Асы кубанского неба ч. 15

Николай Мринский
Зарядка патронных ящиков фюзеляжных пулемётов Р- 39. Кубань 1943 г.

КЛИМОВ ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Родился в селе Александровка Тамбовской губ. 9 мая 1917 г. В Москве окончил 7 классов, а в Ленинграде - школу ФЗУ. Работал формовщиком в литейном цехе, учился в авиационном техникуме. До призыва в армию успел окончить 2 курса. В 1939 г. мл. лейтенант Климов был выпущен Чкаловским военным авиаучилищем. 7 мая 1943 г. в ходе боев на Кубани в районе станции Киевской, атаковав в составе четырёх Як-1 большую группу Ю-87, прикрытых восьмёркой Ме-109, Климов сбил 5 немецких бомбёров, проведя один из самых результативных воздушных боев в истории. Удивляет тот факт, что эту великолепную победу он одержал уже в 13-м боевом вылете. В бою его машина также была подбита, и последнего "лаптежника" он сбил очередью с уже горящего самолёта, будучи тяжело раненным. ...После возвращения из госпиталя в свой полк В.В. Климов был назначен командиром эскадрильи, а позднее штурманом 15-го иап. С апреля 1943 г. он прошёл с полком весь его боевой путь.

Сражался на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. По итогам боевой работы 15-й иап вошёл в число самых результативных истребительных полков советских ВВС, на его счету 580 самолётов противника, сбитых в воздушных боях. К марту 1945 г., когда командир полка Исаков подписал представление к званию Героя майора Климова, тот произвёл 263 боевых вылета, 65 воздушных боев, 37 штурмовок, 68 сопровождений, 8 разведок, 19 "охот". В боях им лично было сбито 22 самолёта противника: 3 Хе-111, 2 Хш-129, 9 Ю-87, 5 Ме-109, 3 ФВ-190. В групповых боях он сбил Ю-52 и Ю-87, штурмовыми действиями уничтожил 6 паровозов, 18 вагонов, 12 грузовиков, на аэродромах сжёг два самолёта врага. Сразу после войны лётчик демобилизовался. Окончил партшколу, работал в Оренбургском обкоме партии. В 1950 г. был вновь призван в Советскую Армию, где служил до очередного сокращения авиации и лётных кадров в 1958 г. Жил и работал в Оренбурге. Умер 18 апреля 1979 г. Герой Советского Союза (15.05.46). Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

КЛУБОВ АЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ

Родился 18 января 1918 г. в крестьянской семье, в дер. Яруново Кубено-Озёрского района Вологодской губ. В свои три года потерял отца, с 8 лет - батрачил. В 1934 г. приехал к родственникам в Ленинград, где поступил в ФЗУ при заводе "Большевик" и получил специальность токаря. Работал настройщиком станков на карбюраторном заводе им. В.В. Куйбышева, а с 1937 г. был принят в аэроклуб. В 1939 - 1940 гг. по комсомольской путёвке проходил обучение в Чугуевской военной авиационной школе лётчиков. В октябре 1940 г. мл. лейтенанта А. Клубова направили для дальнейшей службы в Закавказье, в 84-й "А" ИАП. Снова занятия, полёты в сложных погодных условиях, разведка и штурм перевалов, розыгрыш воздушных боев. Наступил июнь 1941 г. Фронт был ещё далеко, но лётчики постоянно находились в боевой готовности, круглые сутки патрулировали вдоль воздушной полосы. В августе - сентябре 1941 г. Клубов принял участие во вводе советских войск в Иран. Свою боевую деятельность начал в августе 1942 г., на Северном Кавказе, летая на устаревшем биплане И-153. Трудное это было время - немецкие танкисты уже заливали радиаторы водой из Терека, а Люфтваффе имело многократное превосходство в небе... Здесь 24-летний лётчик открыл свой боевой счёт, здесь же получил первый орден. Александру Клубову особенно запомнился первый бой. По сигналу с КП поднялось 6 истребителей. