Блок. Сбылось пророчество мое... Прочтение

Виталий Литвин
 8*. «Сбылось пророчество мое…»




                Сбылось пророчество мое:
                Перед грядущею могилой
                Еще однажды тайной силой
                Зажглось святилище Твое.

                И весь исполнен торжества,
                Я упоен великой тайной
                И твердо знаю – не случайно
                Сбывались вещие слова.
                7 марта 1901


    Сюжет стихотворения: в очередной раз сбылись давние предчувствия - пророчества - юного теурга: он был свидетелем, как "Зажглось святилище Твое", и он "твердо знает", что это - не случайное совпадение внешних факторов. (  «…где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».)
 
    – «Сбылось пророчество мое» – давнее пророчество - очевидно, воспоминание об одном из мистических явлений, происшествий, видений, которое случилось с ним ранней юности. Возможно, описание его –  в   стихотворении «Ты свята, но я Тебе не верю»:

                «…И давно всё знаю наперед:
                Будет день, и распахнутся двери,
                Вереница белая пройдет.

                Будут страшны, будут несказанны
                Неземные маски лиц…
                Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
                Сумасшедший, распростертый ниц.

                И тогда, поднявшись выше тлена,
                Ты откроешь Лучезарный Лик.
                И, свободный от земного плена,
                Я пролью всю жизнь в последний крик.
                29 октября 1902»

     (Возможно, о той же поре  воспоминание в его знаменитом стихотворении «К Музе»:

                «…Я не знаю, зачем на рассвете,
                В час, когда уже не было сил,
                Не погиб я, но лик твой заметил
                И твоих утешений просил?
                Я хотел, чтоб мы были врагами,               
                Так за что ж подарила мне ты
                Луг с цветами и твердь со звездами…
                29 декабря 1912»      

а луга с лилиями мы в СПД встретим ещё  неоднократно.)
       Да и не менее знаменитое "Как тяжело ходить среди людей":

                «..И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
                Строй находить в нестройном вихре чувства...
                10 мая 1910 (27 февраля 1914)» 
 
...всё о том же.

Из примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений А. Блока в 20-ти томах»:
     «
     В РЭ I2  [Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.Рабочий экземпляр] перечеркнуто карандашом и на полях запись: "Не сказано то, что надо".
     »


     Само по себе, исходное стихотворение, казалось бы, - одно из тех, которые «дали плохой урок некоторым молодым поэтам». И рифма «мое-твое», и неуклюжие фразы «грядущая могила», «еще однажды» - что должно означать: "еще один раз"), «твердо знаю – не случайно / сбывались вещие слова», и  штампы-штампы: «тайная сила», «исполнен торжества», «великая тайна», «вещие слова»…
        Вот только…
        Просто видишь  молодого поэта, юношу, который вернулся, сел за стол и пытается описать то, что с ним только что произошло.  Но, чтобы описать – надо отстраниться, а как отстраниться от   – чуда? И что написать, если он только что был свидетелем, как  зажглось святилище Твое, если он теперь весь исполнен торжества, потому что ему раскрыли великую тайну?

         И обращу внимание  на “грядущую могилу”. Это ему ещё раз о его смерти напомнили… О грядущей цене всех этих торжеств и тайн…

Блок. Из дневника 18-ого года:
        «
        МАРТ 1901
        …Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне ту бурю торжества, которая заставила меня признать, что  “ее легкая тень пронесла свои благие исцеленья  моей душе, полной зла  и близкой к могиле”.
       »

   Не правда ли, интересно это противопоставление «пророческого» «человеческому», их чёткое разделение?

        «…совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным» – он и из 18-ого года, из  промозглого, голодного  осеннего Питера, спустя 17 лет видит её и изумляется: «ведь совершенно ничем!» Такая же сияющая…
        Да, «сияющая красота» – это тоже штамп из «плохих уроков», но что же написать, если видишь  это сияние? Помнишь, что это – именно  сияние.
        Мне повезло: я видел, я помню.


