Дети, пожилые, собаки, кошки. Как соблюсти баланс?

Александр Смирнов 83
На конкурс: Собака - лучший друг человека. http://proza.ru/2021/02/20/1459

В мои детские деревенские годы у нашей семьи была беспородистая собака по прозвищу Сильва, выполнявшая важную роль охранника и сторожа домашней живности. Жила она вместе с ними в хлеву, в отдельной будке. Характер её был довольно агрессивный. Мы, ребятня, любили Сильву, играли с ней, с нами она была весёлой, но вольностей по отношению к ней не допускала и с другими собаками не ладила. После переезда в город мы поселились в одноэтажный дом с большим приусадебным участком. На этот раз у нас была овчарка Джульбарс, умная и добрая, она действительно была нашим лучшим другом. Много времени мы проводили с ней, часто приводили в жилую комнату. Но будка её находилась во дворе. В дальнейшем, в большом городе, где была ограниченная площадь для проживания, такой возможности, с сожалению, уже не было.
Однако  далее  я хочу поговорить о другом, по-моему тоже важном, связанном с домашними животными в городской среде.

 Решение написать статью, может быть, в порядке обсуждения, было принято после двух случайных встреч, произошедших за неделю до этого. Сначала по дороге домой мне встретился 10-11-летний мальчик с ранцем. Шёл он медленно, наклонив голову, явно в расстроенных чувствах. Вид его был настолько грустным, что я не смог не остановиться и не поговорить с ним. Мне показалось, что с ним произошла какая-то крупная беда.
 
Я спросил:

- Что с тобой случилось, почему ты такой расстроенный?

 - Я боюсь сказать маме, что нас отпустили из школы, она будет недовольна.

 - А что произошло в школе?

 - Ничего. Просто в старших классах школы проходит тестирование по ЕГЭ.

 - Почему же тогда мама расстроится? Наоборот, порадуется, ведь тебя же не выгнали из класса. И за что она может тебя поругать?

 - Она всегда хочет, чтобы я поменьше был дома.

 - Почему?

 - Я часто играю с собакой, мы с ней катаемся по полу, маме это не нравится. А у нас всего в квартире шесть собак: три больших и три маленьких.

 - А почему ты не играешь с маленькими собачками?

 - Они живут в клетках, и все в дерьме, от них сильно пахнет.
 
   Мальчик медленно пошёл дальше, чуть не плача, явно затягивая тяжёлую для себя встречу с матерью. У меня от сочувствия к нему даже навернулись слёзы на глазах. Я был настолько ошарашен услышанным, что забыл спросить о том, где он живёт, как зовут и в каком классе учится. Ведь при всей своей простоте ситуация у него дома явно требовала вмешательства службы опеки или школы, чтобы улучшить условия жизни ребёнка и устранить явный риск его физическому и психическому здоровью. Я до сих пор корю себя за это, так как, не зная имени, места жительства, школы и класса никто бы не взялся искать его.
 
Несколько дней спустя, зайдя в магазин, занимающийся торговлей продуктами питания и аксессуаров для животных,  я увидел, как пожилая женщина приобретала кошачий корм. Покупая то и это, и всё по дорогой цене, она выложила за покупку более 5 тысяч. Я не удержался и спросил:
 
 - Зачем Вы тратите такие большие деньги на корм и  на какое время Вам этого хватит?
 
 - Хватит дней на 10-14, у меня две кошки. Я одинока, для меня они – как члены семьи, единственная радость в жизни, и я не жалею для них денег, хотя пенсия у меня небольшая.

 - А хватает ли Вам денег себе на питание?

 - О себе я особенно не думаю. На хлеб, молоко, картошку и чай мне хватает, а основные лекарства для себя я получаю, как льготница, бесплатно.

После этих встреч у меня появилось желание поразмышлять об услышанном.
 
 Здесь в обоих случаях  явно  присутствует конфликт интересов: кому отдать приоритет  - людям или домашним  животным. Самое кощунственное, что нередко животные заводятся эгоистичными родителями, как альтернатива рождения детей: с детьми столько хлопот, забот и расходов, а с животными значительно проще. И власти также несут свою долю ответственности, допуская слишком высокие цены на товары и услуги для детей. В результате мы имеем и по этой причине, наряду с другими важными обстоятельствами, немалое количество бездетных, по существу несчастливых, часто распадающихся  и малодетных семей, где из одинокого, также лишённого радости общения, но избалованного ребёнка,  зачастую вырастает эгоист. Немаловажно, что при этом, в отличие от мусульман, христианские народы обрекаются на постепенное снижение их роли в мире и вымирание.

