Еще раз о Боге и вере в наше время

Альберт Иванович Храптович
                (Продолжение. Начало см. http://proza.ru/2019/09/29/690).

             На этих весьма насыщенных событиями мирового уровня днях  известный на «Прозе» автор  Евгений Владимирович Ширяев  написал небольшую статью «Уточняем понятие Бога», а потом, с учетом рецензий и отзывов на неё, еще одну «Иисус Пантирович Христос оживает»  (http://proza.ru/2020/09/17/539). Статья интересная, с юморком, присущим автору. И хорошо разряжает сгущающуюся с каждым днем атмосферу напряженности в мире, в России и на «Прозе». Там есть и его мысли, и наш с ним диалог о вере и Боге.
             Однако, на мой взгляд, мы сказали там не всё, о чем думали. А тут еще и Александр Левит "подбросил", как говорил незабвенный Михаил Сергеевич, кое-что. (Вчера СМИ с помпой отметили 90-летие М.С.. Но на что он стал похож! Видимо не зря говорят, что человек к старости обретает тот облик, которого заслуживает). Потому, со своей стороны, оставив в стороне юмор, и предположения об истинном отце Иисуса Христа, я, всё-таки, несколько слов добавлю к тому, что написал раньше. Но основное оставлю всё как было. В том числе и ранее написанные читателями рецензии.
             А начну с небольшого анализа изложенного Евгением Владимировичем в его статье, (ссылка на неё выше).

             Вот о чем он там говорит.
             Для начала Евгений Владимирович совершенно правильно и обоснованно приводит выдержку из Википедии, Яндекс Дзен, что такое религия, её истоки и развитие. Повторять её не буду - о том любой из нас может  прочитать в Интернете. Сам автор статьи видит истину  в том, что: «… богов придумали люди. Что  только в умах людей бог и существует». Однако, он не отрицает религию полностью.  Он считает, что «чаша весов пользы от религии  чашу вреда от неё перевешивает».
             А вот это уже интересно. Он говорит:  «В церкви, если человек обращает к Господу молитву о здоровье близких, он, прежде всего, настраивает себя на заботу о них. Если он приносит покаяние, он искренне настраивает себя на исправление своих грехов. Если даже он не верит в Бога».
             В этом я хотел бы с ним согласиться, но, полностью, не могу. Некоторые только молятся за близких, но сами им должным образом не помогают. Другие, отмолив свои собственные грехи, продолжают совершать новые. Но, как говорится, слава Богу не все. И то хорошо.

             Дальше у него: «Мария-богородица и Иисус были обычными людьми с необычными доставшимися им биографиями. ...Истина в том, что всё написанное в Библии правильно в том смысле, что так люди думали и придумывали».
             И здесь трудно с ним не согласиться.

             А вот еще одно суждение Евгения Владимировича: «Бог Сын – в этом качестве много веков назад утвердился Иисус Христос. По заслугам», - на мой взгляд, следует несколько раскрыть и дополнить.
             По каким именно заслугам?  Если не сказать, по каким, то, можно подумать, что Иисус Христос  действительно был послан с небес на Землю Богом в виде ребенка, который родился у девы Марии от непорочного зачатия.  Никто о том, что это сын Божий, кроме каких-то волхвов, не знал и не догадывался. Но те никому ничего не сказали. И что - обычный ребенок рос в обычной семье, и,  только когда вырос, вдруг, ни с того, ни с сего, каким-то образом просто «утвердился»  в качестве «Бога Сына»?
             В действительности, на мой взгляд,  утверждение  его, реального человека, в качестве сына Божьего в сознании людей произошло далеко не так просто.
             Я думаю, так получилось потому, что этот обычный ребенок, а потом  молодой человек, подрастая, в среде простых тружеников, постепенно настолько уверовал в существование  Бога, в жизнь после смерти,  что стал рассказывать о том окружающим его людям,  как он сам себе всё это представлял. В конце-концов забросил  обычные мирские дела и стал ходить по окрестностям и о Боге, и обо всём, что с ним связано, включая, чудеса, загробную жизнь, рассказывать. И был настолько искренним и талантливым рассказчиком, что смог убедить в наличии Бога, Рая и Ада, происхождении Земли, жизни, всего сущего на ней и т.д. многих окружающих его людей, с интересом слушающих его речи. Возможно, Иисус к тому же, как и достаточно много других обычных людей, в определенной мере был наделен от природы даром внушения. (Превращение воды в вино и т.п.). И вот, некоторые из слушавших его речи, поверившие ему, стали его сопровождать и поддерживать. Распространять слухи о нем.  Им верили многие простые люди. Тем более в то время, когда наука о природе вещей была еще в самом зачаточном состоянии и большинство людей об окружающем их мире почти ничего не знали. 

