Вадим Донской о государственной идее для России

Альберт Иванович Храптович
 (О символе на заставке – в постскриптуме к заметке)

            С тех пор, как я начал что-то понимать в окружающем меня мире, одним из того что в нем было мне не совсем понятно, но как-то удивительно возвышало душу -  было слово «Православие». Сначала понимал его так, что это просто православный человек, потом мир, в котором мы живем. Постепенно стало понятно, что православие – это вера в Христа и человек православный – верующий в Бога и его сына.

            Когда отучился в школе, пришло осознание материальности мира и того, что невозможно за несколько дней создать  Воду и Землю,  всех живущих на ней тварей, человека и даже небо, Солнце, звезды, как то написано в самом начале Библии. Позже, уже когда вырос и повзрослел, начал сомневаться в том, все ли священнослужители в церкви так уж истинно верят в Бога. Может так, как коммунисты в коммунизм?  Одни верят, а другие вступают в КПСС дабы получить какие-то преимущества по сравнению с беспартийными…
             Тогда и пришло понимание, что в отличие от верующих, я отношусь к атеистам.  Но уж очень не хотелось считать себя не православным. Тем более, непонятно каким.

             И вот только сейчас, на склоне лет, здесь, на «Прозе»,  случайно прочитал статью Вадима Донского «Православные атеисты»  (http://www.proza.ru/2019/03/04/1777).  А там уже в заставке увидел:

             «Впервые Православным атеистом назвал себя доктор физико-математических наук, профессор С.П. Капица. Действительно. Если есть у нас Православная вера, то рядом с ней должен быть ее антипод - Православный атеизм, как следующая, более высокая ступень развития национального самосознания и  научного мировоззрения личности», - и сразу понял, что это моё. (Насколько я помню, это именно он, Капица, сказал, что не Бог создал человека, а человек придумал себе Бога. По-моему он прав. Но это отдельный разговор).

             Вадим Донской глубоко исследует,  откуда появилось слово "православие" в древней Руси. И приходит к выводу, что:  «… ещё до принятия крещения  Древняя Русь была истинно Православным государством со своим Православным Законом, основанном на народном обычае чтить и славить законы Природы и гражданские законы в виде «Русской Правды», формировавшем в людях такие замечательные качества, как правдолюбие, правдомыслие и законопослушание».

             И делает вывод: «Люди чужие и пришлые, чтобы остаться на жительство в общинах "словен" и "русинов", должны были принимать на себя обязательство "жить и дела вершить по Правде", соблюдая местные законы, обычаи, традиции. В противном случае им предлагали с миром покинуть общину. Таким образом, любовь к Правде, Порядку и Справедливости в общинах взращивалась веками. Со временем Православие настолько срослось с душой и телом русского народа, что однажды слова "православные" и "русские" стали синонимами. Поэтому не случайно посещавшие Россию иностранные путешественники, характеру которых были свойственны хитрость и изворотливость, обращали внимание на удивительное для них правдолюбие русских. Например, итальянец Альберто Кампензе в своем отчете папе Клименту VII с удивлением писал: "Обман друг друга у них считается ужасным преступлением"».
 
             Позже, пишет  автор, «…после крещения Руси народное (языческое) Православие целенаправленно стало подавляться и вытесняться христианской церковью при пособничестве князей, которые первыми принимали новую веру. Постепенно истинное значение слова «православие» в народе забылось и, начиная с 16-го века, оно стало употребляться уже только для обозначения действующей в России ортодоксальной христианской веры и церкви».
И с этим утверждением автора невозможно не согласиться, так оно и было, и так стало.

             Однако вот ведь что интересно. Веками Русь, будучи особенной в своем миропонимании, впитывала в себя разные народы, разных национальностей и вероисповеданий. Принимала желающих в свою семью, защищала, делилась с ними всем, помогала, учила, но оставалась православной.(http://www.proza.ru/2018/04/01/282). Некоторые народы целиком растворялись в ней, (ассимилировались), принимая образ жизни и веру. Другие сохраняли свои обычаи, язык, вероисповедание, но чувствовали себя в среде русских православных как дома. Так Русь постепенно превращалась в великую, могучую Россию.

