Глава 1. Тузлук

Владимир Сысун
   
http://proza.ru/2020/06/02/610

Рассказ написан для участия в конкурсе Владимира Пастернака "Морские истории 3"  http://proza.ru/2020/06/28/1213 как вне конкурсное.
 
          


" Командир (начальник) обязан устанавливать необходимые меры безопасности при работе с вооружением, боевой и другой техникой……при проведении учений, боевых стрельб, специальных занятий или работ, ….. своевременно доводить эти меры до подчиненных и требовать строгого их выполнения.»
Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР
 
       «…..Меры, принимаемые командиром (начальником) по обеспечению безопасности военной службы, не должны приводить к срыву выполнения боевой задачи.»
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации

     В 08-00 1 декабря 1989 года Пограничный транспортный корабль стал на якорь на рейде п. Мейныпильогино Анадырского района в 60 милях к северо-востоку от м. Наварин. Находящийся на юге Чукотки мыс в Беринговом море относится к Тихому океану.

Мыс Наварин – это южный рубеж Анадырского залива. Он представляет собой скалистое возвышение, состоящее из Майнопыльгинского хребта, высота которого достигает 540 метров. Мыс был нанесён на карту в 1828 году экипажем шлюпа «Сенявин» под командованием Ф. П. Литке и назван в честь победы русского флота в Наваринском сражении. С 1934 года на мысе действовала одна из первых на Чукотке радиометеорологическая станция восточного участка Севморпути, заброшенная в 1990-х гг.

      Место, описываемое в рассказе, считается   самым не благополучным по погодным условиям, по данным метеонаблюдений здесь наиболее часто дуют ветра, но в тот день погода была хорошая. Для моряков еще примечательно тем, что Севернее  мыса Наварин моряки получают морское денежное довольствие 50%, до него только 30%.  Для получения такого довольствия достаточно выписки из навигационно-вахтенного журнала.

     Кораблю была поставлена задача, забрать 60 тонн соленой нерки для пограничных войск и Советской Армии из рыбзавода в поселке. Для  этих целей от перечисленных структур были выделены сопровождающие груз прапорщики. Их обязанность получать, грузить, сопровождать груз, т.е. это были материально ответственные лица за груз. Задача для корабля, как бы, не типичная, обычно он привозил груз, забирал груз реже. Как правило, он забирал свою же технику при выгрузке или личные вещи пограничников при переводе их с застав в другое подразделение, либо эвакуировал заставы в случае стихийных бедствий, к примеру, застава Улья подлежала эвакуации, так как правый берег реки, где стояла застава   подмывался.

     Для погрузки груза была сформирована команда с шестью матросами под руководством мичмана Сергея Бондаренко. Перевозка груза должна была осуществляться собственной баржей «Восток». Старшим был назначен капитан 3 ранга Сычев Николай.  На корабле он занимал должность командира БЧ-5. Конечно, никто не снимал с него ответственности за БЧ-5 корабля, с ним команда баржи рулевой моторист Ляшук Александр и два матроса из верхней команды. К Ляшуку был приставлен дублер матрос Горбач Александр. Итого в первый раз на берег было направлено 13 человек военнослужащих. Подход был сложный, барже предстояло зайти в устье реки, которое было общим для правой  реки Майныян и левой реки Пильгин. Нетрудно догадаться, что и название поселка возникло от названия этих двух рек.

      Село Мейныпильгино расположено на самом берегу Берингова моря, на живописной косе недалеко от лагуны Ваамъечгын, что переводится с чукотского как "собрание рек". Место уникальное по красоте, природе, по запасам нерки и оленьим стадам. Добраться до села можно ещё вертолетом, и по автозимнику от поселка Беринговского.

       Первый поход на берег показал, что при хорошей погоде экипаж легко справляется с переходом к месту выгрузки,  любуясь при этом красивейшими  пейзажами, бескрайней тундрой и безбрежным морем на фоне одинокого корабля, если кто-то способен этим любоваться вообще. А рядом с  баржей снуют серые киты. То и дело появляются  большие, размером с саму баржу шикарные хвосты китов. Сначала появляется фонтан  и через секунду-две большой хвост, оканчивающийся большим плавником. Какого же размера сам кит, если его хвост размером с баржу? Они появлялись прямо по курсу, слева и справа, а также сзади как бы вели баржу под арестом, либо показывали правильный курс. Команде до этого не приходилось в живую созерцать в таком количестве это чудо природы. Самых больших животных на планете. Сначала это забавляло, немного пугало, а потом стало обыденностью, постепенно моряки становились аборигенами, они не знали, что скоро они еще ближе познакомятся с местными особенностями погоды, быта и самого существования людей на этом участке планеты.
Конечно, китов привлекала не сама баржа с матросами, а скопление планктона возле устья реки.

