Ч. 119 Интернациональный состав русского флота

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/01/26/1693

С 1811 по 1828 год  Морским министерством руководил француз  адмирал Жан-Батист Прево де Сансак, маркиз де Траверсе,  а для простоты в России его звали  Иван Иванович де Траверсе. Он до конца своих дней так и не научился говорить по-русски.

В советское время имя этого человека либо старались вообще не упоминать, а если и упоминать, то только в отрицательном смысле. Мало что изменилось и в настоящее время. Но это типично для нашей истории.

В начале девятнадцатого века самых лучших выпускников Морского кадетского корпуса отправляли для продолжения обучения  в Англию. Там под руководством английских капитанов и адмиралов из них делали настоящих «моряков голубой воды», как называли тех, кто плавал в океанах.
 
В то время прославились своими географическими открытиями российские моряки немцы Крузенштерн, Коцебу, Беллинсгаузен, Литке, Врангель, итальянец Рикорд, француз Анжу, русские Головнин, Лазарев, Васильев, Шишмарёв.

Черноморским флотом командовал шотландец Грейг, а Балтийским - немец Моллер, затем сменивший Траверсе на посту министра.

Все русские цари, правившие в девятнадцатом веке, были этническими немцами, о жёнах я вообще не говорю.

Если бы любой из Романовых, царей или великих князей, подал бы в наше время заявление о выезде в ФРГ, то его сразу назвали бы «поздним переселенцем» и приняли бы без малейших колебаний,  сразу выдав немецкий паспорт и засчитав для пенсии трудовой стаж.

Последний русский царь, которого с семьёй расстреляли (без сомнения, ужасное преступление!) был среди Романовых наиболее чистокровным немцем.

Его причислили к лику святых, как и адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова, но заслуги адмирала мы знаем, а вот о царских заслугах, во всяком случае, мне, неизвестно.

Всё это я упомянул к тому, что российскую историю творили люди самых разных национальностей.

Иван Иванович де Траверсе, потомственный моряк, опытный боевой офицер, командовавший фрегатами во французском флоте, на русскую службу поступил в 1791 году.

Траверсе много сделал для укрепления России на Чёрном море, когда командовал Черноморским флотом, а позднее, когда стал морским министром, – для выхода российских кораблей на океанские просторы.

С его лёгкой руки в первой четверти девятнадцатого века начались исследования морей и океанов, географические открытия. Денег для военно-морского флота выделяли крохи по сравнению с сухопутной армией. Увеличения ассигнований Траверсе добиться не удалось.

Тогда ему пришло в голову блестящее решение использовать возможности Российско-Американской компании для получения опыта кругосветных плаваний русскими военными моряками.

Колониями в Америке по его предложению стали управлять военно-морские офицеры, коммерческими кораблями Российско-Американской компании командовали кадровые военно-морские офицеры, команды кораблей составляли из матросов, находившихся на действительной военной службе.

Так готовились опытные экипажи и командиры кораблей в суровых северных условиях.
При Траверсе на средства Морского министерства издавались труды русских мореплавателей Биллингса, Коцебу, Рикорда, Крузенштерна, Давыдова, Головнина, Лисянского.

В 1819 году Траверсе убедил Александра I отправить одновременно две грандиозные по тем временам научные экспедиции, одну на север, в Арктику, а другую – к Южному полюсу. Каждая экспедиция состояла из двух кораблей, получивших название Южной и Северной дивизий.

Южной дивизией командовал капитан 2 ранга Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллингсгаузен, в русском военно-морском флоте его звали Фаддей Фаддеевич. Он был командиром шлюпа «Восток», а шлюпом поменьше, «Мирный», командовал лейтенант Михаил Петрович Лазарев.

Фаддей Фаддеевич участвовал в первом русском кругосветном плавании под командой Ивана Фёдоровича Крузенштерна.

Северной дивизией командовал капитан-лейтенант Михаил Николаевич Васильев, командир шлюпа «Открытие», а вторым шлюпом, «Благонамеренный», командовал капитан-лейтенант Глеб Семёнович Шишмарёв, тот самый, что был старшим офицером у Коцебу во время плавания на «Рюрике».

Ещё одну научную экспедицию на бриге «Новая Земля» Траверсе направил для описи берегов Новой Земли. Командовал экспедицией лейтенант Андрей Петрович Лазарев, старший брат Михаила Петровича.

В российском военно-морском флоте служили поколения моряков, поэтому офицеров с одной фамилией обозначали цифрами, которые ставились после фамилии. Андрей Лазарев был старшим по возрасту, поэтому после его фамилии ставилась цифра 1 - говорили «Лазарев первый».

Но потом, когда брат обогнал его по званиям и по наградам, то уже Михаил Лазарев стал первым, а Андрей Лазарев  вторым.

Его плавание к Новой Земле прошло неудачно. Выход в море из Архангельска задержался, потому что бриг только 10 июля вошёл в строй Беломорской флотилии.

Лазарев  не имел достаточного опыта для подобного плавания. На пути брига встретились непроходимые льды, но что гораздо хуже, весь экипаж из-за отсутствия свежей пищи заболел цингой. Пришлось вернуться в Архангельск.

В экспедициях 1819 года участвовали все три брата Лазаревы. Самый младший, Алексей, служил  в звании лейтенанта на шлюпе «Благонамеренный».

Корабли  Южной и Северной дивизий шли совместно до Рио-де-Жанейро, а потом их пути расходились, как в песне, которую когда-то пел Леонид Осипович Утёсов: «На Север поедет один из вас, на Дальний Восток – другой».

Васильев повёл свои корабли к мысу Доброй Надежды, потом в Индийский океан, вокруг Тасмании и Австралии в Океанию и, наконец, в Берингово море.

В составе его экспедиции были астроном Павел Васильевич Тарханов, впоследствии преподаватель астрономии в Морском корпусе, художник Емельян Михайлович Корнеев, выдающийся русский график и живописец.

Его картины находятся в крупнейших российских музеях. После экспедиции Корнеева назначили главным художником императорских театров. Врачом назначили Фёдора (Фридриха) Штейна. Все врачи на кораблях были или немцами, или поляками.

Научные исследования пришлось вести самим морякам. Единственным учёным был Тарханов.

Васильева снабдили инструкциями от различных департаментов министерства, в которых определялись задачи и маршрут экспедиции. В их разработке приняли участие исследователь Севера контр-адмирал Гаврила Андреевич Сарычев и капитан-лейтенант Отто Евстафьевич Коцебу, вернувшийся из экспедиции на Север.

В Англии Васильев купил хорошее навигационное и научное оборудование, карты, лоции, а также пополнил библиотеку трудами британских учёных и моряков, которые могли пригодиться в плавании.

Офицеры шлюпов должны были определять морские течения, измерять температуру воды в различных глубинах, определять её солёность, вести метеорологические наблюдения. Моряков обязали также собирать сведения и на суше.

В инструкции говорилось: «…не упустить также предпринимать экспедиции берегом, буде найдет к тому средство». Помимо возможных географических открытий, главной целью, поставленной перед экспедицией Васильева, был поиск пути для северного прохода из Тихого в Атлантический океан.

Совместное плавание оказалось крайне тяжёлым не только из-за штормов, которые им пришлось претерпеть, а из-за разности хода шлюпов. Алексей Петрович Лазарев писал (его труд опубликовали только в 1950 году), что суда постоянно разлучались, поэтому командиры руководствовались назначенными Васильевым точками рандеву.

Продолжение http://proza.ru/2021/02/10/1624

На портрете: Jean-Baptiste Pr;vost de Sansac, marquis de Traversay. Иван Иванович Траверсе