6. Прием в пионеры

Виктор Ардашин
        Предыдущая глава   http://proza.ru/2019/03/22/579

        Но вернемся, наконец,  к нашей учебе! Итак – мы в четвертом классе! Это был          выпускной класс для учеников начальной школы. После его окончания мы будем прощаться с нашей первой учительницей Гутниковой Гитой Абрамовной и поступим под патронаж нового классного руководителя.

        Кроме Жени Кашина, в четвертом классе к нам подсоединилось довольно много новых учеников. Не помню уж теперь, по какой причине это произошло. Возможно, здесь сыграло свою роль бурно начавшееся в эти годы строительство домов для москвичей. Появились так называемые «Черемушки». Люди расселялись в отдельные квартиры! Отдельные квартиры для каждой семьи! Освободившиеся в результате расселения коммунальные квартиры освобождались. Они предоставлялись другим нуждающимся москвичам.  Возможно, это и было причиной масштабной территориальной миграции населения. Мы, сами понимаете, на этом вопросе особо не заморачивались. У нас были свои дела.

        А дел этих было невпроворот. Учеба в классе и домашние задания, конечно. Различные кружки и спортивные секции. Посещение библиотеки (сначала в основном школьной) и чтение книг. К тому времени мы к чтению уже достаточно пристрастились. Кроме того - внеклассные мероприятия по сбору макулатуры и металлолома. Так называемое «Тимуровское движение». Всего сейчас уже и не упомнишь! Да, а поиграть и с друзьями пообщаться?!!! Господи, как только мы все это успевали?!

        И вот незаметно подошла и весна1960 года! А весной по всей стране идет широкий прием учеников четвертого класса в пионерскую организацию. «Октябрят» тогда еще не придумали. Это будет  потом. 

        Помню, что как-то в конце урока Гита Абрамовна торжественно объявила, что сегодня после занятий будут рассматриваться вопросы выдвижения лучших учеников в кандидаты для приема в Пионерскую организацию Советского Союза. Каково?! 

        - Вы, конечно, все знаете, что пионеры являются резервом комсомола. А комсомол – резерв самой любимой Коммунистической партии, - заключила свое выступление Гита Абрамовна.

        Про Коммунистическую партию мы, конечно, все уже слышали. Как можно было не слышать о ней в нашей стране в то время! И очень ее любили. У нас прямо попки заерзали по партам от важности предстоящей задачи. Лучших принимать будут! А я-то какой, с тревогой подумал про себя каждый из нас.

        На переменке перед собранием, вопреки обыкновению, ходили тихо и чинно. Чуть ли не парами, взявшись за руки. Волновались, стало быть!

        И вот собрание началось. Гита Абрамовна попросила нас хорошенько подумать и предлагать кандидатуры на предмет приема этой самой кандидатуры в пионерские ряды.

        - Хорошенько подумайте! Не спешите! Ответственно подойдите к этому вопросу.  Каждую кандидатуру будем обсуждать отдельно!

        Весь класс, как по команде, вскинул глаза к потолку. Словно бы там ответы искали. Но никто так и не нашел. Гита Абрамовна пришла нам на помощь.

        - Ну, что ты думаешь, Танечка Макасеева, - обратилась она к нашей отличнице.

        Та встала с парты ни жива - ни мертва. Обычно, она шла к доске уверенной поступью записной отличницы по всем предметам. А тут, словно былинка на ветру качается.

        - Я предлагаю принять в пионеры ….

        И пошло дело!

        Вставал кто-нибудь из учеников и говорил примерно следующее:

        - Я предлагаю принять в пионеры ученика…
 
        - Он хорошо учится, хороший товарищ, помогает старшим. Он тимуровец. Я сам видел, как он старушку через дорогу переводил. Помогает маленьким. Активно участвует в сборе макулатуры и металлолома. Он отличный товарищ.

        Далее шло голосование, которым утверждался кандидат в пионеры. Волнительно все это было!

        Потом каждый кандидат должен был выучить наизусть торжественную клятву пионеров, знание которой проверялось на Пионерском Совете Дружины школы. Наша школьная пионерская дружина носила имя Героя Советского Союза Зои Анатольевны Космодемьянской.