 Однако вернёмся к вопросу о соблюдении интересов детей в семьях, содержащих животных.  Я всегда считал, и наверняка со мной согласится большинство читателей, что сначала нужно соблюсти интересы людей, тем более детей, а уж затем, при наличии лишних ресурсов и жилой площади заводить домашних животных. Исключим из рассмотрения домашних кошек, которые традиционно присутствовали в семьях, миниатюрных собачек, специально выведенных для домашнего пребывания, для содержания которых требуется небольшое жизненное пространство и умеренные расходы на питание, и мелких животных в клетках, за которыми ухаживают дети.   Но откуда и зачем взялась в России мода на массовое заведение больших собак, нередко опасных бойцовских пород в условиях стеснённой городской жилой площади?   Я уж не говорю об экзотических животных, заведение которых приносит хлопоты владельцам и неприятности другим гражданам.

Раньше собаки заводились в барских усадьбах для охотничьих утех и забав хозяев и содержались в псарнях, а также в деревнях с размещением в будках также для охоты и охраны дома.
 
А для чего же заводятся крупные собаки в городских квартирах?  Конечно, собаки – самые верные для человека животные, ласковые, умные, поддающиеся дрессировке, доставляющие удовольствие от общения, но они требуют  немалого ухода, расходов на питание, а нередко и лечение, ежедневного выгуливания на улице. Когда видишь на улице крупных собак без намордников, иногда и без поводков, невольно настораживаешься, вспоминая ужасные случаи укусов, а иногда и летальных исходов от нападений агрессивных особей. В квартире зачастую создаются антисанитарные условия проживания, опасные, в первую очередь, для детей и нездоровых других членов семьи.
 
Иногда собаки заводятся по просьбе детей. Но они же не игрушки, их родная среда – улица. Мы не можем узнать, что творится в мозгах собак, когда они заперты в квартире, но предполагаю, что всей душой они рвутся на улицу и мучаются в тесных помещениях. Игрушки нередко надоедают, и тогда судьба выброшенных животных становится трагичной. Голодная жизнь в стае, поединки, болезни, отстрелы.

А теперь вернёмся к судьбе несчастного мальчика. Почему он должен страдать из-за желания родителей иметь, а возможно и разводить собак? По моему мнению, ни в коем случае нельзя  создавать некомфортные условия для детей, а также больных родителей с ущербом для их здоровья, поселяя больших собак в городских квартирах. Присутствие в городской среде таких животных приводит также к антисанитарии в парках, на детских площадках, а иногда и опасности укусов. Поэтому для ограничения их численности может быть целесообразно ввести налог на крупных собак и оформлять разрешение на их приобретение только тогда, когда имеются необходимые условия  для их содержания и не создаются опасности для здоровья проживающих в квартире детей, а также больных пожилых родителей. Так, как это делается в цивилизованных странах.

После прочтения рецензий на статью в Интернете появилось желание рассмотреть эту проблему более подробно. Не секрет, что большими собаками нередко обзаводятся и семьи с очень скромными доходами. Но ведь расходы на содержание домашних животных не входят ни в продовольственную корзину, ни в прожиточный минимум, и тогда они ложатся немалым бременем на уровень жизни малообеспеченных семей.

 С другой стороны, так ли комфортна для большой собаки жизнь в обычной городской квартире? По мне это ассоциируется с жизнью заключённого в тюрьме, именно в ней, а не в колонии, когда он заключён в стенах камеры и не работает. Он лишён возможности заниматься привычным делом, развлечениями, общения с другими людьми, в том числе другого пола, и для положительных эмоций у него остаётся совсем мало оснований. Только когда надзиратели ему сочувствуют, а не издеваются, когда приносят еду и, главное, когда выводят на прогулку, тогда он может вдохнуть грудью свежий воздух, а если повезёт, то и порадуется солнечной погодой. Но он, как правило, заслужил такое наказание, и у него есть возможность, может быть и досрочно, вернуться к обычной жизни. У собаки также немного поводов для радости: ласка хозяина, игра с домочадцами, подача корма, и, тоже - главное: прогулка на свежем воздухе. Она лишена возможности постоянно быть на воздухе, часто бегать, что необходимо для её здоровья, общения с себе подобными, а при злом хозяине ещё и подвергается наказаниям и унижениям. Кастрация и возможные последующие нарушения также не добавляют им здоровья.

 Так чем такая жизнь собак в принципе отличается от жизни заключённого? И не превращаются ли их хозяева в своего рода добрых или злых надзирателей? Конечно, раз уж взяли животного, надо создать ему приемлемые условия, и при невозможности дальнейшего пребывания в квартире следует передать его в питомник, а не выбрасывать на улицу. Но перед заведением крупного, а иногда и небольшого домашнего животного надо серьёзно подумать о последствием такого шага для всех членов семьи и самого животного. Я конечно не претендую на истину в последней инстанции, и наверняка найдётся немало читателей, не согласных с моим мнением. Не все люди одинаково мыслят, и это хорошо, что каждый имеет право на свою точку зрения. Я высказал свой взгляд на эту непростую проблему.

http://proza.ru/2019/12/09/16