Блок. Душа молчит... Прочтение

Виталий Литвин
4. «Душа молчит»





                Душа молчит. В холодном небе
                Всё те же звезды ей горят.
                Кругом о злате иль о хлебе
                Народы шумные кричат…
                Она молчит, – и внемлет крикам,
                И зрит далекие миры,
                Но в одиночестве двуликом
                Готовит чудные дары,
               
                Дары своим богам готовит
                И, умащенная, в тиши,
                Неустающим слухом ловит
                Далекий зов другой души…

                Так – белых птиц над океаном
                Неразлученные сердца
                Звучат призывом за туманом,
                Понятным им лишь до конца.
                3 февраля 1901




      

     И это стихотворение – непосредственное продолжение трех предыдущих: он вышел, огляделся и получил прозрение. И теперь – замер:  «Душа молчит»…
Кругом всё по-прежнему: «в холодном небе / Всё те же звезды ей горят», по-прежнему о чем-то кричат «шумные народы»… Душа молчит… Она ждёт истинного звука – «Далекий зов другой души.»


Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: …в цикле СПД, в разд. "1. Видения (Весна 1901 года)".
    
     – «…душа молчит ...»  и след. – Ср. в дневнике от 11 сентября (29 августа) 1918 г.: "Звезды – все те же, народы (не народ) – все те же, но душа, молча, уже готовит чудные дары своим богам в ДВУЛИКОМ одиночестве. Она умащена, ловит зов другой души" .

     – «... Но в одиночестве двуликом ...»  – т.е. в отделенности и от "народов шумных" и от желанного, но далекого "неба”.

     П. Коган в кн. "Пролог" (Пг., 1915) приводит шесть первых стихов (по изданию 12) в качестве доказательства своего тезиса об эгоцентрической природе модернистского творчества. На экземпляре книги Когана из библиотеки Блока имеется помета-возражение: «Опять не так. Это сказано перед лицом высшего, "не я". Но этого они уж никогда не поймут.»
     »

     Герой книги не вниз смотрит на «шумные народы» и не на звёзды, перед ним своя реальность, где есть не его физическая оболочка, а “не я”.
     Поэт только что получил прямое доказательство, что он – теург. Ибо именно к нему «в конце января и начале февраля (еще — синие снега около полковой церкви, — тоже к вечеру) явно является Она».  И теперь… «… в лазури Чьего-то лучезарного взора пребывает теург; этот взор, как  меч, пронзает все миры: "моря и реки, и дальний лес, и выси снежных  гор", – и сквозь все миры доходит к нему вначале – лишь сиянием Чьей-то  безмятежной улыбки»:

        Она молчит, – и внемлет крикам,
        И зрит далекие миры…

И:

       Неустающим слухом ловит
       Далекий зов другой души…

     Разъяснять прозой слова поэзии о чуде невозможно. Пытаться лучше Александра Блока, понятнее Блока сказать, что с ним произошло в «начале февраля» – невозможно. Можно только прочитать: «Душа молчит».
    И вслушаться в это молчание. 
*
 

 *

 *
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы -- и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними. Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».

     Ал. Блок. Из неотправленного письма Любови Дмитриевной Менделеевой:
«…меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)»
     Л.Д. Менделеева. Из неотправленного письма Александру Блоку: .
«...я Вам никогда не прощу то, что Вы со мной делали все это время - ведь Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и ... скучно!»
Да, именно в ней Блок пытался «воплотить эту встречу».

     Из примечаний к первой книге "Собрания стихотворений" 1911-ого года:
«Сознательно избегая переделки ранних стихов, я довольствовался редкими внешними поправками, чаще - восстановляя первые чтения, стараясь хранить верность духу тех лет.»
     Из дневников 1916 года:
«Лучшим остаются "Стихи о Прекрасной Даме". Время не должно тронуть их, как бы я ни был слаб как художник.»
     То есть для Блока было важно подчеркнуть дневниковый, реалистический характер книги, и главным было не «художественность», а рассказать, как это бывает:  «…к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру, которым по необходимости пользуется путешественник.» (Бедекер   в те времена был в те времена популярной серией путеводителей), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия. И поэтому, чтобы разобраться в книге, приходится следить за двумя планами бытия – реальности и то, как реальность вмешивалось в высокую мистику… Или как одна высокая мистика путалась с другой.


     Вот их краткая сводка содержания книги по разделам:

                I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
                "В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
                Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма.
     II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
     III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам».  Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»?  И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
     VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался  на своих "каменных дорогах".
     Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
     7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.

*

     Данное стихотворение относится к первой сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
                1.Юный теург  обретает свет.
     2.И понимает: «Ты» есть  солнце!
     3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
     4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
     5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
     6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».

*
Юный теург  обретает свет:

     1. «Я вышел. Медленно сходили…» ( http://proza.ru/2017/10/25/671 )
      «Я вышел»!
     2. «Ветер принёс издалёка…» ( http://proza.ru/2017/10/30/603 )
      Поэт, вышедши, оглядывается по сторонам. Прислушивается – слышит в ветре намёк на песню.
     3. «Тихо вечерние тени…» (http://proza.ru/2017/10/30/608 )
     Нет, это не ветер, это «полный бессмертия дух» вышел  к поэту.
                4. «Душа молчит…» (http://proza.ru/2017/10/30/612 )
                Поэт замер, и нет ему дела до «шумных народов».
 



*
предыдущее стихотворение — http://proza.ru/2017/10/30/608
следующее стихотворение —  http://proza.ru/2017/11/17/951