Учительница

Виктор Костылев
    
     Перед входом она остановилась, поправив короткую стрижку и строго осмотрев себя, вошла в класс.
     По классу плыл монотонный гул. Сидя за партами, дети что-то увлеченно обсуждали.
     Она вошла и воцарилась тишина. Сколько лет повторяется эта картина? Сколько детей прошло через ее руки?

     Вчера из Америки звонили бывшие ученицы. Конечно приятно, когда более пятидесяти лет спустя, тебе звонят. Значит помнят. Слушая их, ее сердце наполнялось теплом и радостью за тех, у кого состоялась личная жизнь. Но какая-то грустная мысль терзает ее. Что-то не так идет у нас. Ну, когда это было, чтобы дети, при том лучшие, навсегда покидали свою любимую Украину. В стране братоубийственная война. Черные силы сталкивают лбами народы востока и запада, идет активное изгнание русского языка. Хотя более пятидесяти процентов населения считает этот язык своим родным.  Но нет такого испытания, которое поколебало бы веру  живущих здесь...

      А сегодня пятиклашки, сидя за партами, внимательно наблюдают за своей любимой "учителкой", критически оценивают ее внешний вид и одежду. Не смотря на возраст она сохранила свою женскую привлекательность. К небольшой аккуратной фигурке шла любая одежда. Ее красивое лицо несет доброжелательную улыбку, а крупные выразительные глаза внимательно наблюдают за происходящим.

     Она многое испытала в своей жизни. Помнит вкус пайкового хлеба, привкус лебеды и картофельных очисток. Мудрая, любящая жизнь, она несет радость окружению. Живя в бесконечной суете рабочих дней, ее характер, манеры и привычки приобретались самовоспитанием.

     Сегодня много трудных детей. От них можно ожидать: грубость и сквернословие, а подчас и ожесточенность. Видя такие выпады забияки, она подойдет, похлопает по плечу, скажет какие-то добрые слова и растаял человек. А дальше, где-то в сторонке от коридорной суеты, продолжит с ним разговор о семье, о друзьях, о культуре. Она обладает великим качеством- слушать и слышать. Так было и раньше, когда в течении двадцати семи лет она работала директором школы.  Давно это было...

     В свободные от уроков часы ее ждет школьная театральная труппа. В этом году исполняется десятилетний юбилей школьного театра. На прошлой неделе, по ее сценарию состоялась премьера спектакля "Кольцо Соломона".

     Более тридцати детей разного возраста, играя на сцене школы, рассказывали: ученикам, учителям и родителям о мудрости царя, показывая исторические эпизоды древности. Но как это не просто: писать сценарий, проводить репетиции, готовить декорации и костюмы...

     Целый день она в делах. А вечером, уставшая медленно идет домой. В ее руках две тяжелые сумки, в одной учебники и тетради, в другой продукты. Такова жизнь.
К вечеру поднимается давление, болят уставшие ноги, желудок. И тут в пору любые таблетки, примочки, мази, лишь бы отпустило. К утру как-то полегчает   и вновь к детям, в родную школу. Это ее жизнь.

     К занятиям она готовится тщательно, перелопачивая массу дополнительной литературы. Зная это, дети с нескрываемым интересом ждут встречи с учителем.
И так, идет урок. Она не сидит за столом учителя, а медленно ходит по классу, периодически останавливаясь возле заинтересовавшего ее ученика. В воздухе море рук готовых отвечать.  А время неумолимо...

     Новый материал. Она рассказывает детям о жизни греков в далекой древности. О их борьбе с персами, посягавшими на свободу и независимость. Многие города готовы платить дань пришельцам, но не Афины. Персидский царь Дарий пришел с тридцати тысячной армией наказать непокорных.
 
    Греки выставили до одиннадцати тысяч ополченцев. Бой состоялся на Марафонской равнине, в сорока километрах от Афин. Несмотря на численное превосходство противника, Греки, используя хитрую тактику, укрываясь от града летящих стрел, выстояли и победили. И вот она-свобода! В Афины бежит гонец. Он принес горожанам радостную весть и умер.

     Все события сражения преподнесены детям ярко, эмоционально. Рассказывая о гонце и современном спортивном беге, она идет к доске, еще раз показать на карте развитие боя.

     С указкой в руке она поворачивается к классу. Но что это?.. Указка замерла в воздухе. Детей в классе нет. Как это могло случиться?  Ничего не понимая, она растерянным взглядом блуждает по классу.

     И вдруг, неожиданно, смех взорвал тишину класса... Дети, ползая под партами вели свое сражение. Издавая шипящие звуки летящих стрел, прячась, они наступали на врага.

     Услышав заразительный смех учительницы, они повылазили из-под парт, устремив непонимающие взгляды на нее. А она не может успокоиться.  На ее глазах появляются непрошеные слезы. Глядя на учительницу, весь класс разразился неудержимым смехом. Прозвучал звонок, напомнивший об окончании урока.