             Со временем, одни поверили, что он говорит правду, другие поняли, какие выгоды от веры в Бога и его сына Иисуса Христа можно получить. Например, власть имущие одобряли и распространяли понятие "Любая власть от Бога" и "Бог накажет", если его заповеди нарушать. Другим по душе было то, что можно было свои неудачи и ошибки списать на кого-то("Всё от Бога").  Третьим, бедным и нищим, большим утешением было то, что, при весьма тяжелой их жизни в этом мире, перспектива райской загробной жизни, жизни вечной,  лёгкой и счастливой (только для верующих), была весьма привлекательна. (Отсюда выражение: "Религия - опиум для народа". Я бы предложил понимать это не в смысле осуждения, а в смысле облегчения тяжести и боли от тяжелой жизни для многих верующих).

             Постепенно содержание бесед о Боге пополнялось новыми понятиями, например, таким, как :"Скорее верблюд пройдет в игольное ушко, чем богатый попадет в царство Божье", и бедняки могли в душе позлорадствовать в адрес богатых и  уже не так возмущались их богатством. И так далее. В те времена многие люди истинно поверили, что так должно быть,(впрочем, и сейчас многие верят), и все поверившие Иисусу Христосу, стали активно распространять слухи  о таком проповеднике и и рассказывать о содержании его речей.
             Поверили, конечно, далеко не все, и не сразу, потому, в самом начале, дело дошло до того, что, по требованию толпы,  Христа, как смутьяна и выдумщика распяли на кресте. (Невозможно себе представить, чтобы люди могли это сделать с сыном Бога, фактически Богом). Потом произошло "таинственное" исчезновение его тела из пещеры, что организовать, и во что поверить потом, наоборот, нетрудно. А потом не менее чудесное явление его народу, которое никто на самом деле не видел, в основном оно произошло по слухам.

             Так, постепенно, имя Иисуса стало олицетворением того самого Бога, которого люди себе придумали, но представить себе не могли. И теперь он, сын Бога, в их сознании и словах предстал в образе человека. Раньше Бога никто не мог себе представить, а теперь стало возможно изображать его в виде его сына на иконах.
 
             Всё это, в конечном итоге, привело не только к созданию официальной религии, но и к возникновению церкви с её роскошным убранством и обрядами (они должны производить необходимое впечатление на верующих). И по-прежнему служит нуждам одних и утешением для других. Уже одно то, что можно помолиться Богу и покаяться в своих грехах, надеяться на царство Божие после смерти, дает человеку многое. Причем, заметьте, и тому, кто не так уж твердо верит в загробную жизнь, и даже тому, кто не верит. Так уж устроен человек, облегчить душу, хотя бы на время, стремится большинство людей.

             Евгений Владимирович  сильно сомневается, но в принципе допускает (как он говорит, с вероятностью 0,1%), что Землю и всё сущее на ней мог создать НЕКТО из другого созвездия.  Для обычного атеиста такое суждение, за неимением другого, вполне допустимо. Хотя, конечно, сразу же возникает вопрос: а самого того "НЕКТО" кто создал?! И так до бесконечности. Так что прав тот кто сказал: "Нельзя объять необъятное" или "Постичь непостижимое".

