Записки экскурсовода Ч. 16 Предыстория

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница   http://proza.ru/2020/09/13/1281

В выставочные комнаты (их две) посетители Екатерининского дворца входят  непосредственно с Парадной лестницы. Прежде здесь располагалась Буфетная, в которой хранилось столовое серебро, бельё и посуда для сервировки столов.

Экспозиция первой комнаты знакомит с основными этапами создания Екатерининского дворца.

Среди старинных гравюр экспонируется реляция Петра Апраксина императору Петру I от 24 августа 1702 года, в которой впервые упоминается Сарская мыза, на месте которой в дальнейшем возникло Царское Село.
Здесь же находится рисунок "Каменные палаты о 16 светлицах", изображающий самый первый Царскосельский дворец, построенный по проекту И. Браунштейна.

В экспозиции представлена сохранившаяся уникальная деревянная модель Царскосельского дворца, созданная архитектором А. В. Квасовым. Она даёт представление о несохранившемся архитектурном облике дворца, строительство которого велось до 1748 года, когда "Старый дом" был включён в центральный корпус нового дворца как "Средний дом".

Перестроенный дворец состоял из 3-х корпусов, церкви и оранжерейного зала, соединённых между собой галереями. За счёт увеличения размеров центрального корпуса дворца удалось создать ещё два больших зала и Парадную лестницу. Фасад здания украсили пилястры и фигурный фронтон. Два новых флигеля были соединены А. Квасовым со "Средним домом" деревянными галереями; спустя год они были перестроены в камне архитектором С. Чевакинским.

В центре зала можно видеть уникальную модель Большого Царскосельского дворца, созданную в 1744 году и отражающую один из значительных этапов в истории его строительства. В 1742 году архитектору М. Г. Земцову было приказано пристроить к старому дворцовому зданию «галереи на колоннах» и «флигели каменные». Проект остался неосуществленным.

В 1743 году был утверждён новый проект дворца, разработанный С. И. Чевакинским и его помощником А. В. Квасовым. Одновременно с проектом, в соответствии с практикой тех лет, была изготовлена деревянная модель, сохранившаяся до наших дней. Она даёт представление о внешнем облике дворца до 1748 года. В это время здание состояло из трех корпусов (два новых флигеля спроектировал А. В. Квасов), церкви и оранжерейного зала, соединённых деревянными галереями. Фасад среднего дома украшали пилястры и фигурный фронтон.

Информационные стенды во второй выставочной комнате знакомят с основными этапами строительства Екатерининского дворца, оформления его интерьеров, создания парков и павильонов по воле августейших владельцев Царского Села на протяжении 18–19 веков.

Здесь же в комнате выставлены документы, рассказывающие о превращении Екатерининского дворца в художественный музей в 1918 году и о судьбе памятника и коллекций в годы Великой Отечественной войны и оккупации города Пушкина.

Отдельный раздел посвящён возвращению к жизни Екатерининского дворца и Екатерининского парка после войны и оккупации. Здесь представлен фрагмент проекта реставрации дворца, эскиз воссоздания живописного плафона Большого зала, сохранившиеся и воссозданные реставраторами старинные изразцы, инструменты резчиков и позолотчиков; а также фотографии мастеров-реставраторов, возрождавших фасады и интерьеры Екатерининского дворца.

Фото: за стеклом сохранившаяся до наших дней деревянная модель, созданная А.В. Квасовым в 1744 году.

Продолжение следует  http://proza.ru/2020/09/21/1557