Слово о талантливом друге, учёном и коллекционере

Александр Смирнов 83
Слово о  друге Вадиме,  таком  умном, разностороннем  и  находчивом.

Имя главного героя очерка изменено, события происходили в период с 1965 по 2000 годы.

 На нашем предприятии, занимавшемся созданием новых ракетных порохов, зарядов и проектированием двигателей на их основе, Вадим считался одним из самых талантливых инженеров.  Работа была для него главным, но как мы узнаем позже, не единственным важным делом в жизни. Генеральный директор, академик, ценил его, прислушивался к его мнению по многим  научным вопросам и нередко брал с собой на важные совещания, в том числе на самом высоком уровне. И это несмотря на то, что он не имел никаких учёных степеней, не желая тратить время на оформление бюрократических бумаг. Вадим не терпел безделья, он постоянно пополнял свои знания, загружал свой мозг интеллектуальной деятельностью не только в рабочее время, но и на досуге. Он мог показаться слишком правильным, а может быть, в какой-то мере и на самом деле был им.   

Вадим отличался независимым характером, не боялся высказывать своё мнение, даже если оно расходилось с мнением важных персон, но всегда это делал обоснованно, в корректной форме. Директор выделил ему однокомнатную квартиру, которую Вадим заполнил самой необходимой мебелью и оборудованием, без излишеств. Много места занимали книжные шкафы.  Он старался покупать всякого рода новинки, у него, одного из первых, появились радиотелефон, а затем мобильник. 

В его квартире  мы, компания из четырёх близких знакомых, иногда собирались, чтобы сгонять несколько партий в преферанс. Ставки были небольшими, проигрыши  - незначительными, скорее это было интеллектуальной тренировкой. Но и здесь он вносил определённый порядок, не терпел небрежности, тем более умышленных нарушений правил игры.
                На протяжении  всей сознательной жизни  Вадим занимался, помимо работы,  коллекционированием разных интеллектуальных  произведений.  Свободного времени у него было достаточно: он не имел семьи, так как Ирина, которая ему по-настоящему нравилась и оказывала ему  знаки внимания, поддалась обаянию своего начальника, причём женатого. Закончилось это драматически: родился  внебрачный  ребёнок,  его отец не захотел бросать семью, в которой уже была дочь.  Случившееся нанесло Вадиму  глубокую душевную рану, он  так и не простил Ирину, а она, не выходя в дальнейшем замуж, в одиночестве воспитывала сына. Вадим также оказался лишённым семейного счастья, не попытавшись после произошедшего создать свою семью. Он рано лишился родителей, единственными  родственниками были  сестра и её семья, с которыми у него были тёплые отношения. 
 
Один из первых направлений  его коллекционирования были текстовые и  художественные  издания по археологическим раскопкам древнегреческих городов и  античной архитектуре, в которой он через несколько лет стал неплохо разбираться. 

 Затем наступила пора глубокого интереса к творчеству Льва Толстого. Самым полным изданием его трудов было 91-томное собрание сочинений, выпускавшееся  в течение 30 лет, начиная с 1928 года.  Вадим загорелся идеей приобрести издание целиком и осуществил-таки её. Это потребовало от него  больших усилий, так как пришлось закупать собрание частями, нередко по одному тому. В то время немало людей, в отличие от сегодняшних дней, занималось пополнением своих библиотек. Многие выходные дни он тратил на посещение букинистических магазинов, чтобы за несколько лет собрать все тома. Вадим глубоко изучил творчество Толстого, особенный интерес вызывали у него письма и публицистические статьи Толстого.

Но самой любимым делом было для него создание своей коллекции произведений Владимира Высоцкого, причём не только близких к первоисточникам печатных и рукописных произведений, но и особенно фонограмм песен в его исполнении. Он целенаправленно, упорно, в течение многих лет разыскивал их, зачастую используя обмен, пока не создал достаточно полную коллекцию. Поскольку многие из них, особенно редко исполняемые,  были плохого качества, с сильными звуковыми искажениями, ему приходилось прибегать к их трудоёмкой очистке от посторонних шумов с  использованием компьютерных технологий. И добился создания коллекции желаемого качества и объема, чем он особенно гордился.

