Прости, что я тебя всего лишь извинил

Сергей Лановой
Но ведь это же действительно познавательно и интересно, как в канун Прощёного Воскресенья на бескрайних просторах сетевых диалоговых ям и на экранах личных сотовых телефонов появляются не только искренние слова о желаемом прощении, но и вытряхивается множество точек зрения разумных, казалось бы, людей, всерьёз рассуждающих, что между словами "извини" и прости" стоит какая-то могущественная разница. В первом случае, согласно подобной теории, предполагается, что я не виноват, так получилось, а второй содержит собственно извинение, которому логично следует прощение, потому что извинение - это удел тех, кто извиняется, а прощение - это дело рук того, кто прощает. Не потеряли нить? Это легко. Её там нет.

Вот только разницы не существует. Если ты делаешь это искренне. Пропасть находится не между словами, а в самой интонации, в действительном желании, чтобы твоё извинение, прощение или какие угодно слова услышали и поверили в них. Хорошо, если хватает ума понять, что речь идёт об элементарной этике общения людей. Можно сказать "прости" таким образом, что после сказанного не потребуется санитаров и не поможет живая вода - ваш собеседник окончательно околеет:
- Ой, скажите пожалуйста, простите, если чем-то загнул!
- Извини, конечно, но и мне от этого ни тепло, ни погулять.

Знакомо, верно? Пренебрежение. Брошенное ценными словами. Можно извиниться таким тоном, что в ответ захочется убить. И всё-таки массы людей с университетским образованием и даже совсем без дымятся в диалогах, доказывая лингвистические ёмкости первого значения, зачем-то отличая его от второго. В разговорах, тренингах, мастер-классах и прочей ерунде, собирая таких же светлосмотрящих, ничерта не понимающих, но свято верящих, что теперь они знают о прощении всё. Ничего вы не знаете. Не в словах дело. А в искреннем желании их произнести.

Если мне каким-то неправильным движением удалось сделать человеку плохо, я менее всего буду размышлять, каким из двух разрешённых значений я его утешу. Заразившись bлядством обесцененных умниками слов я, возможно, не захочу повторять их больше никогда в жизни, но подойду к тому, кто чего-то от меня ждёт, коснусь дрожащего плеча и скажу:
- Слушай.. послушай меня.. мне так жаль.. мне чертовски жаль за мои слова, удар или выстрел. Поверь.

И мне поверят. Хотя я мог вообще ничего не говорить. А всего лишь встать близко, посмотреть в закрывшееся для меня лицо, взять ускользающую руку и сжать её, не отпуская до тех пор, пока не изменится уходящий взгляд и скрываемое дыхание не станет ровным. У меня получится. Но всё равно я что-нибудь скажу. Найду слова. И сделаю их ценными. Без сравнения между собой. Просто давая возможность понять человеку напротив, что мне не плевать. Не всё равно. Да, это трудно. Но я это делал. Не ожидая, когда мне растолкуют преимущества прощения перед извинением, и не надеясь на бесполезное понимание тех, кто не умеет ни того, ни другого.



GC


Прощёное Воскресенье
http://proza.ru/2012/02/26/611

Простите. - Не понял?
http://proza.ru/2016/03/26/502