Толковый словарь - дополнения

Продолжая пополнять «Толковый словарь» расшифровкой новых слов в образах азбучных символов, хочу поделиться открывающейся интересной  историей народов Сибири.
 
ТЕЛЕУТ(ы) (Самоназвание теленнет, тадар, байат-пачат - тюркский коренной малочисленный народ в России. Современные «телеуты» компактно проживают в южных районах Кемеровской области.  Численность на 2010 г. составляла 2620 чел. (Википедия)
 
В русских письменных источниках «телеуты» под именем «белых калмыков» впервые упоминаются в 1601 г. Сибирские воеводы в отписках царю называли занимаемую ими территорию «Телецкая  землица» («Теленъ орда» на карте С.Ремезова).

Этноним «телеут», равно как и «теленгит», восходит к древнетюркскому этнониму «Теле». История народа «Теле» прослеживается с раннего Средневековья и открывает связь с историей многочисленных  других народов – ободритами, гуннами, готами, ругами, ранами, ургами (венграми), ойратами, кумандинцами, тубаларами, челканцами, тахирами, юкагирами, номадами, борисалами (барласами), бурятами, тувинцами, эвенками (тунгусами), чулымцами, хакасцами, шорцами, а также тюрками и скифами (до 1917 г. алтайские народы определялись общим названием  - «алтайские татары»).
 
Современными историками и исследователями (И. С. Тенгереков, Ю. С. Худяков) по сохранившимся источникам установлено, что они занимали огромную территорию - кочевья телеутских князей находились в  предгорьях Алтая, Кулундинской степи и лесостепях верхнего Приобья и Притомья.  Географические границы «Телеутской землицы» конца XVII века в современных административных делениях,  включали в себя всю территорию современного Алтайского края, частично территорию Республики Алтай, Кемеровской и Новосибирской областей России, а также, возможно, частично Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей Казахстана.  (Википедия)
 
Но как кочевой народ  мог контролировать такие огромные территории, на которых компактно проживали  другие коренные народы и племена? Ответить можно, только  если учесть, что эти территории  входили в состав «Великой империи Тартарии», и  племена составляли  воинские подразделения единого государства, возглавляемые  белыми людьми европейского вида (как и ногайцы,  которые выступали под  флагами  с изображением Грифона). Не говорит ли это о том, что на этих территориях проживали и наши русские предки. Поэтому староверы, уходя из европейской части от христианизации, находили себе место среди своих собратьев на Алтайских землях.

Об истории Телеутов  известно немногое и не ранее конца IV века.
В 391 г. «телеуты» были покорены китайскими «табгачами», в 403 г. – «жужанями».  После военных успехов в   480-х годах они создают союзное китайцам государство «Гаогюй», которое достаточно быстро  распалось. Около 550 года  «телеуты» были покорены «тюркутами» и стали подданными Тюрского, а позднее Восточно-тюрского каганатов.
 
В своей работе «Древние тюрки» Л.Н. Гумилёв, ссылаясь на источник «Юань-чао ми-ши», сообщает, что  Телеуты «упоминаются в числе суверенных племен, покорённых в 1207 г. Джучи-ханом» (ст. сын Чингизхана). C этого времени на несколько веков они оказались в орбите влияния монголов. В древних китайских источниках, в частности, в «Суйской династийной хронике», сказано, что «предки Теле были потомками Хунну» (гунны). В другом китайском источнике – «Вэйской летописи», рассказывающей о происхождении предков Гаогюйцев, также утверждается  сходство языка Теле с хуннским.

О периоде с 630 года по XVI век - о жизни и деятельности «телеутов» сведения скудные и не вполне достоверные. Но за этот период  отсутствуют сведения и о др. племенах Сибири, как нет и каких либо упоминаний о «Великой империи Тартарии», но сохранившейся на картах европейских картографов XVI века.
Зато  есть сведения об экспедиции Герхарда Миллера по Сибири с 1733 по 1743 г. - российского историографа  немецкого происхождения, действительного члена  Академии наук, профессора  истории с 01.07.1730 г., вице-секретаря  Российской Академии наук. («Википедия»)
Экспедиция вернулась с большим обозом собранных материалов, но письменные источники были представлены только в копиях. В Томске на тот момент находилось одно из самых древних государственных хранилищ, и именно в то время архив был потерян в результате пожара, или по другой версии был утоплен в реке Томь местным воеводой. (В.Г. Козлов - комендант Томска, 1714 по 17хх г., или Матвей Чхеидзе с 17хх по май 1761 г.)
Но всё же какая-то часть древних документов сохранилась в других местах обширной Сибири (в «схоронах» староверов, например), в библиотеках европейских стран, в Ватикане и США.

