыбнулся цензор. – Полагаю, что хотя Вы, тёзка, в функциях военной цензуры не особо разбираетесь  –  предмет "Военная администрация"  будете слушать только на последнем курсе, то, что наша беседа в эти функции не входит, надеюсь, понимаете?
   
  -Так точно…Борис Сергеевич!
   
  -Я, если помните, начал нашу беседу с того, что  много  авторов, имевших  поверхностное представление о материалах, которые использовали, ни за что, ни про что испортили свои жизни. И моей целью было предостеречь от этого Вас, тёзка.
    
   Но это не всё, - продолжил он. - Раз Вы знаете такие подробности, скажу прямо, не ожидал, хочу и Вам кое-что рассказать.

 
   Продолжение следует http://proza.ru/2017/02/05/2241