Встречи с медведями. История 2. На Эльге

Эля Рассолова
История 1. Побег из города.  http://proza.ru/2020/03/24/597

История 2 (произошла при мне и со мной).

    Июнь две тысячи четырнадцатого года. По производственной необходимости я снова в командировке, на строительстве обогатительной фабрики Эльгинского угольного месторождения. Мы ехали группой восемь человек, две женщины и шесть мужчин. Ночь на поезде до станции Верхний Улак, а дальше на машине еще километров триста.
 
    Нас встретила «вахтовка» - автобус для вахтовых строителей. Высокая машина, колеса в половину твоего роста, забираешься в салон по лесенке и едешь, обозревая с высоты его борта окружающую природу - далеко видать!

    А что можно сказать о необжитых территориях? Красота! Местность – сплошные горы, а на них тайга до самого горизонта. Ощущение - ты здесь первый, настолько природа чиста. Чайки... Чайки? Здесь? Да, они сидели на ветках - две! Значит, где-то рядом река? Возможно. Но никто из спутников мне не ответил, никто не знает этих мест… все едут впервые. Наши палки-ёлки (худенькие ели) так густо растут, что возникает ощущение непролазности тайги, и оттого немного жутковато. Сколько здесь зверья разного! А туманы? Ах, какие здесь туманы: непролазные, непроглядные, сырые! В них что-то ухает и булькает… Не ходите, девки, далеко в лесок…

    Так, с шутками да прибаутками, приехали в вахтовый посёлок строителей. Он стоял в лесу. Вернее, на вырубленной площадке среди тайги. Ровные ряды синих вагончиков. Тропинки из щитов вместо асфальта. Чисто, даже уютно. Мне вспомнились пионерские лагеря, в которые я очень любила ездить, будучи школьницей. А вокруг - величественные горы Станового хребта. Их острые верхушки покрывают не тающие даже летом снега. И от этого здесь кажется очень светло и просторно.

    Утром я вышла из вагончика - и ахнула! Горы дышали! Утренний выдох могучих гор увенчался густым облаком тумана, который висел над ними, свёрнутый в мощный длинный клубок, и полностью скрывал их от глаз.

    Могущество природы неоспоримо. Я восхищалась!

    В один из дней командировки мне нужно было проехать по строящейся автомобильной дороге с целью ознакомления и проверки выполненных подрядчиками работ. Мы поехали втроём: я, Юрий Иванович и водитель. Машина УАЗ – достойная техника для этих мест. Водитель – мужчина пожилой, угрюмый, не улыбающийся. Юрий Иванович - начальник участка лет сорока, среднего роста, со всегда смеющимися глазами. Никогда не поймёшь - серьёзно он говорит или шутит. И сейчас предлагает мне заехать на «медвежий завтрак».
Спрашиваю:
- А это где?
- Сейчас увидишь, – отвечает.
Подъезжаем к яме.
- ОООО! - моему удивлению не было предела.

  Посреди тайги - огромная яма с мусором, очень-очень глубокая. Мы с Юрием Ивановичем стоим почти у самого края. Машина, чтоб не съехать с обрыва, осталась стоять метров за двадцать от нас. Водитель ждал в машине.
- Ну как, видишь мишек? - спросил Юрий Иванович.
  Вижу - кто-то копошится в мусоре… Вроде  медведь. У меня фотоаппарат, мой верный спутник. Увеличила объектив. Теперь чётко вижу - медведь. Шерсть на одной стороне туловища скомкана, а на другой - гладенькая и лоснится на солнце, как новенькая.
- Линяет, что ли?
- Нет. Только из берлоги вылез. Спал на одном боку.
Смотрю, медведь нос в нашу сторону вытянул. Воздух нюхает.
Это заметил и Юрий Иванович.
Спрашиваю его:
- Он до нас не добежит?
- Да не бойся, – отвечает, - высоко до нас. Не доберётся.
  А глазки его испугом налились. Пока я смотрела в сторону Юрия Ивановича, мишка побежал… к нам. Я повернулась, посмотрела на медведя… потом на Юрия Ивановича… Юрий Иванович, где ???? Я разинула рот… Вижу - только пятки сверкают… Медведь ускорял бег, Юрий Иванович тоже, а я стояла посредине этих двух бегущих существ и не понимала - меня кто-то предал? Ноги отнялись, я стояла столбняком. Мысли в голове скрючились и замерли... Мишка карабкался по горе, пыхтел и сопел… Юрий Иванович, уже сидя в машине, махал рукой и звал бежать… Я психанула на него! Трус несчастный, оставил женщину в опасности!

