Часть 1. Свобода воли и происхождение зла

Павел Кавалеров
Христианство. Попытка обобщения (часть 2) - перейти http://proza.ru/2019/02/24/2090
Стихи о христианстве - перейти http://proza.ru/2020/11/29/166
Спасутся ли все? Споры вокруг апокатастасиса - перейти http://proza.ru/2020/06/17/16

«Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем»
= Блаженный Августин =

СОДЕРЖАНИЕ

1.1. ЗАЧЕМ БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА
1.2. СВОБОДА ВОЛИ
1.3. 0 ДЕТЕРМИНИЗМЕ
1.4. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ПОТЕНЦИЯ
1.5. ОБОЖЕНИЕ
1.6. ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖЬЕ
1.7. МОЖНО ЛИ СТАТЬ ДОБРЫМ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ?
1.8. НУЖНЫ ЛИ ЯВНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ?
1.9. ЧТО ТАКОЕ ДОБРО
1.10. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЛА
1.11. КТО ЖИВЕТ В ДОМЕ ТВОЕМ
1.12. ЗЛО НЕ ОБЛАДАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ
1.13. ГРЕХ
1.14. ПОПУЩЕНИЕ БОГОМ ЗЛА

С одной стороны, как справедливо заметил Паскаль: «Вера не доказывается, она постигается на опыте» и «Сердце открывает Бога, а вовсе не разум». Но все же нельзя забывать и о разуме, раз уж Господь его нам зачем то дал.

ЗАЧЕМ БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА

Представьте ситуацию. Вы художник и нарисовали прекрасную картину. Но вы живете в лесу, вокруг ни одного человека, вам не с кем поделится своей радостью, нет никого, кто смог бы оценить красоту вашего творения. Что вы сделаете в такой ситуации? Скорее всего возьмете холст подмышку и пойдете к людям, к тем, кто сможет понять и оценить.

Теперь представьте, что вы живете на необитаемом острове и вам просто некуда пойти - вокруг ни души. В этот момент вам будет особенно грустно и одиноко.

А если вы не художник, а Бог, и вы сотворили не картину, а целую Вселенную! Наверное, Ему тоже была нужна душа, которая смогла порадоваться вместе с Ним, понять грандиозность и красоту содеянного.

На тот момент были созданы различные бестелесные духи (серафимы, херувимы, ангелы и др.), но они не обладают даром творчества, а значит, не могли по настоящему оценить Божие творение. Поэтому и понадобился человек.

Именно потому Адам и был создан последним из всех сотворенных неразумных и разумных сущностей, что должен был стать посредником, связующим элементом между Богом и миром.

Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих... (Гавриил Державин, 1784, Ода "Бог")

Представляется, как человек открывает глаза, восторженно смотрит вокруг и изумленно говорит: «Какие облака, какие горы, какие реки и водопады, какая радуга! Море, волны, закат, ночное звездное небо – как красиво! Какой прекрасный цветок! А как пахнет! А это кто? фламинго? ух ты, оно ещё и летает! И это Ты все сам? Ну Ты даёшь!»

Есть Бог, есть мир - они живут вовек!
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога. (Николай Гумилев)

Чтобы человек смог оценить Божье творенье он должен быть создан по образу и подобию Божию. Ибо подобное познается подобным.

В то же время нужно сказать, что Бог самодостаточен. Нельзя сказать, что человек нужен Богу. Но как сказал Антоний Сурожский: «Мы Богу не нужны для того, чтобы Он Богом был; для Него нет необходимости нас вызывать из небытия... Бог нас творит, потому что мы Ему желанны».

СВОБОДА ВОЛИ

Свобода – главное отличие человека от всех других живых существ. Человек - единственное существо на нашей планете, который обладает свободой воли (свободой выбора). В этом смысле мы уникальны. Ни у кого на нашей планеты нет свободной воли. Любое другое живое существо отвечает на ситуацию, основываясь на своих инстинктах, то есть имеет достаточно узкий диапазон вполне предсказуемых реакций. Если животное голодно, то никто не сможет ему доказать, что есть нельзя, потому что пост.

