Миссия

Глава из книги Игоря Гарина "Харизматик". Ссылки и примечания даны в тексте книги.

Постановка проблемы смысла жизни дает человеку возможность видеть ее как выполнение «миссии», осознание персональной ответственности, принятие на себя обязательств, осознание самого себя как божественного орудия. Глубину сознания своей ответственности можно продемонстрировать на следующем примере. Чувство ответственности композитора Антона Брукнера перед Господом Богом было бесконечно велико. Как-то он сказал своему приятелю Йозефу Клюгеру: «Они хотят, чтобы я писал иначе. Я мог бы, конечно, но я не имею права. Из тысячи людей Всевышний соблаговолил сделать своим избранником и наделил талантом именно меня. Когда-нибудь мне придется держать перед Ним ответ. И как же тогда я смогу предстать перед Ним, если я послушаюсь других, а не Его?».
Можно назвать параноидальным то упорство, ту несокрушимую силу, которая толкает гения к доведению своей «миссии» до конца. Ты будешь всю жизнь писать «в стол», ты станешь отверженным, на тебя будут указывать пальцами на улице как на безумца, но ты будешь нести свой крест с «неукротимым мужеством» (как пишет рабби Гролман) и твоя цель окажется превыше всех благ мира.
Я определил бы гениальность как обнаружение и раскрытие Бога в себе, как исполнение своей божественной миссии, как доведение до конца заложенных в тебе потенций. Осознать значение вашей жизни означает соединиться с той силой, которая вас создала и направила в Мир.
Как учил Сивананда, высший и единственный бизнес в жизни — достичь реализации Бога в себе. Всё остальное бесполезно и ничего не стоит.
Человек — не столько тело и даже не столько мысль, сколько заключенный в нем дух. И цель нашей миссии в мире — понять свой дух, ибо только так можно понять свое предназначение. Цель и смысл жизни — соответствовать лучшему в себе и лучшему вокруг себя, обрести гармонию со своими побуждениями, ориентируясь на светлые стороны бытия. По словам доктора Вэйна Дайера *, ваши намерения должны быть совместимы с высшими энергетическими состояниями бытия — гармонией, творчеством, благом, любовью, красотой, обилием и восприимчивостью мира. Каждый раз, когда в исполнении своей миссии вы уклоняетесь от этих ориентиров, вы сбиваетесь с пути, попадаете в область отрицательных энергий. Приписывая миру вышеперечисленные качества, вы обретаете их в собственной жизни. Мир всегда адекватен вашему видению мира. Он не будет добр к вам, если вы сосредоточены на его темноте. Каждый сам выбирает окружающий его мир, и он всегда отвечает этому выбору.            
   Человек — тончайший инструмент бытия, чутко реагирующий на его иррадиации. Научиться себя контролировать — это означает обрести дар привлекать к себе красоту и благо и отталкивать тьму. Единственное место обитания любви — ваш дух, и если вы видите мир в преимущественно темных тонах, то это серьезный симптом болезни вашего духа. Здоровый дух тяготеет к благу и отталкивает зло. Во время затмений Солнца он сосредотачивается на их кратковременности. Во время болезней тела — тоже.
Как только вы вступаете в конфликт с внутренними побуждениями или с высшими состояниями мира, вы обречены на поражение. Поэтому так важно согласовывать свои глубинные страсти со светом, а не с тьмой. Для того, чтобы весь мир сотрудничал с вами, не следует поворачиваться к нему спиной. Предельно гуманизируйте ваши намерения и будьте непреклонны в следовании им. Благо любит дисциплину. Важно сливаться с делом, которому вы служите, — это важнейший приз¬нак гениальности. Сделайте так, и тогда ваше дело будет спориться, а вы сами автоматически обретете счастье.
Мир щедр, он не только обширен, но и невероятно богат. Если вы не слепец и способны обозревать богатства мира, Бог или Мир благословят вас. Человек бесконечен, и это делает его не одним из множества, но единым со всеми. Единый со своим Источником, своей жизнью он способен демонстрировать собственную бесконечность во времени и пространстве. Не следует откладывать свою миссию на потом. Осознав единство со своим Источником, человек должен стать проводником собственного назначения, обязан выстраивать всю свою жизнь в полном соответствии со своим призывом.
Мы становимся тем, о чем думаем повседневно. Считая свою жизнь бесцельной или неудачной, мы обкрадываем себя. Каждодневно следуя своему предназначению, мы укрепляем свою мощь и можем, в конце концов, стать всесильными. Постоянное ощущение стремления к смыслу и цели является первейшим признаком человеческой активности, самореализации и дисциплины.