        (А "Видения-закаты" в те первые весны последнего века второго тысячелетия это было... Вот как их описывал Андрей Белый:

      « 
     В 1900-1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы -- теории символизма; переменялись гипотезы; факт -- оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность...
       Появились вдруг "видящие" средь "невидящих"; они узнавали друг друга; тянуло делиться друг с другом непонятным знанием их; и они тяготели друг к другу, слагая естественно братство зари, воспринимая культуру особо: от крупных событий до хроникерских газетных заметок; интерес ко всему наблюдаемому разгорался у них; все казалось им новым, охваченным зорями космической и исторической важности: борьбой света с тьмой, происходящей уже в атмосфере душевных событий, еще не сгущенных до явных событий истории, подготовляющей их; в чем конкретно события эти, - сказать было трудно: и "видящие" расходились в догадках: тот был атеист, этот был теософ; этот - влекся к церковности, этот - шел прочь от церковности; соглашались друг с другом на факте зари: "нечто" светит; из этого "нечто" грядущее развернет свои судьбы."
     »
 
        Даже Любовь Дмитриевна, человек совершенно вне  всякой мистики, вспоминала: «Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко».)   

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Биографическим толчком к созданию стихотворения, вероятно, был эпизод, описанный Л.Д. Блок: "В марте (у Блока мы узнали, в каких числах) около Курсов промелькнул где-то его профиль, – он думал, что я не видела его" (Воспоминания, 1. С. 151).
     Л.Д. Блок и исследователи биографии поэта обычно датируют эту встречу 10 марта, считая, что она была тогда же "запечатлена" в стих. "Пять изгибов сокровенных ... " (см. т. 4 наст. изд.). Однако содержание стихотворения (как и автоэпиграфа в Т2, тоже говорящего о встрече и тоже датированного 7 марта) и комментарий Блока в дневнике от 11 сентября (29 августа) 1918 г. бесспорно свидетельствуют, что именно оно - первый отклик на мартовскую встречу, которая произошла, таким образом, не 10, а 7 марта.
     »

     С моей точки зрения «биографическим толчком» послужило два события – 7 марта было видение: "Зажглось святилище Твое" , а 10 марта – реальная встреча. Отсюда – «…ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным…» 
     Так оно и сбылось «пророчество моё».




    

*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.” 
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

       
                I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
                "В конце января и начале февраля явно является Она." и "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
                Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
     II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
     III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам».  Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»?  И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
     VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался  на своих "каменных дорогах".
     Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
     7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.


     Данное стихотворение относится к ВТОРОЙ сцене ПЕРВОГО раздел. Всего сцен – шесть:
     1.Юный теург  обретает свет.
                2.И понимает: «Ты» есть  солнце!
     3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
     4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
     5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
     6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».

*

     Ты - солнце! -

    1. «Ныне, полный блаженства…» ( http://proza.ru/2017/11/17/936 )
    Возвращение в нашу реальность, и  мольба о подтверждении миссии.
    2. «Я понял смысл твоих стремлений…» (http://proza.ru/2017/10/30/627 )
 Сомнения: «Тебе я заслоняю путь», источник  сомнений: «нездешние вожделения» твои, твой «сумрак алый».
    3. «Ты отходишь в сумрак алый…» (http://proza.ru/2017/10/30/638 )
 Расшифровка «алого сумрака», «бесконечных кругов», «вышины»: ты – солнце!
                4. «Сбылось пророчество мое…»  (http://proza.ru/2017/10/30/642 )
                «Зажглось святилище Твое» – подтверждение:   Ты – солнце!
    5. Моей матери  (http://proza.ru/2017/10/30/651 )
Нет, он «не заслоняет путь» солнцу. Эйфория: ему шлет свои дары «бог лазурный». 

**

*
предыдущее стихотворение — http://proza.ru/2017/10/30/638
следующее стихотворение —  http://proza.ru/2017/10/30/651