       Баржа носом причалила к дощатому настилу на берегу на левом берегу реки, шириной около 30 метров, довольно быстротечной, из-за чего приходилось подрабатывать двигателем баржи для удержания её перпендикулярно берегу.
Николай осмотрелся, никакой явной опасности для баржи не было, по узкой тропинке поднялся наверх, посмотреть рыбзавод, познакомился с директором завода.
      — Здравствуйте! «Нас море примчало, к земле одичалой». Сычев Николай Николаевич, старший баржи — представился и протянул руку Николай  невысокому мужчине лет пятидесяти в затертой одежде пропахнувшей рыбой и беловатой от соли.
      — "В убогие кровы, к недолгому сну". Бачей Петро! Начальник рыбной  базы, — Николай ощутил руку рабочего мужественного человека, приятно встретить в глубинке знатока А.Блока. Позже Николай узнал, что в поселке Петро имеет экзотическое прозвище Тузлук.
       —Претендую на не большую экскурсию по заводу, вас не затруднит, — Николай имел привычку изучать места, где он бывал, может, как человеку военному, придется их брать или защищать.
       —Легко, — они пошли по одноэтажному зданию, по не широкому проходу вдоль углубленных бетонных чанов для засолки рыбы.
       — У меня  самая лучшая рыба нерка на Дальнем Востоке, икру в ФРГ отправляем, прямой договор за валюту,  — Николай увидел, что рыбзавод это был с большой натяжкой, скорее цех по засолке рыбы.
       — А где рабочие твои, директор?
       — Так сезон закончился, разъехались по домам. Все приезжие были, местных алкашей на рыбу нельзя брать, здесь труд сезонный и простоя не терпит, запьёт, что с ним делать. Те, которые не пьют, у власти  пристроились, хоть заработки меньше, но постоянные. Их на сезон никто не отпустит.
       — А население поселка кто в основном?
       — Как кто? Чукчи и другие народности, но их больше! В поселке проживает около 500 человек.

        С погрузкой проблем не было. Начальник рыбзавода научил быстро, как катать 200 килограммовые бочки с соленой неркой на баржу. Видно, что это для него было обычным профессиональным навыком, изученным до мельчайших тонкостей, чтобы не промахнуться. Наверняка в договоре написано, что погрузка силами завода, поелику ему не резон разбивать и топить бочки в реке. Матросы выкатывали бочки с цеха, направляли на баржу. Бочки сами закатывались на баржу, гася инерцию на аппарели, тихонько подкатывались на свое место. Погрузка заняла около получаса, полчаса на переход, полчаса на выгрузку в трюм. Дело пошло. Ходка пошла за ходкой, работа закипела, матросы любят работу на берегу, отдыхая от стального корпуса корабля с физическими полями и вибрацией.

        Борясь с обыденностью,  Николай  спустился в  кубрик баржи, затопил буржуйку, стало уютно. Хорошая погода, она везде хорошая, один недостаток, что расслабляет человека. В тех местах, где она непостоянна это очень важный фактор для безопасности.

        Под эскортом больших серых  китов баржа, не спеша, размеренно заканчивала свою работу. Прапорщиками были закуплены в поселке по заданию командира корабля гастрономические деликатесы. Северные поселки обеспечивались по первой категории. Осталась последняя баржа, день катился к закату. Командир вызвал Сычева на ГКП для инструктажа.

      — Мех! Осталась последняя баржа, погода портится, да и ночь близится. Тебе бы только успеть зайти в устье, а потом я тебя выведу к кораблю. Циклон подходит, это на неделю. На самом ведь деле не уходить же, когда осталась последняя баржа.
— Командир был его годком, окончил Каспийское военно-морское училище, как и он в 1977 году. Они были знакомы еще по стажировке в Балаклаве на пятом курсе.
 
       Баржа ушла в свой последний рейс в устье реки. Он был последний рейс в походе, да, пожалуй, в году. План завоза выполнен, последние штрихи к портрету, дальше переход в бухту Провидение, заправка топлива и домой в родной Петропавловск-Камчатский.