Наше сознание — бесконечный резервуар энергии и ценностей жизни. Поэтому в стремлении к смыслу мы наращиваем свою творческую энергию и реализуем Бога в себе. Задача человека — найти в душе тот уровень, где намерение сливается с целью. Тогда-то становится возможным реализовать индуистскую мудрость «Ты есть То» *.
Что все же значит искать и находить смыслы? Смыслы жизни,  нельзя изобретать, их надо  постоянно изыскивать, создавать, обретать, как это обстоит, скажем, с призванием или ценностями. Ценностям нельзя научиться — их можно только пережить. Не существует смысла жизни «вообще», как не существует универсального хода в шахматах — выбор смысла всегда индивидуален и должен учитывать конкретную ситуацию. «Каждый выбор имеет причину, но он имеет причину в выбирающем» **.
Поиск смыслов и ценностей не просто интимен, но нуждается в одиночестве, предшествующем «обращению» — возложению на себя бремени ответственности. Так, прежде чем стать племенным шаманом, претендент уходит из племени и должен побороть свою «шаманскую болезнь». Будда или Христос покидают близких, а Блаженный Августин проходит через жесточайшее испытание своей веры. Одиночество несет в себе негативность, но и свободу для глубочайших переживаний и размышлений. Медитация, транс, просветление невозможны без самоуглубления, внутренней тишины и покоя. Увы, даже самые близкие могут оказаться помехой.
Философия смысла и ценности не может строиться на категорических императивах. Стремление к смыслу, творение ценностей — это процесс, постоянное новаторство, безоглядная широта, открытость, «изменчивость-в-постоянстве».
Поиск индивидуального смысла является более высокой стадией развития, нежели присвоение человеком уже известных или «чужих» смыслов. Смыслы жизни почти всегда носят этический оттенок. Их критериями является нравственная интуиция, тревожная совесть, «подсознательный Бог». Совесть — смысловой орган человека, интуитивная способность обретать единственный смысл, необходимый в каждой конкретной ситуации. Совесть — инстанция, перед которой мы несем ответственность, она руководит человеком в его поиске смысла.  Как и нравственность, отвечающая     потребностям своего времени, совесть  есть поиск новых ценностей, адекватных обстоятельствам и времени и чаяниям взыскующей души. Собственно, новые ценности так и возникают — в связи со смыслами, диктуемыми совестью: «Уникальный смысл сегодня — это универсальная ценность завтра».
Совесть — орган интуиции человека, обеспечивающий дологическое познание бытия и доморальное постижение ценности, предшествующее логическому распознаванию еще не существующего, но того, что должно существовать. В этом отношении совесть сродна любви — способна усматривать то, чего еще нет, но что откроется благодаря ей. Совесть и любовь имеют дело не с действительностью, а с возможностью.
Каждый раз, когда теряются смыслы и ценности, приходит в упадок и совесть, а вместе с ней культура в целом. Упадок государств и наций неотрывен от ощущения бесцельности и пустоты, охватывающего большие массы людей. Эжен Ионеско диагностировал такие эпохи как риносерит — превращение населения в дикие стада носорогов. Во времена потери ценностей особенно трудно искать смыслы, и утрата совести становится массовой.
Каждое время и каждый час предлагают новые смыслы, и конкретный человек должен отыскать свой: «Смысл есть для каждого, и для каждого существует свой особый смысл». Возможность отыскать и осуществить смысл так же уникальна, как уникальна личность человека. Она не зависит от расы, пола, интеллекта, уровня образования, веры — только от личности и ее персонального выбора.
Отыскание смыслов — исключительно персональная задача человека, не решаемая наставлениями и инструкциями. Навязывание человеку смыслов совершенно недопустимо. В каждой жизни и в каждой ситуации обрести смысл можно только самому, а консультанты необходимы лишь для того, чтобы помочь охватить весь потенциальный спектр возможностей выбора и чтобы направить человека к его собственной совести. Учителя и наставники могут быть не более чем посредниками между миром  ценностей и учениками. Дело здесь в том, что истинность возложенных на себя смыслов не поддается проверке, а любое человеческое решение рискованно. Принятие смыслов — дело персональной свободы и персональной совести, которые невозможно занять у другого. Смысл в каком-то смысле должен быть в крови. Единственное, что может нам дать другой, — это личный пример, персональную демонстрацию осмысленности своей жизни. Впрочем, как учит история, завораживающий пример  величайших учителей человечества часто ограничивается слепым подражанием, превращением чужих целей, смыслов и ценностей в мертвые догмы и ритуалы. Человек никогда не гарантирован от ошибки, но это всегда его ошибка, и наличие ошибок не освобождает человека от попыток. Хотя у нас никогда нет оснований для абсолютной уверенности, это не освобождает нас от преданности всем сердцем *.
