4. Михаил Петрович Мартынов

Виктор Ардашин
        Предыдущая глава   http://proza.ru/2019/02/22/203

        Бессменным директором нашей школы за весь период обучения с 1-ого по 10-ый класс был Михаил Петрович Мартынов. Вот он представлен на этом снимке во время проведения нашего выпускного вечера. Я, конечно – не профессионал. На мой взгляд, Михаил Петрович был на своем месте и работал не за страх, а на совесть. Все в нем было в нужных пропорциях. И разумная строгость, и профессионализм. Случалось, что он при необходимости, мог провести урок практически по каждому предмету. А главное – любовь к детям и к своей работе! Мы его уважали и, как положено, слегка побаивались. Вызов к директору в кабинет (а такое время от времени случалось почти с каждым мальчишкой), вызывал душевный трепет. Ножки становились ватными! Что делать? За все нужно отвечать. В том числе и за шалости.

        Михаил Петрович реально воевал в Великой Отечественной войне. Имел боевые награды. Но рассказывать об этом он не любил. О его боевом пути мы судили по орденам и медалям, которые надевал Михаил Петрович в День Победы.

        Каждое утро Михаил Петрович встречал нас, учеников, на первой площадке лестничного пролета. Этот пролет был достаточно широким. В самом его начале располагались ученики дежурного класса. Их задачей была проверка наличия дневника у каждого ученика. Без дневника в школу не пропускали!
Как только минуешь дежурных – вот он – Михаил Петрович! Стоит, как монумент на пьедестале! Правой рукой он опирается на рукоятку металлической указки, сделанной им самолично из арматурного прута. Очень внушительно! Каждого ученика директор внимательно оглядит. С каждым персонально поздоровается. Только минув его, можно было поддать газу и рвануться бегом в нужный класс.

        С именем Михаила Петровича связано много воспоминаний, некоторые из которых, как мне представляется теперь, были весьма курьёзными. Так, например, начиная года с 1962, по московским школам пошла тенденция наказывать за провинность со стороны учеников мужеского пола таким образом, что стригли их наголо. Бывало, что-нибудь учудишь, и Михаил Петрович вызывает тебя к себе в кабинет. Практически всегда молча, он вручает 7 копеек. Это значит, что «одаренному счастливчику» надо было немедленно дуть в парикмахерскую, что располагалась совсем недалеко - на Цветном бульваре. Об исполнении распоряжения надо было доложить, предъявив свою осветлённую тягой к знаниям и приличному поведению головку. В школе стриженые головёнки выделялись издалека. Причина наличия «светлой головы» была для всех понятна. Я подвергался этой экзекуции раза три-четыре, но это по-божески. Некоторые ребятки, по-моему, вообще не обрастали. Только-только появится на их голове газончик - и на тебе - снова 7 копеек! И это было практически во всех школах Москвы. Как в других городах – не знаю.

        Продолжение   http://proza.ru/2019/03/22/579