8*. «Сбылось пророчество мое…»
Сбылось пророчество мое:
Перед грядущею могилой
Еще однажды тайной силой
Зажглось святилище Твое.
И весь исполнен торжества,
Я упоен великой тайной
И твердо знаю – не случайно
Сбывались вещие слова.
7 марта 1901
Сюжет стихотворения: в очередной раз сбылись давние предчувствия - пророчества - юного теурга: он был свидетелем, как "Зажглось святилище Твое", и он "твердо знает", что это - не случайное совпадение внешних факторов. ( «…где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».)
– «Сбылось пророчество мое» – давнее пророчество - очевидно, воспоминание об одном из мистических явлений, происшествий, видений, которое случилось с ним ранней юности. Возможно, описание его – в стихотворении «Ты свята, но я Тебе не верю»:
«…И давно всё знаю наперед:
Будет день, и распахнутся двери,
Вереница белая пройдет.
Будут страшны, будут несказанны
Неземные маски лиц…
Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
Сумасшедший, распростертый ниц.
И тогда, поднявшись выше тлена,
Ты откроешь Лучезарный Лик.
И, свободный от земного плена,
Я пролью всю жизнь в последний крик.
29 октября 1902»
(Возможно, о той же поре воспоминание в его знаменитом стихотворении «К Музе»:
«…Я не знаю, зачем на рассвете,
В час, когда уже не было сил,
Не погиб я, но лик твой заметил
И твоих утешений просил?
Я хотел, чтоб мы были врагами,
Так за что ж подарила мне ты
Луг с цветами и твердь со звездами…
29 декабря 1912»
а луга с лилиями мы в СПД встретим ещё неоднократно.)
Да и не менее знаменитое "Как тяжело ходить среди людей":
«..И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства...
10 мая 1910 (27 февраля 1914)»
...всё о том же.
Из примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений А. Блока в 20-ти томах»:
«
В РЭ I2 [Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.Рабочий экземпляр] перечеркнуто карандашом и на полях запись: "Не сказано то, что надо".
»
Само по себе, исходное стихотворение, казалось бы, - одно из тех, которые «дали плохой урок некоторым молодым поэтам». И рифма «мое-твое», и неуклюжие фразы «грядущая могила», «еще однажды» - что должно означать: "еще один раз"), «твердо знаю – не случайно / сбывались вещие слова», и штампы-штампы: «тайная сила», «исполнен торжества», «великая тайна», «вещие слова»…
Вот только…
Просто видишь молодого поэта, юношу, который вернулся, сел за стол и пытается описать то, что с ним только что произошло. Но, чтобы описать – надо отстраниться, а как отстраниться от – чуда? И что написать, если он только что был свидетелем, как зажглось святилище Твое, если он теперь весь исполнен торжества, потому что ему раскрыли великую тайну?
И обращу внимание на “грядущую могилу”. Это ему ещё раз о его смерти напомнили… О грядущей цене всех этих торжеств и тайн…
Блок. Из дневника 18-ого года:
«
МАРТ 1901
…Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне ту бурю торжества, которая заставила меня признать, что “ее легкая тень пронесла свои благие исцеленья моей душе, полной зла и близкой к могиле”.
»
Не правда ли, интересно это противопоставление «пророческого» «человеческому», их чёткое разделение?
«…совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным» – он и из 18-ого года, из промозглого, голодного осеннего Питера, спустя 17 лет видит её и изумляется: «ведь совершенно ничем!» Такая же сияющая…
Да, «сияющая красота» – это тоже штамп из «плохих уроков», но что же написать, если видишь это сияние? Помнишь, что это – именно сияние.
Мне повезло: я видел, я помню.
(А "Видения-закаты" в те первые весны последнего века второго тысячелетия это было... Вот как их описывал Андрей Белый:
«
В 1900-1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы -- теории символизма; переменялись гипотезы; факт -- оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность...
Появились вдруг "видящие" средь "невидящих"; они узнавали друг друга; тянуло делиться друг с другом непонятным знанием их; и они тяготели друг к другу, слагая естественно братство зари, воспринимая культуру особо: от крупных событий до хроникерских газетных заметок; интерес ко всему наблюдаемому разгорался у них; все казалось им новым, охваченным зорями космической и исторической важности: борьбой света с тьмой, происходящей уже в атмосфере душевных событий, еще не сгущенных до явных событий истории, подготовляющей их; в чем конкретно события эти, - сказать было трудно: и "видящие" расходились в догадках: тот был атеист, этот был теософ; этот - влекся к церковности, этот - шел прочь от церковности; соглашались друг с другом на факте зари: "нечто" светит; из этого "нечто" грядущее развернет свои судьбы."
»
Даже Любовь Дмитриевна, человек совершенно вне всякой мистики, вспоминала: «Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко».)
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Биографическим толчком к созданию стихотворения, вероятно, был эпизод, описанный Л.Д. Блок: "В марте (у Блока мы узнали, в каких числах) около Курсов промелькнул где-то его профиль, – он думал, что я не видела его" (Воспоминания, 1. С. 151).
Л.Д. Блок и исследователи биографии поэта обычно датируют эту встречу 10 марта, считая, что она была тогда же "запечатлена" в стих. "Пять изгибов сокровенных ... " (см. т. 4 наст. изд.). Однако содержание стихотворения (как и автоэпиграфа в Т2, тоже говорящего о встрече и тоже датированного 7 марта) и комментарий Блока в дневнике от 11 сентября (29 августа) 1918 г. бесспорно свидетельствуют, что именно оно - первый отклик на мартовскую встречу, которая произошла, таким образом, не 10, а 7 марта.
»
С моей точки зрения «биографическим толчком» послужило два события – 7 марта было видение: "Зажглось святилище Твое" , а 10 марта – реальная встреча. Отсюда – «…ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным…»
Так оно и сбылось «пророчество моё».
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
"В конце января и начале февраля явно является Она." и "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам». Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался на своих "каменных дорогах".
Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.
Данное стихотворение относится к ВТОРОЙ сцене ПЕРВОГО раздел. Всего сцен – шесть:
1.Юный теург обретает свет.
2.И понимает: «Ты» есть солнце!
3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».
*
Ты - солнце! -
1. «Ныне, полный блаженства…» ( http://proza.ru/2017/11/17/936 )
Возвращение в нашу реальность, и мольба о подтверждении миссии.
2. «Я понял смысл твоих стремлений…» (http://proza.ru/2017/10/30/627 )
Сомнения: «Тебе я заслоняю путь», источник сомнений: «нездешние вожделения» твои, твой «сумрак алый».
3. «Ты отходишь в сумрак алый…» (http://proza.ru/2017/10/30/638 )
Расшифровка «алого сумрака», «бесконечных кругов», «вышины»: ты – солнце!
4. «Сбылось пророчество мое…» (http://proza.ru/2017/10/30/642 )
«Зажглось святилище Твое» – подтверждение: Ты – солнце!
5. Моей матери (http://proza.ru/2017/10/30/651 )
Нет, он «не заслоняет путь» солнцу. Эйфория: ему шлет свои дары «бог лазурный».
**
*
предыдущее стихотворение — http://proza.ru/2017/10/30/638
следующее стихотворение — http://proza.ru/2017/10/30/651