       Баржа прошла бары, зашла в речку. Вдруг сорвался сильный ветер, он буквально сдувал с аппарели команду баржи. Баржа не могла подойти к причалу и упереться носом в дощатый настил из досок. Её сносило ветром и течением. Причал постоянно хрустел, скрипел и трещал, от чего Тузлук на верху начал швырять, чем попало в баржу  и кричать:

      —Да вы мне б…ь, весь причал разломаете, уходите немедленно, Уеб…те отсюда! — кричал Тузлук,  насыщенный раствор соли.
      — Хорошо, я уйду, — прокричал в ответ Николай, — А ты людей моих будешь кормить, и спать укладывать пока мы вернемся. Молчишь? Или мы швартуемся и забираем все оставшуюся рыбу и своих, моряков, либо бросаем их тебе и пишем в журнал, что оставили личный состав на попечение директору рыбзавода!— последовал ответ капитана 3 ранга, старшего баржи, — а материться я тоже могу и еще кое-что…
Понимая, что другого не дано Тузлук успокаивается. Наконец, рулевой приспособился,  баржа уткнулась в дощатый настил.

      —Немедленно грузите оставшиеся бочки, 2 тонны.
Моряки отточенными движениями одно за другим закатали на баржу 10 бочек соленой нерки по 200 кг каждая. Баржа просела, стала устойчивей. Ветер усиливался.
       —Внимание! Все на баржу, ничего не забывать! Все что командир заказывал в магазине! Строится на аппарели! Чтобы я всех посчитал!
Вскоре на аппарели в строю стояли: 2  прапорщика: 1-й Министерства Обороны,2-й пограничник с отряда, баталер с корабля мичман Сергей Бондаренко, 5 матросов погрузочная команда из корабля, 4 матроса из команды баржи. Всего со старшим на барже оказалось 13 военнослужащих.

        Баржа отчалила от берега и пошла к устью. К этому моменту видимости уже не было, опустилась ночь, валил сплошной стеной  снег, ничего не было видно. Едва были различимы белые покрытые снегом берега, на фоне черной полосы реки.
Николай вглядывался в левый берег, должен появиться проход в море.
       —Второй первому, — зашипело  в рации.
       —Ответил второй, у аппарата старший. Прием.
       —Вы прошли устье, зашли уже  реку Пельгин.
       —Ляшук, поворачивай на обратный курс, — дал команду Николай, баржа свершила маневр, видимость по-прежнему плохая.
       — Внимание всем всматриваться в правый берег, — дал команду Николай.
       — Второй первому, идите таким курсом, я буду вам говорить, когда поворачивать. Выход из реки в северо-восточном направлении, вы его не могли видеть раньше, сейчас должны видеть, — проинструктировал командир корабля.
Конечно, ему по локации все видно, на барже локации нет.
Вдруг справа показалась черная полоска с гребнями волн
       — Вижу выход, товарищ командир,— доложил рулевой.
       — Я тоже, давай рули на выход. Все держаться.

       Баржа прошла бары,  закачалась на морских волнах, снег и ветер били прямо в рубку и в глаза Николаю и рулевому баржи. Стало понятно, баржа вышла в Берингово море. Капитан 3 ранга стоял на выступающей палубе машинного отделения перед рубкой и держался за нижний край иллюминатора баржи. Пассажиры столпились в рубке, часть за рубкой, она не могла всех вместить. Гружёная баржа тяжело застонала, запрыгала по волнам, снег залеплял глаза, ветер  сводил дыхание.
       —Второй первому!
       —Ответил второй!
       —Вы идете правильно, я скажу, когда вам поворачивать вправо!
       —Понял первый, я ничего не вижу, большой снежный заряд, волны усиливаются.

       Капитан 3 ранга Сычев Николай, не стремился отличаться  рвением к службе, маску исполнительного офицера не одевал, не выставлял себя напоказ, и не высовывался. Ему было 34 года, на кораблях уже 12 лет, некоторые его сверстники уже в штабах на берегу. Долг свой исполнял честно, от службы не отлынивал, но и не напрашивался. Понимал, что честность, это то, что делает человека самими собой. Когда видел не компетентность и неправильные действия, которые касались использования техники, делал то, что обязан был делать. Заметив, что при швартовке и в других случаях, когда главные двигатели будут часто использоваться, командир не давал команду: — Масляные насосы на автомат,— он пришел на ГКП и прямо сказал командиру об этом и попросил не забывать.

