Фильмы-сонеты

Руслан Богатырев
Фильмы-сонеты | Новый жанр

Человечество на наших глазах всё больше погружается с головой в глобальное информационное пространство. Где поток информации с каждым годом нарастает лавинообразно (удваивается каждые два года). Наша естественная защитная реакция — минимизация времени на "дегустацию", увеличение скорости переключения между источниками, поверхностность экспресс-обработки информации.

Через наши глаза и уши в среднем проходит 1,25 млн слов в неделю. Большую часть прочитанного, увиденного, услышанного на бегу, мимоходом, мы никогда, скорее всего, и не вспомним. Как повлияли глобальные телекоммуникации на наше восприятие, сколько времени в среднем мы можем концентрировать своё внимание на новых материалах?

В 2015 г. корпорация Microsoft установила, что за время, прошедшее с 2000 г., средняя продолжительность концентрации внимания снизилась на 4 сек.: до 8,25 сек. Неудивительно, что рекламные ролики длиной 30 сек., которые традиционно используют известные бренды, становятся всё менее эффективными. Аудитории всё труднее удерживать фокус и досматривать их до конца. И вот с 2016 г. формат 6-секундных рекламных роликов постепенно осваивают крупные игроки рынка (Mercedes-Benz, McDonald's, Airbnb). А некоторые (в частности, Procter & Gamble) пробуют "наноролики" продолжительностью 2 сек.

Трейлеры кинофильмов (короткие рекламные ролики) в основном длятся 2-3 минуты. Очевидно, что и для визуализации музыкальных произведений требуется пересмотр привычного хронометража. Да, 3-5 минут, которые обычно длится песня, надо как-то сокращать, но просто брать произвольный фрагмент и отсекать остальное — путь к разрушению целостности.

Ранее уже довольно подробно излагал свою концепцию фильмов-романсов (как вполне самостоятельного жанра — кинодраматургии кармен-романсов). Но их продолжительность всё те же 3-5 минут. Как быть?

СОНЕТНАЯ ФОРМА. Есть вполне обоснованный подход к сокращению их длительности без существенного ущерба для целостности произведения. Напомню, что кармен-романсы (в отличие от песен), как правило, не имеют припевов и формируются (поэтическая инкрустация) из мозаичных фрагментов разных произведений (даже разных авторов).

Очевидно, что для целостности восприятия необходимо сохранить баланс инструментальной и вокальной составляющих, а также выделить/сохранить поэтический каркас кармен-романса. Каким может быть разумный минимум? Одно четверостишие (катрен)? Два четверостишия?

Полагаю, имеет смысл попробовать адаптировать форму сонета. Разумеется, с некоторой условностью. Но сонет в поэзии (как и соната в музыке) — действительно ключевая композиционная форма, от которой можно отталкиваться для создания новых миниатюр.

Cонетная форма зародилась в Италии в первой половине XIII в. Появление итальянского сонета связывают с сицилийской школой поэзии и Джакомо да Лентини. Ключевым для дальнейшего развития стало творчество Данте Алигьери и Франческо Петрарки в Италии, а также Филипа Сидни и Уильяма Шекспира в Англии.

Классический сонет (итальянский и английский) формируется из 14 строк, которые разбиты на две группы: октет (8 строк, два катрена) и секстет (6 строк, 2 терцета). Это близко к пропорциям золотого сечения. Сонеты могут быть также половинными (7 строк, катрен и терцет) и расширенными (с кодой, 15 строк).

В случае формирования музыкального сонета из кармен-романса стоит ориентироваться на диапазон в 8-16 строк (и продолжительность в районе 2 мин.). Сонет-романс, создаваемый как дегустационная, ознакомительная трейлер-часть кармен-романса может в принципе быть и вполне самостоятельной формой.

ПРИМЕР. Рассмотрим небольшой пример формирования сонет-романса (и соответствующего фильма-сонета) из кармен-романса (и фильма-романса).

Итак, есть фильм-романс "Лебединая песня". Хронометраж: 3 мин. 23 сек. Текст кармен-романса был создан с использованием авторского метода поэтической инкрустации из двух стихотворений Александра Блока: "Она молода и прекрасна была" (1898) и "Когда я уйду на покой от времён" (1903).

Попробуем оставить только вторую часть. Она состоит из трех катренов (3*4) с повтором двух финальных строк (рефрен). Т.е. искомые 14 строк.

Когда я уйду на покой от времён,
Уйду от хулы и похвал,
Ты вспомни ту нежность, тот ласковый сон,
Которым я цвёл и дышал.

Я знаю, не вспомнишь Ты, Светлая, зла,
Которое билось во мне,
Когда подходила Ты, стройно бела,
Как лебедь, к моей глубине.

Ты вспомнишь, когда я уйду на покой,
Исчезну за синей чертою, —
Одну только песню, что пел я с Тобой,
Что Ты повторяла за мною.

Одну только песню, что пел я с Тобой,
Что Ты повторяла со мною.

В музыкальном плане "Лебединая песня" — венский вальс (темп 50 тактов в минуту, 150 ударов в минуту). Сохраним инструментальное вступление и заключение. Что интересно, каждая из этих частей состоит из 16 тактов (2 танцевальные "восьмерки"). Каждый катрен занимает в точности 16 тактов, а общая композиция нового сонет-романса 16+(3*16+8+8)+16=96 тактов. Общий хронометраж: 2 мин. 03 сек.

Точка золотого сечения (62%) приходится здесь на ключевую фразу базового кармен-романса: "Что ты повторяла за мною".

Фильм-сонет в данном примере формируется достаточно просто (без дополнительного монтажа) — это полностью завершающая часть исходного фильма-романса. Ниже для сравнения даны ссылки на обе версии: фильм-сонет (сокращенная) и фильм-романс (полная).

* Лебединая песня. Фильм-сонет: https://www.youtube.com/watch?v=2oPOjkmKtYI
* Лебединая песня. Фильм-романс: https://www.youtube.com/watch?v=SMpn-2tWTdk

Фильмы-романсы. Новый жанр: http://proza.ru/2019/06/21/968
Кармен-романсы. Новый жанр: http://proza.ru/2019/06/19/981
Серебряный век и кармен-романсы: http://proza.ru/2018/11/27/657