        В день приёма в пионеры вся пионерская дружина нашей школы шла строем по улицам Москвы под звуки горнов и барабанов к памятнику Ленина, что располагался напротив дома Моссовета на улице Горького (ныне – Тверская улица). Шли посредине улицы. Все автомобили уступали нам дорогу. Было круто! У памятника Ленину нас расставили в виде каре. В первых рядах стояли новые кандидаты в пионеры. Затем мы торжественно хором произносили клятву юных пионеров. Только после того, как поклялись, нам повязывали пионерские галстуки и прикалывали на грудь значок пионера. Когда всем повязали и прикололи, штатный сотрудник школы Люся - Председатель нашей школьной пионерской дружины, торжественным голосом призвала:

        - К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!

        Мы вскинули правые руки, согнутые в локотке, и единым хором ахнули:

        - Всегда готов!!!

        На этом обряд посвящения был завершен.

        В том же порядке мы возвращались в школу, но уже пионерами. Такой обряд по приёму новых членов в пионерскую организацию проводился ежегодно.

Забегая немного вперед по времени, но соблюдая тематику раздела, скажу, что в восьмом классе примерно по аналогичной процедуре выдвижения нас принимали в комсомол. Но здесь надо было уже выучить устав комсомола, знать количество его орденов,  за что и когда каждый орден был даден. Сначала кандидатуру каждого комсомольца рассматривали на комитете комсомола школы. В случае благоприятного исхода, кандидат проходил персонально процедуру утверждения в райкоме комсомола. Там же позже и вручали комсомольский билет и комсомольский значок. У нас это был Свердловский райком комсомола города Москвы.

        Уже ближе к окончанию средней школы была введена ещё одна ступень идеологического воспитания подрастающего поколения.  Начиная с  первого класса, «хороших» мальчиков и девочек принимали в октябрята. Там тоже был свой знак принадлежности к этому славному движению. Как обычно, центральное место этого знака занимал оттиск Ленина.

        Таким образом, в стране была сформирована чёткая система идеологического воспитания подрастающего поколения.  Активные октябрята  – резерв пионерии, активные пионеры – резерв комсомола, активные комсомольцы – резерв Коммунистической партии. А принадлежность к партии в то время много значило.

        В результате - для особо смышлёных детишек имелась возможность начинать свой карьерный рост прямо с первого класса.

        К данному разделу приведена фотография, сделанная в конце периода обучения в 4–ом  классе. В первом ряду сидят девочки слева направо третья по счету Маша Нечасова. Она из Чехословакии и училась несколько лет в нашем классе. Дело в том, что рядом с нашей школой располагался дом посольства. Там жили иностранные сотрудники разных специальностей, приехавшие на длительный срок в СССР со своими семьями. Практически все дети школьного возраста из этого дома учились в нашей школе. Сейчас уже всех и не упомню. Учился в нашем классе какое-то время поляк Збышек. Были и другие дети. Все было хорошо и доброжелательно. Мы время от времени вместе с ними тоже бывали в этом доме в их сопровождении. Так просто с улицы туда пройти было нельзя. Это все-таки территория закрытая, «посольская». У входа днем и ночью дежурила милиция. Но в сопровождении детей, проживающих в этом доме, нас пропускали без всякого ограничения, документов и досмотра. Далее, пятой по счету, практически в центре, сидит Танюшка Новоселова. Очень серьезная была девочка. Ее мама преподавала в педагогическом институте и Танюшке передались, видимо, какие-то мамины педагогические особенности. Кстати, забегая далеко вперед по времени, отмечу, что Таня пошла по маминым стопам в плане профессии. Стала кандидатом педагогических наук и заведовала кафедрой в Пединституте. Но все это будет далеко впереди.Во втором ряду вторым и третьим по счету стоят рядышком, как сидели и за партой, Валера Тарасов и Женя Кашин. В третьем ряду первая слева стоит Наташа Трухина. Я расположился в этом же ряду третьим справа. А прямо надо мной устроился Витя Петров.

        А вообще, класс был достаточно дружным. Атмосфера для учебы и общения была легкая.

        Продолжение   http://proza.ru/2019/02/26/355