             Был в её истории период, когда Россия волей её правителей разделилась на национальные республики и превратилась в Союз братских советских республик. Сама Россия со своими народами и народностями, (в её составе и сегодня их более 190) стала называться в Советском союзе Российской советской федеративной социалистической республикой (РСФСР), объединяющей и скрепляющей остальные свои области, края и национальные республики в единое целое. А в СССР именно она спаивала все союзные республики в Союз. И опять-таки, делилась с ними последней рубахой.
             После распада СССР союзные республики разбежались в разные стороны, некоторые из них, к сожалению, оказались неблагодарными детьми одной семьи.

             Но сохранилось главное: Россия осталась великой православной Россией с корнями православия в том прежнем, истинном, а не только религиозном смысле!   

             И православные люди, в том числе не только верующие, но и атеисты, преобладают в нынешней многоконфессиональной России и сегодня. Вот кто они, по мнению автора:
            «Православные атеисты сегодня — это правдолюбивые, законопослушные граждане РФ и всего Русского мира, которые никогда не были верующими, либо которые были воцерковлены, но затем стали атеистами благодаря полученному Образованию и Просвещению.  Православные они потому, что сохранили в себе унаследованную от предков любовь к Правде и стремление к Славе в деле служения Истине, Порядку, Справедливости, что радикально отличает их от людей хитрых и изворотливых».
            (Очень уместный тонкий намек на некоторых соседей).

             Согласен, только я бы, всё-таки, не стал исключать из числа православных и самих верующих в Христа. Большинство из них, безусловно, православные и в новом, церковном понимании, и в том, старом, до крещения, о котором говорит Донской.

             Не стану передавать все мысли Вадима Донского,  кто захочет, сможет прочитать и оценить, на мой взгляд,  его  интересный и важный труд. Безусловно, стоит подумать над его, пусть не во всем бесспорными предложениями о том, как сохранить и укрепить настоящее православие в России.

             Мы ищем сегодня государственную идею. Очень многие сетуют, что её нет, а без неё никак.   Так вот что Вадим Донской пишет о том:

           «…сейчас актуален не бесплодный поиск «духовных скреп» в нашем мрачном религиозном прошлом, а Православный атеизм в качестве прогрессивной национальной идеи.  … Это была гениальная национальная идея наших предков, которая и теперь ещё не утратила своей актуальности. Понятно ведь, что отказаться от принципа "чтить Правду", на котором должна быть построена вся жизнь истинно Православного общества, и найти ему лучшую замену, практически невозможно».

            Не знаю, кто как, а я с ним  согласен. Но пусть понятие "православные" останется за верующими в Христе. Уж очень прочно оно закрепилось так в сознании людей, изменить его восприятие трудно. И потом, попытку учредить этот символ для всех россиян, верующие других конфессий могут не принять. Так что стоит подумать как лучше выразить словом основную ИДЕЮ государства Россия. О которой по-своему говорит Вадим Донской.

            А в том, что нынешнее преднамеренное искажение правды о нашей России, клевета и наветы скоро рассеются и отпадут, я лично не сомневаюсь.

            P.S.  О знаке, который изображен в заставке,  Вадим Донской говорит так:  «… красный знак, является древним символом Правды.
Она всегда в центре и уравновешивается правым и левым крылом. (Здесь не совсем понятно, что автор имеет в виду, в чем смысл и содержание крыльев). 
Отклонение от Правды влево или вправо - это Ложь, Обман, т.е. Кривда». (Но тогда эти крылья и есть отклонения от Правды?).
Не знаю, кому-то знак понравится, кому-то нет. Но смысл его таков, как сказано автором. И это уже не крест или какой-то отдельный, индивидуальный символ веры. На мой взгляд, он может быть общим для всех россиян...

                (Продолжение см. http://proza.ru/2021/03/03/227).