Из сохранившихся источников известно о великих завоевателях Чингиз-хане (Тэмуджин - Тэмугэ-отчи – «лучшее железо»)(1162 - 1227 гг.) и Тамерлане (Темир Аксак, Тимур(-э) Лянг – Тимур «хромой» или «хромец») (1336 – 1405 гг.), их родословных, о военных походах, покорённых ими улусов и царств многих народов на евразийской территории. Но нет никаких сведений о сражениях с императорами (или ханами) «Великой Тартарии». А почему?  Есть упоминание о походах обоих воителей на Иртыш в 1209 г. и 1389 г. против татар (этот этноним появился только в XVIII веке, в подлинных письменных источниках никаких монголов и татар в текстах нет,  речь всегда идёт о моголах (Mogol) и тартарах (Tartares)  или телеутов - «белых калмыков» и ободритов. Кто  разорил их, возможно, древнюю столицу  Грустину – Грасиону (современный Томск)? Кто были правители этих царств или княжеств? Поэтому историю о татаро-монгольском нашествии на Русь и её трёхсотлетнем закабалении следовало бы давно  пересмотреть. Замены в школьных учебниках слова «иго» на слово «орда» - недостаточно.
 
Противоборство внутри  единого государства «Великой империи Тартарии» западной части, принявшей христианство, и её большей части на территории Сибири, оставшейся верной старой Вере - Православию,  можно рассматривать  как  междоусобную «гражданскую» войну (как белых и красных,  в 1918 г.). Но на этом разделение не закончилось, потомки Чингизхана продолжили это разделение по своим улусам, каждый считал себя великим продолжателем великого рода. Нападение Тамерлана на ослабленную «татарскую» (тартарскую) империю в 1389 г., привело к её полному краху и последующему подчинению  Московии. (В грамоте от 20 июля 1563 года к польскому королю царь Іоаннъ Васильевичъ именует себя ко всем прочим титулам - Удорскимъ, Кулундинскимъ и всея Сибири.) А если учесть, что в 1395 г. Тамерлан окончательно добил своего соплеменника, хана «Золотой орды» Тохтамыша (внука Джучи-хана, правнука Чингизхана), то  какова же на самом деле была роль «Куликовской битвы»? Не есть ли «чингизиды» и их предки правители самой «Великой империи Тартарии»?
 
https://wowavostok.livejournal.com/1971272.html  - правители империи наших предков.

https://history.wikireading.ru/126339  - начало династии Чингизидов.
(Рукопись «Муизз ал-ансаб» хранится в Национальной библиотеке в Париже.)

Исследования А. 3. Тогана, Дж. Е. Вудса, Широ Андо, Ш. А. Квинна и других ученых утверждают, что часть «Муизз ал-ансаб», посвященная Чингизидам, заимствована из «Шуаб-и панджгана» («Генеалогия пяти народов») Рашид ад-Дина. «Шуаб-и панджгана» была составлена Рашид ад-Дином между 1306 и 1310 гг. Книга посвящена генеалогии царствующих династий «пяти народов»: 1) арабов, 2) монголов, 3) евреев, 4) христиан-франков, 5) китайцев.

 Из родословной Чингизхана:
 -  «Отец Чингизхана - Есугэй-бахатур, из монгольского (могольского) племени кият-борджигин, был богатым нойоном (монг., калм., бурят. - господин, князь). Мать Чингисхана звали Оэлун-фуджин (хатун) из рода олкунут (ветвь племени кунграт). Родившегося мальчика было решено назвать Темучином (Темуджином), дав ему имя татарского хана, который погиб от руки Есугэйя незадолго до рождения сына».

Т.е. Есугей-бахатур дал имя своему сыну в честь убитого им (случайно?) хана  родственного племени?  (телеуты - байат-пачат; ханты – ас хайат; эрзя - эрзят)
Так кто же есть кто?
 
(Пов. врем. лет (Радз.), 23—24 (XV в. ~ нач. XII в.)«Иде Олегъ на Грекы, Игоря оставив Киев;, поя же множество варяг, и словенъ, и чюдь, и словене, и кривичи, и мерю, ...и тиверци, яже суть толковины: си вси звахуться от грекъ Великая скуфь».
 
Все мы от скифов пошли!

Все народы произошли от одного первопредка - утверждают учёные и «священные писания» ("Сафа эхад у дварим ахадим" - «На всей земле был один язык и одно наречие» - Ветхий завет. Первая книга Моисея. Бытие. Гл. 11, 1.). С кем же смешались наши первопредки, от чего появилось такое многообразие человеческих популяций? Кто и когда выделил особую группу как этнос под названием - татары? Исследования в области генеологии не подтверждают гипотезу об общем происхождении всех татар - крымских, поволжских и сибирских. По языку их относят к одной лингвистической группе — кыпчакской подгруппе тюркских языков, но генетически они различны.
http://www.yaplakal.com/forum7/topic1508483.html
 

*М.В.Флоринский в своей книге «Заметка о происхождении слова Сибирь» приводит  грамоту царя Фёдора Иоановича (Блаженного) к сибирскому хану Кучуму 1597 г. о неуплате дани -