 Но кроме такой насыщенной событиями жизни, Вадим задался целью найти свои корни и за счёт своего аналитического ума и целеустремлённости решил поставленную задачу: создал генеалогию своего рода, начиная с половины шестнадцатого века. Для этого пришлось потратить несколько отпусков, в течение ряда лет вести переписку и общение с архивами и библиотеками Санкт-Петербурга, Польши, Литвы, Калининграда. Предки Вадима оказались родом из Польши. Поездки в Польшу ему были недоступны из-за работы с совершенно секретными документами. Повезло, что в польских и литовских костёлах сохранились книги с записью рождений, браков и смертей прихожан, а в книгах магистратур отмечались составы семей и принадлежащего им имущества. Поэтому Вадим узнал не только фамилии и имена многих своих предков, но и их занятия, должности, материальное положение, и что многие из них были состоятельными людьми и принадлежали к шляхетскому сословию.


Вадим вместе с тем  был очень находчивым человеком. Он рассказывал мне о таком случае. Как только впервые у нас  в продаже появились  портфели-дипломаты, они сразу стали дефицитными. Особенно славились редкие в продаже элегантные изделия из Франции. Естественно, Вадим сразу захотел пробрести  французский дипломат. И однажды ему повезло, да не совсем. В одном из магазинов были выставлены на продажу именно предметы его мечтаний. Но ещё до его прихода образовалась большая очередь из сотни с лишним потенциальных покупателей. А дипломатов было примерно 80 штук. Однако продажа их не производилась из-за отсутствия кодов замков, которые должны доставить через час-полтора. Вадиму дипломат явно не светил, и надо было распрощаться с возможностью его приобретения в этот раз. Но не таков Вадим, в его голове созрел необычный план.

Он пробил чек и, подойдя к продавцу, предложил открыть код в обмен на продажу ему без очереди дипломата. Продавец обратился к очереди:
 «Вы не против продажи ему дипломата, если он откроет код, и мы сразу начнём продажу?»
 Никому не хотелось стоять в очереди больше часа, поэтому раздались возгласы:
«Согласны, но не более одного дипломата!»
Вадим, естественно, сам тоже не знал точного кода. Но он сообразил, что код не может быть сложным, он явно должен быть простым, потому что относился ко всей партии. Для начала он набрал код 0000. Однако дипломат не открылся, и продавец с подозрением воззрился на наглого покупателя. Вадим напрягся и набрал следующий код: 9999.  Расчёт оказался верным, замок открылся, а дипломат оказался в его руках.

К сожалению, в зрелом возрасте Вадим имел серьёзные сердечно-сосудистые проблемы. Он понимал это, и как основательный  во всём человек, заранее подробно и чётко расписал поручения и действия своим близким друзьям в случае неблагоприятного  развития событий.  И когда в почтенном уже возрасте произошла трагедия, они исполнили его волю и сделали всё так, как он пожелал.

Казалось бы, писать больше не о чем. Однако напоследок Вадим оставил загадку, причём невольно. Вскоре после похорон его близкий друг прочитал в компьютере Вадима  послание следующего содержания:

- Дорогие друзья, я очень благодарен Вам за то, что Вы сделали всё так, как я просил. Вадим.

Друга охватил мистический ужас. Он представил, что послание пришло с того света. Собрались друзья, все очень образованные люди, которые понимали, что такого быть не может. Но откуда это взялось? Пришлось привлечь квалифицированного специалиста.  С его помощью выяснили, что эту благодарность Вадим ранее составил и адресовал администрации цветочного магазина в далёком от нас городе  Калининграде за вручение букета цветов, заказанного им для сестры. Вот такая иногда бывает основа мистических загадок.

А я до сих пор не могу привыкнуть к тому, что рядом нет Вадима, который так рано ушёл из жизни.

http://proza.ru/2018/07/01/18