Именно наличие свободы и есть один из главных признаков того, что человек есть образ Божье. Это та запредельная свобода, которая досталась нам от Адама. Эта та охота, которая пуще неволи. Пусть мне будет хуже, но я сделаю по-своему. Отсюда: назло бабушке отморожу себе уши. Ведь не столько назло, сколько по-своему.

Что важно - свободную волю у человека никто не может отнять, даже Бог. Известен такой каверзный вопрос: может ли Бог создать такой камень, который Сам не сможет поднять? Если Он не может создать такой камень, то не всемогущ. А если сможет, то опять же не всемогущ, потому что не сможет его поднять.

В такой постановке вопроса предполагается, что если Бог всемогущ, то Он может все. Но это ложное предположение. Бог всемогущ, хотя и может не все. Одно другого не исключает. Например, Он не может умереть, не может согрешить. А еще он не может лишить человека свободы воли.

Таким образом, Бог уже создал камень, который не может поднять, и этот камень - человек с его свободой. Он создал человека со свободной волей, и не может ее у него отнять ни при каких обстоятельствах.

О ДЕТЕРМИНИЗМЕ

Когда Ньютон, кстати говоря очень религиозный человек, опубликовал свои труды по физике, то получалось, что зная некоторые начальные условия всех компонентов системы в определенный момент времени (например, массу и скорость), можно рассчитать поведение как каждой компоненты, так и системы в целом. По аналогии с биллиардными шарами - если один биллиардный шар ударяется о другой, то их движение после удара можно предсказать.

Можно представить, что человек это набор биллиардных шариков-атомов, которые соударяются друг о друга. В этом случаем можно просчитать, куда эти атомы двинутся после соударения. Стало быть поведение человека, его эмоции, его волевые решения, все это запрограммировано. Родился человек с определенным набором атомов, которые расположены определенным образом, и дальше все предопределено. Получается в мире полный детерминизм, и что нет такого феномена, как свободная воля, все заранее предрешено. И Бог в лучшем случае часовщик, который когда-то сделал этот часовой механизм, а потом отошел в сторону. А возможно и совсем не нужен. Так начали думать некоторые люди после появления ньютоновой механики.

Но оказалось, что это все не так просто. И даже в механике Ньютона не все так однозначно. Дело в том, что если в сложной системе внести малейшую помеху, то через некоторое количество шагов результат движения шаров будет неузнаваемо другим. Это называют эффектом бабочки.

Позже оказалось, что существует такая вещь, как квантовая механика, которая полностью путает карты. Оказалось, что частицы после столкновения подчиняются вероятностным законам и направление их движения нельзя однозначно предугадать. Их поведение можно предсказать лишь вероятностно. И конкретный атом совершенно не обязан отскакивать в каком-то определенном направлении.

Получается, что нет ничего предопределенного. Очень многое зависит от самого человека, от его свободного выбора. Христианство согласно с такой позицией. Оно не признает рока, судьбы, фатума.

ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ПОТЕНЦИЯ

Кроме свободной воли есть еще одно кардинальное отличие человека от прочих живых существ. Оно заключается в том, что нельзя сразу родится человеком. Малыша нельзя назвать человеком в полном значении этого слова, это чистая доска, табула раса. Человеком можно только стать. Известные случаи детей-маугли яркое тому подтверждение. Если малыша не научили быть человеком, то он им не станет.

Из семян одуванчика растут одуванчики. Щенки, отобранные у своих матерей, все равно становятся собаками, их никто не учит лаять, защищать хозяина. Эти качества им даны с рождения.

Удивительно, но человек, рождаясь никем, может стать, кем угодно. Малыши, которых вырастили волки, становились волками. Они не умеют говорить, рычат, воют, бегают на четвереньках, имеют волчьи повадки. Ну чем не волки?