             А я добавлю: не зря веру так назвали ВЕРА. Потому как в Бога можно только верить, но доказать его существование в каком-либо виде пока еще никто не смог, и, думаю, никогда не сможет. Потому, что никакой, самый гениальный "некто" не сможет создать живую материю  фантастической сложности, начиная от мельчайших частиц и молекул, ДНК, РНК и прочего, до живого мозга и сознания. Потому в Библии всё просто: Бог слепил человека из глины, вдохнул в него дух, добавил ему женщину, и пустил их на Землю - живите и размножайтесь. Чтобы был день и свет - создал Солнце, а на ночь подвесил на небеса луну и звёзды.

              Как и откуда фактически появилась материя вообще, и, в частности, живая материя, планеты, звезды и вся Вселенная – видимо, нам знать не дано, да, может, и не стоит стараться постичь непостижимое. Как говорится, дай Бог понять и правильно пользовать то, что нас окружает.
 
              Но, в наше время, когда наука стала столь развитой и мощной, многие люди не поверят, что, например, человек слеплен Богом из глины, а жена из его ребра и т.д.Отсюда логично вытекает следующая мысль Евгения Владимировича: «Просто давно назрела реформация церкви», - говорит он.  И добавляет, что он под этим имеет в виду:   «...Формулирование уточнённых определений, заповедей, обрядов. ...Написать новые тексты. Довести их до священнослужителей. Так потрудитесь, святые отцы. А паства (миряне) Вам поможет. ...И тогда Ваша паства в несколько раз увеличится количественно. И храмы, монастыри, другие церковные объекты станут не только воспоминаниями о старине, но и олицетворением движения вперёд, прогресса».
             А вот здесь надо подумать.
             На мой взгляд, любая реформа церкви, означает её конец. Потому как она основана именно на вере на Бога, на его постулаты и заветы. А он, по понятиям верующих, тем более священнослужителей, свои заветы и методы воздействия на свою паству не меняет. А уж человеку, с точки зрения церкви, менять их толкование никак не позволительно. Да, кое-что в Библии, в Евангелиях явно устарело.  Но, если начать что-то менять, то неизбежно придем к другим выводам или, хотя бы, к сомнениям. И неизвестно, чем это закончится. Печальный опыт Запада есть. Так не лучше ли оставить всё как есть, пока вера и церковь служат утешением значительной части народа? Что будет с ней дальше - предоставим решать нашим потомкам.

              Ну и в конце статьи Евгений Владимирович пишет: «Послушать проповеди патриарха Кирилла – он ведь в них не старинную чушь мелет, он говорит о правилах жизни, о единстве народа».
              Полностью согласен.  Признаться, у меня тоже такое впечатление от нынешнего патриарха, что он этакий Зюганов, который очень громко, хорошо поставленным голосом вещает о том, что вера в Бога в нашей России и у каждого человека в жизни должна быть главной. Но сам, мне кажется, не чужд земным благам.

              А в конце скажу так. Несмотря на то, что отношу себя к атеистам, мне тоже по душе слова поэтессы Вики Цыгановой из песни:  «С нами Бог и Андреевский флаг!». Вот в эти слова я, православный атеист, верю безоговорочно.
                2020 г.
            
          P.S. А вот что сказал президент России Владимир Путин в интервью возле небольшого храма в поселке Липна в Новгородской области 7.01.2021 года:
               "Я могу сказать только как светский (обратите внимание - светский! А.Х.) человек. Любовь Господа к человеку заключается не в том, что он выполняет все наши просьбы и пожелания. (Как мы видим в реальной жизни, Господь далеко не всех нас любит, и далеко не всегда исполняет все наши просьбы и пожелания, - А.Х.) А в том, что он позволяет молиться за него и за нас в надежде на лучшее. Эта надежда, порой и ожидание чуда - и есть та самая звезда, которая освещает наш жизненный путь, и поддерживает нас на самых сложных его этапах".
                На мой взгляд, это отличный ответ всем, кто иронизирует над  Путиным, над тем, что он участвует в молебнах и с уважением относится к религии. Если хорошо подумать, в его словах заключается большой смысл и объяснение и его слов, и поступков.
                (Предыдущее см. http://proza.ru/2019/09/29/690).