       В людях он больше всего ценил профессионализм и честность. Он был достаточно опытен, чтобы почувствовать, что что-то должно произойти. Он спинным мозгом учуял опасность. Идти в бушующее море с грузом 2 тонны на борту, на барже  с экипажем 4 человека и девятью пассажирами и не видеть при этом, куда идти, уповать только на радиостанцию и везение. Он был уверен, что не откажет  двигатель баржи, уверен в рулевого моториста, своего земляка Ляшук и его сменщика Горбач, но как поведет себя море и погода, никто не мог предсказать. Еще на барже не было перегородки, разделяющей платформу баржи на две части и препятствующей перемещению и перекатыванию груза на палубе. С ней волокуши для выгрузки угля не помещались. Штатные волокуши весом 300 кг помещались, их легко затаскивала лебедка баржи на аппарель, но они были не прочными, не выдерживали первой же выгрузки. Корабелы приспособились брать волокуши с судов торгового флота, весом тонну, прочные, надежные. С ними справлялся только трактор. Перегородку при этом на платформе убрали.

         Николай понимал, что в штормовом море, на волне на скользкой палубе бочки с рыбой могут сдвинуть  к борту баржи, она опрокинется. Все погибнут, спастись в холодной воде, ночью в шторм….

       Баржа шла вперед, ветер и волна навалились на всей своей мощью. Николай подумал, дойти бы, а там еще надо разгрузиться.

       Николай вспомнил, как его в детстве с двоюродной сестрой отправили погостить к родной тёте. Её звали Надя. В то время в колхозах давали участки на осушенных торфяниках в 30 километрах от колхозов. Крестьян возили с деревень на бортовых машинах. Тетя взяла с собой еще детей, для прополки делянки свеклы. Машина оказалась не оборудована для перевозки людей. Мало того, что все места оказались стоячими, но еще все стояли битком. Николай оказался в края борта машины и чувствовал все время, что может упасть с машины. Его ноги упирались в борт, подкашивались на повороте, он почти падал, но как утопающий хватался за одежду рядом стоящих людей, каким-то чудом удерживался. При следующем повороте машины он опять почти падал, так как люди наваливались на него. Тетя Надя видела это, побледнела,  кричала и колотила кулаками тех, кто наваливался на Николая, но они ничего не могли сделать с силой инерции. Это чувство беспомощности и обреченности сохранилось у Николая от этой поездки на всю жизнь. Он забывал об этом, и вот теперь на барже это знакомое чувство возникло опять.

       Прошли не более десяти минут, как баржа вышла в море. По-прежнему видимость ноль. Вдруг ясная белая полоса справа мелькнула перед глазами
       —Право на борт!,—крикнул Николай, понимая, что это берег. Баржа не успела свершить маневр, большая волна подхватила баржу, окатила её  водой, заодно всех на барже, кто не был в рубке, и как в сказке выбросила на песчаный берег.

       —Бондаренко! Посчитай людей все ли на борту, Ляшук, постарайся стать аппарелью к волне, надо выгрести,— Баржа подпрыгивала на волне, и в этот момент становилась управляемой, она становилась на выход, но волна все больше выбрасывала ее на берег. Николай понял, что это все, задача не выполнена.
       — Второй первому!
       — Ответил второй! Прием!
       — Теперь поворачивайте вправо, вы уже долго идете таким курсом, пора поворачивать!
      —Товарищ командир, мы уже никуда не идем, нас выбросило на берег. Сейчас я проверяю все ли на борту, не смыло ли кого и пытаюсь отойти от берега. Пока не получается.

       —Товарищ капитан 3 ранга матроса Горбач нет, — доложил Мичман Бондаренко. Внутри Николая похолодело и что-то заскребло.
       —Всем смотреть возле борта, он должен быть рядом, — крикнул Николай и в том момент услышал крик матроса за бортом. Он кричал, ухватившись за кранец с правого борта. Николай подскочил, подал руку, тот уцепился в рукав реглан Николая.
       —Помогите мне, — закричал каптри. К нему подбежал прапорщик, схватил Горбача еще за рукав и вдвоем они вытащили его из воды. Он стоял мокрый на палубе.
        — Иди в кубрик, там тепло, немного обсохнешь, — отправил матроса Николай.
        — Второй первому! — прошипело в рации.
        — На связи второй!
        — Сейчас мы спускаем катер, он идет вас стаскивать!
        — Понял первый! Я не рекомендую. Ничего не получится, сидим капитально, да еще ветер, волна, снег, видимость! Баржа груженая!

        Командир не послушал рекомендации механика. Спустили катер, он под руководством старпома приблизился  к берегу, старпом оценил обстановку, стащить баржу катером уже было нельзя. Катер подняли на корабль, изрядно потрепав  ему борта при подъеме.
        Баржа оказалась на песчаной косе, разделяющей реку и море, шириной около 200 метров на расстоянии 300 метров от устья.
Продолжение следует.


              http://proza.ru/2020/06/03/388