Известны примеры, когда уже достаточно взрослых детей отбирали у родителей и делали из них людей, совершенно другой культуры и веры. Например, янычары набирались из христианских семей покоренных Турцией народностей («девширме» - «обращение», налог кровью). Детей от 6 до 16 лет отбирали у родителей, давали турецкое имя, отдавали в турецкие семьи, обучали турецкому языку и исламу, воспитывали послушание и покорность. Под повинность попадал каждый пятый ребенок мужского пола. Кстати говоря, мальчиков старались забирать с согласия семьи, также не забирали единственных сыновей. Далее юношей отправляли в учебные корпуса, там они на протяжении по меньшей мере шести лет проходили подготовку, обучаясь владению разнообразными видами оружия. Они вырастали совершенно другими людьми - другой культуры, другой веры. В них практически ничего не оставалось прежнего - они говорили на другом языке, они носили другую одежду, у них были другие имена. В дальнейшем они становились янычарами, которые составляли пешее войско турецкого султана. Четыре века янычары были опорой власти султана и отличались фанатизмом. Часто они совершали карательные экспедиции против своих соплеменников. (Справедливости ради стоит сказать, что не все забывали о своих корнях, и известны случаи, когда янычары, сделавшие карьеру и дослужившиеся до визирей, помогали своим соплеменникам-христианам, обосновывая это пользой для турецкой империи.)

Можно сказать, что животные совершенны, так как совершенство есть завершённость. Поэтому животные не могут развиваться, им некуда развиваться. В момент рождения они получают всё. 

Человек рождается как саморазвивающийся организм на более низком уровне бытия, чем ему предназначено быть по его созданию и поэтому является несовершенным, незавершенным. Рождаясь физически, человек представляет собой только перспективу, потенциал. Дальше предстоит большой труд, чтобы стать человеком.

Конечно к вопросу, что означает «быть человеком» - нужно подходить осторожно. Смысл этого вопроса во многом зависит от контекста, в котором он задается. Из спекулятивного его толкования могут вырасти идеи о расовом или ином превосходстве. Здесь же идет речь о том, что вне социума, вне культурной среды, самостоятельно ребенок не сможет овладеть качествами, присущими человеку (например, освоить речь и прямохождение).

Однако быть человеком означает не только уметь говорить, ходить на двух ногах и т.д. Разве этого достаточно? Процесс роста чреват многими опасностями, потому что можно вырасти как в человека, так и в античеловека, который во много раз хуже зверя. Как писал Ф.Достоевский, что, когда говорят про зверскую жестокость человека, то «это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток».

ОБОЖЕНИЕ

Цель христианства в обожении человека (ударение на второй букве "о").

Обожение, или теозис — христианское учение о соединении человека с Богом, приобщении человека к божественной жизни через действие божественной благодати.

Обожение стало возможно для людей после воплощения Иисуса Христа.  «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (Святой Афанасий Великий).

ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖЬЕ

В первой главе Книги Бытия сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26). Часто «по образу и подобию» понимается, как синонимы. Но это не так.

«По образу» означает, что мы обладаем какими-то качествами, которыми обладаем Творец. Среди них выделяют: разумность (мышление), свобода воли (свобода), способность любить, чувство справедливости, чувство прекрасного, бессмертие и способность творчества.

Но что значит «по подобию»?

Отцы Церкви говорят, что образ – это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие – то, чего предстоит достичь в результате добродетельной жизни. «Выражение «по образу» означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение «по подобию» означает уподобление через добродетель, насколько это возможно» (Иоанн Дамаскин).

Образ - это наша природа, то, что дано при рождении. Подобие - это потенция, то, чего при рождении нет, но что может быть. Так образ стремится к Первообразу. Заметьте, образ - в человеке есть изначально, по праву рождения. Но подобие - внутренняя сознательная работа человека. Это не получится как-то само собой. Для этого нужно потрудиться.

Потенция чего, какова направленность этой потенции? Это возможность обожения через синергию нашей свободной воли и Божьей благодати (Божьей воли).

Подобное познается подобным. Уподобившись Богу человек получает возможность познавать Его. И познав, излечить свою греховную природу, отвернуться от греха, обожится, соединиться с Ним. В этом состоит потенциал человека.

