Глава 4. Каждый человек нам дорог?

Людмила Людмилина
Однако вернемся. Какой там десятый? Десятый – это другая цивилизация и другая эпоха. В первом я пока что. Но жизнь моя резко изменилась. 

Поскольку я давно свободно читаю, учительница частенько оставляет меня «почитать ребятам» – то есть усаживает на свое место с детской книжкой, а сама куда-то отлучается. Дисциплина в классе при этом лежит на мне. И полномочия мне даны любые. Я читаю. Время от времени оглядываю класс и изрекаю: «Суровцев, положи ручку. И сядь прямо». «Андрюхин! Не разговаривай!» Если не слушаются – можно и затрещину залепить, дело привычное…   
Однажды на меня пожаловался… вот убей Бог, не помню кто… кто-то очень случайный…возможно, он недолго учился в нашем классе… ну не жаловались наши мальчишки! В общем, он пожаловался, и учительница сказала мне, что бить нельзя. Ну… я это с младенчества слышу… Я расшифровала это естественным способом: ПРИ НЕЙ бить нельзя. Да наши и не жаловались, это совсем уж низко…
- Ну, погоди!... После уроков…!!.. – так говорили «наши».
А надо сказать, детская литература тех лет была полна описаниями мальчишеских драк. Благородных, разумеется. В защиту слабых, чести, достоинства, принципов и разного всего еще. Я так считаю, это все еще отголосок прошедшей войны.
Короче говоря, услышав: «…после уроков!», я обрадовалась. Я поняла, что пришел мой звездный час. Сейчас я ИМ ВСЕМ НАДАЮ!! Их двое, а я одна? Так это даже лучше! Герои – они вообще кучу «подонков» разбрасывают! Вот щас мы посмотрим, может быть, я тоже – герой?
После уроков я ходила возле школы, размахивая портфелем и предвкушая «звездный час». Уж тут-то Вера Васильевна не помешает…
Мальчишек что-то долго не было. Я вернулась в класс. Дежурные сказали, что Вовка с Витькой уже ушли домой. «Как это? – не поверила я. – Я же знаю, по какой они улице ходят!» Мне сказали, что сегодня они почему-то ушли по другой…
Ладно, пусть живут!   

Вообще-то сильных драк у нас не было. Просто «по справедливости».

У нас  все было по-справедливому. Какой блат, какие родители?! Родителей друг друга мы вообще не знали. Родители до крайности редко вмешивались в нашу жизнь. Если кто-то из родителей в школу заглядывал и пытался защищать своё чадо, его встречали с откровенной насмешкой. Мы тут сами разберемся. Он что у вас, «маменькин сынок», да? 

Класс делился на «хороших» и «плохих». Никакого «происхождения», всё исключительно по личным заслугам. Хорошие дети действительно были хороши. Они старательно учились, преодолевали трудности, мечтали быть героями, умели защитить себя, не плакали от боли… ну и так далее.  «Плохих» надо было «продергивать» в стенгазетах, смеяться над ними, когда они пороли чушь на уроках… толкнуть, обозвать… в порядке вещей, что там! САМ ВИНОВАТ, что «плохой»… «РАЗВЕ С ТАКИМИ МЫ КОММУНИЗМ ПОСТРОИМ?!» Это было дежурной фразой. Ну, не в первом, наверное, классе… но установки закладывались, безусловно, в первом. 

«Каждый человек нам интересен,
Каждый человек нам дорог!»

Это песенка из кинофильма «Личная жизнь Валентина Кузяева». Я ее услышала в девятом классе. Помню, что эти слова меня потрясли. КАЖДЫЙ... Я долго бродила по городу, зачем-то уехала в аэропорт… смотрела на взлетающие самолеты… думала, думала… Это, в свою очередь, означает, что до девятого класса мне было позволено НЕ ЗАДУМЫВАТЬСЯ ОБ ЭТОМ ВООБЩЕ.
А как я узнала немного позже, песенка вообще-то была пародией. Фильм «Личная жизнь Валентина Кузяева» – как раз о том, что СРЕДНИЙ, неприметный человек мало кому интересен.
А уж «плохой» – тем более. 
И это СПРАВЕДЛИВО. А что вы думаете, как мы котят отбираем? Парочку самых хорошеньких оставляем, а остальных - ТОПИМ. Ну и всяческая вообще селекция такова.  Она способствует УЛУЧШЕНИЮ ВИДА В ЦЕЛОМ. 

Вам это ничего не напоминает?..