    Косолапый карабкался, а я стояла… Шок! И про фотоаппарат забыла! На мою радость медведь не смог подняться, мелкие камни осыпались под его лапами, и он скатывался. Высокая гора, с крутым откосом. Пытался раз, два - на третий выбился из сил и побрёл обратно, копаться в помойке. Маловато после зимы силёнок. Меня затрясло…

    Автомобиль задним ходом подъехал ко мне, я села в кабину, ни на кого не глядя. Юрий Иванович не смеялся - извинялся! Типа хотел машину поближе подогнать, чтобы я заскочила… а что ж не подогнал? В общем, разочаровалась я в этом мужике… Водитель не видел ничего и понял, что произошло, только когда медведь уже перестал карабкаться. Отругал Юрия Ивановича нецензурными словами и потихоньку подъехал. Рискнул – почти к самому обрыву, где я стояла. Сказал: «Хорошо хоть один медведь. Повезло! Их «на завтрак», бывает, штук по пять приходят!»
    И я представила, как Юрий Иванович от этих пяти медведей бежит впереди машины - разбрасывает вокруг себя слюни, машет, как пропеллером, руками, раскидывает ноги и орёт на всю тайгу… Почему именно в таком неприглядном виде увидела – не знаю, видимо, чтоб отомстить ему за трусость!!! Стало смешно! Я расхохоталась. Мужики вылупили на меня глаза - истерика? Ага! Поехали проверять работу! Сейчас я вам покажу медведей!

    Работу я проверила. Постепенно обида и злость прошли. Я сделала вид, что ничего не случилось. Нашла парочку огрехов, в принципе не страшных, но отметила для острастки. Юрий Иванович даже оспаривать не стал. Через четыре часа вернулись на базу - в вагон-городок! Рассказали, что заехали на помойку. Юрий Иванович прятал глаза, а я отметила только то, что удивилась разнородности шерсти на боках медведя. Водитель молчал. Укоризненно смотрел на Юрия Ивановича.

    Командировка закончилась. Утром, перед отъездом, сидели в штабном вагончике, ждали команды на выезд. Работа выполнена. Сидеть просто так и ждать - скучно. Я решила пойти посмотреть окрестности, за вагон-городок. Там строили общежития для постоянного посёлка. Хоть не мой кусок работы, но увидеть хотелось.
    Я пошла. Добрела до знака - небольшой стелы с отметкой даты начала строительства Эльгинского месторождения - две тысячи десятый год. Порядочное расстояние, метров сто пятьдесят от последней общаги. Посидела на пенечке, полюбовалась цветущим багульником, насладилась его непередаваемым запахом смоляной свежести. Сфотографировала еще раз заснеженные горы, яркую зелень стланика и уже висевшие на его ветках шишечки… и себя запечатлела на фоне этой красоты - для истории. И, довольная, вернулась к месту ожидания. Прошло минут тридцать-сорок. Смотрю, все сидят на крыльце вагончика и с любопытством на меня смотрят.
- Ну, и что смотрим? – пронеслось у меня в голове.
- Ты там ничего не видела? – спрашивают.
- Нет, а что, должна была?
- Так там медведица с медвежатами бродит. Сейчас из общежития звонили. Сказали - на помойке видели.
А я эту помойку проходилааааа…
- Думали, ещё немного подождём и пойдём искать тебя!
«Они думали, – ворчу про себя, - надо было сразу и бежать. А я разгуливаю по тайге и в ус не дую!»
Веду диалог сама с собой: «А кто тебя тянул туда?.. Вот именно…»

    Звонили из лесничества - разрешили отстреливать, если вдруг что… Начало лета. Медведи просыпаются. В тайге еще кушать нечего… вот и выходят мишки к людям, а люди им такой «клондайк» устроили, всюду помойки с отходами.
Как я не встретилась с ними? Опять внутренняя дрожь… Почему мне так везёт на стрессовые ситуации? Но мой ангел хранитель оберегает меня. Спасибо ему!

    Юрия Ивановича перед отъездом я не встретила, а так хотелось ему всего доброго пожелать… Ну, и Бог с ним! Теперь хоть есть что людям рассказать…

    Домой возвращались на поезде, по отрезку новой ветки железной дороги, которую протянули подрядчики нашей компании прямо от месторождения.
Директор сказал: «Испытаете заодно…»
    Хорошо доехали, с комфортом. Щебеночное полотно под путями даже не шелохнулось. Значит, всё сделано на пять! Обедали в вагоне-столовой, спали в двуспальных купе, прямо эскорт президента… и медведей больше в этой поездке мы не встретили…

История 3. Трагедия.  http://proza.ru/2020/03/26/979