Это может произойти через соединение свободной воли человека и Божьей благодати.
Но ни человек одной свой волей, ни только воля Божья - по отдельности они не могут этого сделать. Только их соединение (синергия) смогут произвести должный эффект.

Напомню, что синергия - это эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что совместное действие этих факторов существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов в отдельности.

МОЖНО ЛИ СТАТЬ ДОБРЫМ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ?

Благодаря своей свободной воле человек может предпочесть сделать одно или другое, пойти направо или налево, отдать, что называется, последнюю рубашку или удавиться за копейку, пойти ко дну или устремиться в небеса, выбрать доброе или злое.

Наверное, Бог хотел бы, чтобы человек всегда выбирал доброе. Но что же делать? Заставить, обязать нас быть добрыми? А если мы не согласны, то наказать? Но тогда мотивацией для того, чтобы делать добрые поступки, будет страх.

В Библии написано: «мир на волю дан».

«Невольник – не богомольник» – говорили наши предки. Нельзя заставить молиться Богу, нельзя это делать не по доброй воле, а, что называется, из-под палки. То же самое касается и дел добрых. Можно ли назвать дело добрым, если человека заставляют его делать?

Святые Отцы говорят: «Никто никогда не стал добрым по принуждению». «Насильно мил не будешь», - говорит народная мудрость. Поэтому человеку и дана свобода, чтобы он сам выбрал, на какую сторону встать. Сам, своим свободным волеизъявлением.

НУЖНЫ ЛИ ЯВНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ

Назовем причину, почему мы мучаемся, сомневаемся, затрудняемся в ситуации выбора. Дело в том, что в отличие от прочих животных наша природа двойственна. С одной стороны, мы имеем физиологию и в этом смысле такие же, как и прочие млекопитающиеся. С другой, мы имеем духовную природу. И когда наши физиологические выигрыши входят в противоречие с нашей духовной природой, тогда то мы попадаем в ситуацию выбора. Наша физиология говорит нам, что нужно накапливать материальные блага, чтобы выжить, а наш дух - отдать ближнему последнюю рубаху.

Но чтобы было бы, если бы мы были наверняка уверены в том, что Бог существует? Очевидно, что такие доказательства откроют нам тайну нашего бытия и будут оказывать влияние на наши решения.

И именно поэтому бесспорных доказательств существования Бога не должно быть в принципе. Если бы мы получили такие доказательства, то мы превратились бы в животных, поведение которых полностью определяется их инстинктами (заданной программой действий). Их жизнь полностью лишена выбора. На каждый стимул они реагируют вполне предсказуемым образом. Так и мы, зная наверняка, что Бог существует, точно знали бы, как нужно поступать, чтобы быть перед Ним хорошими.

Но у нас нет уверенности, нет гарантии ни в чем. Поэтому, выбирая в ситуации незнания, мы рискуем.

Добро - это то, что человек творит бескорыстно. Не бывает корыстного добра. И если бы у меня было абсолютное знание истины, абсолютное доказательство Божьего существования, то я бы был лишен возможности творить добро. Ибо невозможно было бы отделить мое бескорыстное деяние, от деяния, за которое я бы рассчитывал получить вознаграждение от Бога. И лишь в ситуации, когда у меня нет абсолютно никаких гарантий существования Бога, я могу творить добро.

ЧТО ТАКОЕ ДОБРО

Бог есть Творец. Истинное творится любовью. Поэтому Бог есть источник любви. Думаю, каждому это очевидно на нашем человеческом уровне - если картина пишется из любви, из восхищения красотой, а не ради заработка, то у нее будет совсем другой вкус. Можно возразить, что известны случаи, когда выдающиеся творения рождались на заказ, например, Моцарт писал на заказ. Но здесь тот случай, когда одно другого не исключает. Да, на заказ, но было и вдохновение. Великое вдохновение.