Невозможно представить весь перечень возможных смыслов, тем более, что он меняется со временем и обстоятельствами. Смыслом жизни может стать любимое дело, творчество, самоотверженное служение, глубокие религиозные поиски, мистический опыт, переживание добра, истины и красоты, благоговение перед жизнью или природой, общение, дружба, любовь, благое дело, самоотдача, способность превратить испытание, болезнь или поражение в героическое достижение, даже в триумф. Конечно же, важнейшим смыслом жизни является служение другим живым существам: «Есть лишь одна честь — честь оказать помощь, есть лишь одна сила — сила прийти на помощь» **.  Каждая жизненная ситуация позволяет нам проявить смысл в конкретном преломлении этой ситуации, то есть мы постоянно должны быть открытыми для смыслов, постоянно проигрывать их в отношении наших жизненных ситуаций. Нет таких обстоятельств, которые бы отрешали нас от смысла, заставили пренебречь найденными ценностями.
Найти смысл — лишь исходная и простейшая точка поиска, важно следовать ему, осуществить его. Вершинная ответственность человека — это ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни, за самоосуществление, самоактуализацию, прижизненную и посмертную судьбу. При этом человек далеко не всегда знает, удалось ему это или не удалось.
Букминстер Фуллер считал, что каждый человек рожден гением, но жизнь изгоняет из него гениальность. С этим можно не соглашаться, но не подлежит сомнению, что у каждого человека случаются проблески, свидетельствующие о посещении Бога. Я не верю в то, что каждому дано подключиться к мощному источнику, питавшему Моцарта или Эйнштейна, но полагаю, что абсолютное большинство живущих не реализует даже малую толику той «эссенции сознания», которая дана ему от рождения. Гениальность — это, прежде всего, полнота самореализации, но мало кому удается до¬браться до собственного дна, а большинство всю жизнь так и плавает на поверхности.
Я не верю в гениальность всех живущих, но я знаю, что слишком много гениев покинуло сей мир, так и не реализовав своих потенций. Вот почему так важен поиск Бога внутри себя: отказываясь от Него, мы предаем и Бога, и себя (!).
В книге «Мощь против силы» Дэвид Хокинг писал: «Гениальность — это стиль сознания, способного прорваться в паттерн высоких энергий. Это не характеристика индивидуальности, не то, что человек имеет и даже не то, что он есть. Сами гении отказываются от этого. Универсальная характеристика гения — смирение. Гений всегда приписывает свои достижения более высокому влиянию». Гениальность — свойство творческой силы, позволяющее придавать форму материальному творению. Это экспрессия Божественного откровения. Гений не ведает ни что творит, ни как достигает сотворенного. Он — рупор высшего в нем, демонстратор, посредством которого нам являются небеса.
Большинство людей никогда не сталкивается с Фаворским светом внутри себя, хотя его отблески доступны многим. Смысл жизни каждого — пробиться к этому свету, обрести свою божественную часть, даже если это не будет гениальностью. Мир духа столь обилен и разнообразен, что у каждого найдется то, ради чего стоит жить. И уж точно — каждый имеет доступ к внутренней энергии, которая вложена в него при рождении, у каждого есть возможность войти с ней в резонанс.
Задача человека даже не открывать гения в себе, но подняться над собой, достичь того высшего энергетического уровня, который ему адекватен. Расширить свой энергетический спектр до границ своего предназначения по силам каждому человеку. Это всегда означает расширение своей действительности, обогащение своей жизни.
Универсальная Сила, которая создает каждого человека, позволяет ему такое расширение и предполагает его. По словам У. Джемса, каждому дано возвыситься до предела собственного величия, научившись чувствовать и действовать необычным образом. Каждому дано расширить собственную действительность и насладиться процессом преодоления препятствий.
Важно доверять себе, доверять собственным творческим вспышкам и сумасшедшим идеям. Ведь любая идея — это Бог в вас, ваше божественное вдохновение, ваша вибрация в унисон с творящим полем бытия. Доктор Вэйн Дайер считает, что каждый — часть Бога, и что божественная искра — только напоминание о его уникальности. Он считает, что важно не только чувствовать свой «внутренний жар», но обнаруживать его в других, привлекая тем самым к себе мощь высоких энергий жизни. Ибо, обнаруживая гения в другом, вы открываете канал в поле творческой энергии и тем самым одновременно наращиваете собственную.
Необходимо искать божью искру в каждом окружающем — и да воздастся сторицей! Обнаруживая Божий Лик в другом, вы проявляете его в себе. Признавая Божественное начало в ближних своих, вы обретаете его в себе.
Любой шаг в направлении отыскания и выражения ваших творческих импульсов, — шаг в обнаружении Бога в себе. Доверяйте себе как части Бога, и процветание Вам обеспечено.


Рецензии