Классический романс и кармен-романс. Сопоставление

Руслан Богатырев
Александр Блок | Классический и кармен-романс. Сопоставление

Кармен-романсы создавались в качестве одного из возможных путей преодоления тех музыкальных и исполнительских пут классического романса, в которые вольно или невольно попадает высокое поэтическое слово. Где оно теряется и нередко становится лишь фоновой звуковой иллюстрацией музыки и исполнительской техники. Другое преимущество кармен-романсов — более широкие композиционные возможности поэтического материала (поэтическое программирование).

Небольшая иллюстрация сопоставления на поэтическом материале А.А.Блока.

1. Классический романс Д.Д.Шостаковича "Мы были вместе" из цикла "Семь стихотворений А.Блока" (op.127, 1967).
Видео: http://www.youtube.com/watch?v=DBtu-2YAJB4#t=5m51s
Доп. информация: http://www.belcanto.ru/or-shostakovich-blok.html

2. Кармен-романс на музыку А.Суханова "Ты в эти дни была моя" (ред. Р.Богатырев, 2018).
Видео: http://www.youtube.com/watch?v=GEoxV3UtdW4


1. "Мы были вместе". Текст полностью включает оба катрена (четверостишия) исходного стихотворения А.Блока.

Мы были вместе, помню я…
Ночь волновалась, скрипка пела…
Ты в эти дни была — моя,
Ты с каждым часом хорошела…

Сквозь тихое журчанье струй,
Сквозь тайну женственной улыбки
К устам просился поцелуй,
Просились в сердце звуки скрипки…


2. "Ты в эти дни была моя". Текст создан авторским методом поэтической инкрустации из пяти стихотворений А.Блока:
* "Мы были вместе, помню я" (1899);
* "Я долго ждал — ты вышла поздно" (1901);
* "Снежное вино" (1906);
* "Я был смущённый и весёлый" (1906);
* "Смычок запел — и облак душный" (1914).

Мы были вместе, помню я...
Ночь волновалась, скрипка пела...
Ты с каждым часом хорошела...
Ты в эти дни была — моя.

Сквозь тихое журчанье струй,
Сквозь тайну женственной улыбки
Просились в сердце звуки скрипки,
К устам просился поцелуй.


Опять волшебницей всплыла
Ты в белой вьюге, в снежном стоне
И в вечном свете, в вечном звоне
Церквей смешались купола.

Когда ж оборвалась струна,
Когда та скрипка уж не пела,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще, тишина...


Танцуя в дымке золотой,
Ты вновь смеешься дивным смехом,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.

Ты над равниной — вдалеке...
Звезда, ушедшая от мира.
Дрожит серебряная лира
В твоей протянутой руке...


Мы были вместе, помню я...
Ночь волновалась, скрипка пела...
Ты с каждым часом хорошела...
Ты в эти дни была — моя...



Дополнительная информация

1. Серебряный век и кармен-романсы: http://proza.ru/2018/11/27/657
2. Кармен-романсы. Новый жанр: http://proza.ru/2019/06/19/981