Дети, рожденные от любви и воспитанные в любви, имеют совсем другое качество. Взгляд, полный любви, наполнен чем-то особым, не поддающимся описанию, но так очевидно видимым. И даже суп, простой суп, приготовленный с любовью, будет роскошен.

Если идти к Богу, то это движение к благости, к любви, к добру. Если идти в противоположном направлении, то это движение ко злу, к ненависти, к разрушению. Вывод очевиден: тот, кто идет от Бога, творит зло.

Встав перед трудным жизненным выбором, можно спросить себя, в чем здесь Божья воля? Чего желает Господь в данной ситуации? Если человек имеет духовное зрение, то он сможет это понять. То и есть добро, что совпадает с Божьей волей. Сама Эта воля тождественна добру. Она и есть добро.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЛА

Можно слышать обвинения Бога в том, что Он виноват в наличии в мире зла. Мир кто создал? Бог. Зло в мире есть? Есть. Значит виноват. Но при кажущейся логичности такого умозаключения, это не так.

Если кроме Бога и природы, в мире никого бы не было, то можно было бы с этим согласится. Но это, как мы с вами знаем, не так.

Происхождение зла объясняется необходимостью принимать решения, следствием того, что мы называем свободой воли. Зло не от Бога, а от тех, кто способен, используя свободную волю, выбирать.

Из Библии нам известно, что до человека был создан мир материальный и мир ангельский. Материальный мир состоит из минералов, растений и животных. Минералы и растения совершать поступков не могут в принципе. Животные живут инстинктами, их реакция на внешние раздражители достаточно точно просчитывается.

Ангелы, также как и человек, принимают решение на основании свободного выбора. И задолго до сотворения человека часть из них пошла против Бога. Так впервые появилось зло.

Бог не создал ничего злого: и ангелы, и люди, и материальный мир – все это по природе является добрым и прекрасным. Но разумным существам дана свобода воли, и они могут направить свою свободу против Бога и тем самым породить зло.

Представьте, горит костер, рядом сидят люди, им светло и тепло. Потом кто-то отходит от костра в чащу, в тьму, ему становится холодно и страшно. Виноват ли в этом костёр? Очевидно, что нет. Остается надеяться, что отошедший от костра сам все поймет и вернется назад.

Существа, имеющие свободную волю (ангелы и люди), по словам Антония Сурожского, одарены страшной властью отвергнуть Бога, отказаться от Бога, потерять Бога.

КТО ЖИВЕТ В ДОМЕ ТВОЕМ

Представьте: у нас дома поселился какой-то злодей. И вот мы встречаем доброго, прекрасного человека, с которым этот злодей враждует и которому он постоянно стремится сделать зло.

Вы хотите пригласить это доброго человека в гости. Но как вы думаете, можно ли оказывать гостеприимство человеку доброму и хорошему в том доме, где уже живёт какой-то злодей, враг этого человека?

Мы говорим хорошему человеку: «Слушай, а приходи ко мне в гости!». Что он вам на это ответит? Наверное, он скажет: «Извини, пожалуйста, мне, конечно, очень жаль, но в твой дом я войти не могу. Прежде всего, ты должен этого нехорошего господина из своего дома выпроводить. Так что выгони сперва этого мерзавца, а потом я уж приду к тебе в гости, если ты этого хочешь».

Вывод очевиден. Для того, чтобы Бог обитал в душе, прежде всего из нее нужно изгнать грех, страсти, из неё должны выйти демоны.

ЗЛО НЕ ОБЛАДАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ

Зло не есть некая изначальная сущность, присущая миру. Творя мир, Бог не наделял этим качеством, Он не творил зла. Зло есть отпадение от добра, противление добру. В этом смысле оно вообще не может быть названо “сущностью”, потому что не существует само по себе. Как тьма или тень не обладают самостоятельным бытием, но есть только отсутствие света, так и зло есть отсутствие добра.

“Зло, – пишет святитель Василий Великий, – не живая одушевленная сущность, но состояние души, противное добродетели и происходящее… через отпадение от добра. Поэтому не ищи зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый пусть признает самого себя виновником собственного злонравия”.

