Предыдущая страница http://proza.ru/2020/09/15/1470
Из выставочных комнат путь ведёт в Большой зал. К этому магическому зрелищу экскурсантов надо подготовить. Я обычно говорю какие-то слова о чуде, которое их ожидает. Но никакие слова не могут сравниться с визуальным восприятием этого реального чуда, с апофеозом эстетики барокко. На моих глазах происходит взрыв эмоций - от "ахов", вскинутых рук, громких возгласов до слёз восторга!
Из маленьких тесных выставочных комнат люди выходят в гигантский, ослепляющий, блистающий золотом зал! Он двусветный, площадь его около тысячи квадратных метров. В нём так много золочёной резьбы, что буквально болят глаза: двери, оконные и зеркальные рамы обрамлены затейливой позолоченной резьбой по дереву. Покрытые сусальным золотом, вырезанные из липового дерева ангелочки-путти*, цветы, волюты** и арабески*** множатся в громадных зеркалах в простенках между окнами. Свет льётся из двух рядов окон, по 13 с каждой стороны, с востока и запада. Всё это создаёт иллюзию бесконечного пространства.
Днём свет проникал в галерею через огромные окна, занимающие практически всю площадь продольных стен, а вечером в зале зажигали 696 свечей. Свет отражался в стеклянных и зеркальных поверхностях, в позолоте отделки, и сверкающий зал выглядел просто феерически. Над резным декором, покрывающим стены, трудились 130 резчиков, используя в качестве образца эскизы Растрелли и макеты Дункера.
Большой зал, Тронный зал, Светлая галерея, как называли зал в восемнадцатом веке, - самое большое парадное помещение дворца. Большой зал украшает царскую резиденцию с 1756 года. Он появился благодаря фантазии и таланту Ф.-Б. Растрелли, придворного архитектора Елизаветы Петровны. Работы по созданию интерьера длились четыре года.
Этот роскошный зал, занимающий всю ширину здания, предназначался для проведения официальных приёмов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. Один из последних куртагов прошёл в 1908 году, в день бракосочетания Великой Княжны Марии Павловны с принцем Вильгельмом Шведским, герцогом Зюдерманландским.
В Большом (Тронном) зале обычно находятся несколько экскурсионных групп. Экскурсоводы стараются разместить свою группу так, чтобы не мешать другим, и говорить не очень громко, чтобы не заглушать своих коллег. Но однажды во время экскурсии я услышала очень громкий женский голос. Слышались взволнованные и возбуждённые интонации. Я подумала, что произошло что-то неординарное и сделала несколько шагов в сторону, чтобы понять, что произошло. Может быть, нужно оказать помощь?
Я увидела хорошо одетую пожилую женщину, она была одна, и казалось, что она очень громко разговаривает сама с собой. Приглядевшись и услышав немного искажённую русскую речь, я поняла, что это русская эмигрантка.
-Лувр, Лувр! - с явной насмешкой выкрикивала она. - Была я в этом Лувре много раз. Да разве сравнить его с этой красотой?
Она продолжала сбивчиво и взволнованно что-то говорить, убеждая, рассказывая неизвестно кому о своих впечатлениях.
С восторженным выражением лица она подняла руки вверх, оглядывая сверкающий зал и, как будто споря с невидимыми собеседниками, негодующе и вместе с тем торжественно провозгласила:
- Только мы, русские, можем такое создать! - и вдруг заплакала.
Я хотела подойти к ней, но меня ждала моя группа, да и строгие правила следования по залам без задержки других групп требовали продвижения вперёд.
* Путти (итал. putti, мн. число от putto – маленький мальчик) - изображения маленьких мальчиков, чаще обнажённых, иногда крылатых.
** Волюта (лат. voluta, букв. – завиток, спираль) - в архитектурном декоре характерная для искусства барокко форма, имитирующая свёрнутую в спираль (или в две спирали) полосу гибкого материала. Может служить в качестве консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон.
*** Арабески (фр. arabesque от ит. arabesco - арабский) — вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и т.п.; позже - разнообразные фантастические и причудливые сочетания животных, фигур людей, архитектурных композиций.
Продолжение http://proza.ru/2020/09/25/1757