В дополнениях к тексту "Устав как победа. Чья ? -церковное и светское."
http://proza.ru/2020/08/13/668
затронуты узкие вопросы в сравнении с темой по заголовку названия.
Тема несколько шире.
Тема может (а следовательно, и должна ) включать в себя и вопросы:
1. - взаимоотношения прозы и поэзии как инструментов донесения пишущим своей цели к читателю.
Если, конечно, у автора есть то, что нужно донести. Если этого "сутевого" нет, то ему вполне достаточно оперировать как удалому художнику широкими мазками рифм, вызывая ответную соответствующую реакцию чувств читателя, имея в этом цель. Не более того.
Из этого следует неожиданный вывод:
Умение писать уставы - это самое высокое мастерство прозаика.
Раз это именно умение, то ему можно (а следовательно - и нужно ) учиться.
2. В разделе литературоведение Проза.ру иногда встречаются совершенно замечательные обзоры литературной деятельности какого-то труженика литературы. Авторы таких обзоров хотя специально и не ставят своей целью ещё более лаконизировать проделанную работу, тем не менее у них иногда почти наглядно виден портрет описываемого героя в проекции на некий перечень анкетных вопросов, как "паспорт" гражданина.
Почти как паспорт электро техничекого изделия, где указаны предназначение, рабочее напряжение, частота сети, мощность, и т.д. (как ни грубо такое сравнение звучит).
Вот такое описание гражданской позиции человека в отношении к атмосфере его времени - и есть возможный конечный нужный результат обзора, аргументированый цитатами его трудов.
Обзор, заканчивающийся ясным и кратким пониманием всех важных сторон, составляющих портрет персонажа.
Портрет личности.
Суть портрета (и паспорта, и устава) - в узнавании как отграничении от всех иных. Поэтому и уставная суть - это линии, отграничивающие от того, что позволяют себе другие, от того, что другим "можно". Т.Е. УСТАВ - это система ЗАПРЕТОВ. В этой системе запретов есть и более жёстские непреложные запреты. Недопустимые к нарушению.
Агрессия извне всегда имеет цель нарушить некие правила устава, изменить устав, и далее опираясь на новое узаконеное, применять и силовые внутренние структуры, которые более послушны непосредственному начальству, нежели высоким государственным или церковным уставам, вводить новые правила жизни уже в обычай привычный.
Пример
такого церковного НЫНЕШНЕГО нарушения с давних времён трезвых староверов показывает высказывание высокого современного церковного чиновника, упомянутого в
http://proza.ru/2020/09/14/812