Да, вот так мы и жили. Это уже сильно после войны… уже лет пятнадцать прошло…

В 60-х годах, впрочем, атмосфера стала меняться. Детской памятью я это помню так: «хулиганы из подворотни» (которым прежде следовало противостоять, поскольку «с такими коммунизм не построить») помаленьку превратились в «ребят», к которым запросто так, с открытым забралом выходили комсомольские работники нового типа… и часто находили вполне человеческий подход…
И это действительно БЫЛО так. 

А к какому уровню ближе сегодняшняя «демократия»? Да судите сами, я с вами что – о политике говорю?!..

                -----------------------

Но я про первый класс. Там много, много, много еще есть над чем поразмыслить.
 
...Проходим имя существительное. Оно отвечает на вопросы: "Кто?" "Что?". Примеры.
Рая У. зевает и смотрит в окно. Ей непонятно. И неинтересно. Ее спрашивают, ответить она не может.
Учительница: " Ну, вот ты видишь курицу". (У Раи в глазах появляется некоторый блеск. "Курица" - это все-таки понятнее, чем "существительное".) "Ты видишь курицу. - продолжает учительница. - Но ты не знаешь, кто это. Как ты спросишь: это - ...?"
"Это - ЧЬЯ КУРИЦА?" - радостно спрашивает Рая.  Класс помирает со смеху.    Теперь она у нас надолго будет "плохой"...глупая потому что... .
 
А теперь поглядим, как взрослые люди. Девочке семь лет. Восемь, пожалуй (малоразвитых детей ведь не спешат отдавать в школу). Девочка - мамина помощница. Уж что такое "курица" - она знает, да. Она знает, какую травку курам нарвать, как их кормить...как их домой загонять и с чужими не перепутать. И мама ей за это говорит: "Умница!" А если она, увидев курицу, спросит: "Это кто?" - что мама ей скажет?!   Мама скажет: "Ты что, глупая?!"
Она всё правильно спросила: "ЭТО - ЧЬЯ КУРИЦА?"
И чего над ней смеются?..

Зачем я это рассказываю? А я интИлИгентов не люблю... То есть тех, кто это слово так и не научился писать, а знак о высшем образовании на лацкан пиджака прикрутил. Какая же у нас их тьма тьмущая...
 
Да-да, совсем противоположный поворот мысли. Вроде бы. А на самом деле - в том же направлении. Поскольку "кто был ничем, тот станет всем", и поскольку была разветвленная система рабфаков, таких Рай силком тянули в высшее образование. Ну, мал-мал объясняли, что такое имя существительное... а дальше партком рекомендовал! Правильное происхождение!
И вроде бы все с лучшими намерениями. С любовью к ним, Раям.
А им правда было ЛУЧШЕ, от того, что куры становились для них "именами существительными"? А не живыми, мягкими, квохчущими и несущими яйца?
А Раи становились интИлИгентками...городскими... впрочем, до конца жизни знающими, что за спиной раздается шепоток: "%@# (+;   ". Ну то бишь - "была деревня, и осталась деревня". Встретишь такую, обругаешь... идиотку... а потом вдруг нечаянно на остановке где-нибудь, вместе ожидая трамвая, разговоритесь... и вдруг растеряешься: а глаза-то у нее какие! а косы... были...вот, на фотокарточке...
а как она про желтеньких цыплят своего детства рассказывает!! а букеты какие собирает! а пироги какие пекла...мама...
- Раенька, зачем вам этот город? Эти папки с бумагами?? Эти полуфабрикаты разогретые?? Эта ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ, от которой только и остается с красными флагами ходить? (ну, то бишь: ДАЙТЕ нам! Почему вы нам не ДАЕТЕ? Почему ВЫ НАМ низкую зарплату ДАЁТЕ??"). Раенька, если бы Вы СВОИМ ДЕЛОМ занимались, разве бы были у вас ТАКИЕ проблемы?..
 
Пожмет плечами, скажет: " У меня же высшее образование..."
 
А сегодня оно платное, и его могут получить не все. Вроде бы плохо... И когда высокий чиновник говорит о необходимости развития системы профтехобразования, раздается дружный крик: "Вот они куда наших детей хотят сунуть!! Отпровляйти туда сваих!!!"
А какая вам разница, куда ОНИ своих отправят? Вас их дети интересуют? Или все-таки свои? А ваши дети точно "именем существительным" интересуются больше, чем живыми цыплятами? Или все-таки наоборот?
Это ведь кому как.
Есть макроэкономика с ее пропорциями подготовки разных специалистов... да что она нам, пусть экономисты и разбираются... 
Я только Раю вспоминаю. Хорошая ведь была девочка. Мамина помощница.
Как-то у нее жизнь сложилась? Жаль, если так и осталась в "плохих", куда мы ее в первом классе засунули.
Плохо там... в "плохих"-то...

Дальше: http://proza.ru/2020/07/18/1867