Черкесы - всё скачем в прошлое? II

Азамат Джанымбей
(начало - http://proza.ru/2020/08/05/1102)

Относительно затронутых в первой части статьи проблем повторю то, что отчасти уже говорил неоднократно ранее. С учетом мирового исторического опыта, есть основания полагать, что ЛЮБЫЕ национальные особенности, противоречащие общемировым тенденциям, будут иметь своим следствием одно из двух последствий –

1. или преобразование и адаптацию этих особенностей к реалиям современной жизни;

2. или исчезновение не приспособленных к современной жизни носителей этих неизменных особенностей.

Нетрудно догадаться, и надо иметь мужество признать открыто, что 2-й вариант это и есть то, что в той или иной мере испытывают на себе Черкесы,  начиная с 18 века, а то и ранее.

Повторюсь, любой образованный и думающий черкес не может не признать тот факт, что в своё время в лице политики ведущих колониальных держав нас догнала и переехала КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Назовите эпоху капитализма как хотите, сути дела это не изменит – мы оказались даже не на обочине дороги у этого «локомотива», это было бы еще относительное везение, наша участь оказалась еще страшнее - мы оказались у него на пути, в зоне прохождения и пересечения  экономических и геополитических интересов ведущих европейских держав… Результат известен.

Оставшись по уровню развития своей экономики, а следом и всех базирующихся на ней отраслей человеческих отношений, знаний, формы устройства государства и армии на феодальном уровне, мы обрекли себя на самоуничтожение. Русско-Кавказская война стала почти закономерным финалом этого отставания.

Сегодня, в 21 веке!, оставаясь реалистами, способными учитывать как свой, так и опыт других народов, глядя ВПЕРЁД, а не только ностальгируя по прошлому (и любуясь собой, приписав себе дела и заслуги предков), нам надо осознать и учитывать ряд доказавших свою истинность факторов:

1. национальное развитие Черкесов неизбежно будет происходить в рамках характерных для всех других народов мира, где для подавляющего большинства людей доминирующими являются вопросы физической безопасности и материального благополучия, а вопросы национальной культуры и самобытности носят второстепенный характер;

2. любые идеи политического сепаратизма или объединения Черкесов на основе общности национальной культуры и происхождения будут обречены, если они не учитывают современный геополитический расклад, а также не опираются на ясную перспективу возможности повышения уровня и качества жизни людей независимо от нынешнего места и страны их проживания;

3. неизбежно удовлетворение духовных потребностей Черкесов будет всё более и более персонализироваться, то есть зависеть от личностных интересов каждого отдельного человека, определяться не только предпочитаемым ОБРАЗОМ ЖИЗНИ, но и поиском содержания её СМЫСЛА, выражающегося, в том числе, в росте значения религиозного фактора, особенно мировых религий;

4. в сегодняшних условиях понимание ценности и обеспечение сохранения национальных культур, особенно национальных языков (в качестве своего и общечеловеческого достояния), напрямую зависит не столько от рядовых носителей этой культуры, сколько, в первую очередь, от национальной и общегосударственной элиты. А это значит, что требования к профессиональным, культурным и этическим качествам лиц, избираемым в органы законодательной и исполнительной власти ВСЕХ уровней, приобретает первостепенное значение.

(завершение - http://proza.ru/2020/08/17/703)