Можно утверждать, что зла не существует самого по себе. Зло есть лишь отсутствие Бога, подобно тому, как тьма и холод — отсутствие света и тепла. Это — всего лишь слово, используемое человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Не Бог создал зло. Зло — это результат того, что случается с человеком, в сердце которого нет Бога.

Зло, холод, тьму никто не создавал. Эти слова обозначают отсутствие чего-то. Кто создал тень, тьму? - тот, кто загородил свет.

Поэтому на вопрос - существует ли зло? - да, существует. Но в смысле отсутствия добра, любви. Поэтому следующий вопрос: кто его создал – можно ответить: тот, кто допускает ситуации, когда нет любви и добра.

Мы находим источник зла не в устроении нашего объективного мира, а в свободной воле. Источником зла являются те существа, которые обладают свободной волей потому, что Творец дал им возможность свободно относиться к созданному Им миру и к самому Нему.

Само это отношение может быть разным. Если выбрано направление от Бога как источника абсолютного добра и любви, то это и создает, в конечном счёте, зло.

Когда мы говорим о вере, то подразумеваем, как правило, веру человека в Бога. Но мы забываем, что существует и вера Бога в человека. Только так можно объяснить то, что Он нам доверил самое ценное из того, чем обладает Сам, - свободу. То, что Бог дал человеку свободу воли, говорит насколько Он верит в нас.

Антоний Великий говорит: «Мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним».

ГРЕХ

В фильме "Спортлото 82" есть разговор двух персонажей. Один спрашивает другого: "Эти ягоды есть можно?". "Можно" - отвечает тот. Первый от радости запихивает горсть ягод в рот, и слышит продолжение фразы "... только отравишься".

Мне кажется, что эта очень хорошая иллюстрация для нашего разговора. "Ты образ и подобие Божье, ты создан свободным, можешь делать, что хочешь", - говорит человеку Бог. Человек, воодушевленный этой новостью, идет "делать, что хочешь". Но вдруг вдогонку слышит: "Правда, если хочешь обрести жизнь вечную, если не хочешь погибнуть, то вот тебе инструкция по технике безопасности", - и дает ему заповеди.

Имея свободу воли, человек сам делает свой выбор. Заповеди и другие истины, данные в Библии, позволяют нам ориентироваться при принятии решений, чтобы понимать, как не погубить свою вечную душу.

Зло, точнее возможность зла, есть следствие нашей свободы. Отсюда вытекает понятие греха. Грех и погрешность - это однокоренные слова. Грех - это отклонение от Воли Божией. С греческого грех - "хамартия" - это промах (при стрельбе из лука), отклонение от цели. Подкорректируй свою траекторию, учись понимать Волю Божию и зла не будет.

ПОПУЩЕНИЕ БОГОМ ЗЛА

С одной стороны христианство утверждает, что Бог зла не создавал. А с другой очевидно, что оно присутствует в мире. И как это совместить? Верующие люди говорят, что "Всё по воле Божьей".

Для объяснения этого на первый взгляд противоречия, дается такой ответ - есть попущение Богом зла. Это означает, Бог позволяет, допускает свершиться злу для того, чтобы человек сам увидел, к чему может привести его поврежденный ум и обезглавленное сердце. И на основании этого сделал правильные выводы.

Заметим, что любить - не значит потакать. Любить своего ребенка - не значит давать ему есть только шоколадки и позволять не учиться. Это не значит, что надо оберегать его от трудностей. И это называется мудростью – любить, но не перелюбливать. Любовь - это отношение, а не конкретные поступки. Врач из любви к ближнему делает ему больно. Чтобы вылечить.

Цель попущения - вразумление нас. Это свобода засунуть палец в розетку. Засунул - получил, иногда даже смертельно. Но до многих доходит только, если засунул.

Есть правда одна сложность - результаты не всегда моментальны, а посему не всегда очевидны. Зачастую вынесены за рамки жизни. "Бог правду видит, да не скоро скажет" (Л.Толстой).