 «Изъ давнихъ л;тъ Сибирское государство была вотчина прародителей нашихъ, блаженный памяти великихъ государей русскихъ царей, какъ ещё на сибирскомъ государств; былъ д;дъ твой великъ-царь, и за сибирскія земли всякую дань давали нашимъ прародителямъ, великимъ государямъ-царямъ (Иван III – 1462 -1505 г.; Василий III 1505 – 1533г.); а посл; д;да твоего Ибака-царя были в сибирскомъ государств; князи Тайбугина роду, Махметъ-Еунь, а посл; Казыи князь, а посл; Казыя Едигеръ князь, и т; вс; князи д;ду нашему, блаженныя памяти государю-царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Руссіи, съ сибирскія земли дань давали. А какъ ты, Кучюмъ царь, учинился въ сибирской земл; царемъ, и ты отцу нашему, блаженныя памяти великому государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Руссіи, послушенъ былъ и дань съ сибирской земли присылалъ, а отецъ нашъ, блаженныя памяти, тебя въ своемъ царскомъ жаловань; держалъ подъ своею царскою высокою рукою. А посл; того ты, Кучюмъ царь, отъ отца нашего, блаженныя памяти отъ великаго государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Руссіи и отъ его царскаго жалованья отсталъ и непослушникомъ учинился еси, и дани давать не почалъ еси, и сына боярскаго Третьяка Чебукова, который былъ посланъ для дани, убилъ еси, и въ наши украинныя м;ста, въ Пермскую землю, войною многажды приходилъ еси, и за такія твои грубости и неправды, что надъ тобою сталося, то самъ в;даешь ... »
(Собран, государств, грам. и договор. Москва, 1S19 г. т. II, стр. 132, грам. .68).

О состоянии отношений с Московией  можно судить по тексту грамоты самого Кучюма, отправленной к Ивану IV Грозному в 1570 году:

 „Богъ богатъ. Вольный челов;къ Кочюмъ царь, великій князь б;лой царь. Слыхали есмя.... еси и справедливъ, мы и весь народъ воюются, а не учнутъ воеватца и он; мирятца. Съ нашимъ отцомъ твой отецъ гораздо помирился и гости на об; стороны ходили, потому что твоя земля близка, люди наши въ упоко; были, а межи ихъ лиха не было, а люди въ упоко; въ добр; жили, и нын; при нашемъ и при твоемъ времени люди черные не въ упоко;. А по ся м;ста граматы къ теб; не посылалъ есми потому, что не съ которымъ намъ война была, и мы того недруга своего взяли; и нын; похошъ миру, и мы помиримся, а похошъ воеватися, и мы воюемся. Пяти-шти челов;къ въ поимань; держать, земл; въ томъ что? Язъ пошлю посла и гостей, да гораздо помиримся, только похошъ съ нами миру и ты изъ т;хъ людей одного, которые въ поимань; сидятъ, отпусти и своего челов;ка съ ними къ намъ пошли гонцомъ. Съ к;мъ отецъ чей былъ въ недружб;, съ т;мъ и сыну его въ недружб;-жъ быти пригоже; будетъ въ дружб; бывалъ, ино въ дружб; и быти; кого отецъ обр;лъ себ; друга и брата, сыну съ т;мъ въ недружб; быти-ли? И нын;.... помиримся братомъ стар;йшимъ.... чимъ учинимся въ отечеств; ..... только похошъ миру и ты на борзе къ намъ гонца пришли. Моля съ поклономъ, грамату послалъ".
 
На обороте надпись: - «Государю Царю и Великому Князю Ивану Васильевичу... »


История Телеутов  XVII – XVIII веков в работах  специалистов по истории Южной Сибири:       
- доктора исторических наук, профессора  А. П. Уманского; (https://www.twirpx.com/file/1329090/  - Новотроицкий некрополь)
- Ю.С. Худяков - Взаимовлияние русских и народов  Сибири в военной области в XVII в.


Значения «Теле» и «Телеут» в образах азбучных символов:

 Теле  - Тт(300)(тв;рдо) – твёрдость, утверждение, утверждённое свыше, указание, определённая форма;  Єє (5)(естъ)(современное «Ее») – мест. им, есть, существование, связка, определение, разнообразие, многоплановость, многомерность, множественность существования, обсуждение, рассуждение;  Ее(есмь) –  быть, быть самим собой, соответствие самому себе, бытие, проявленная ф. бытия;   Лл(30)(людиє) – люди (миряне, не военные), искренность, общность, объединение мирно мыслящих, соприкосновение объемов, направленность;

Тєле  – определённая форма множественности (мирного) существования людей, сохраняя свою самостоятельность (соответствовать самим себе).

Тєле-ут  - Уу(;, ;, ; - ?)(400)(укъ, оукъ,  икъ) (ук – др.слав. - учение)  -  учение, приближение к истине, чувственность, зов-чувствование, зов сердца,  форма чувственной связи;  +  нахождение рядом с чем-то, форма приближения,   уведомить, увидеть, узнать, взаимодействие, зов-послание, устои;  ;;(одь, удь-?) -  культурное наследие предков,  богатство передаваемое по наследству, божественное передающееся по наследству,  правильность, правота, близость, согласие;

Тєле-;т  - определённая форма множественности (мирного) существования людей,  сохраняющих свою самостоятельность, близость и согласие которых утверждено свыше.


Рецензии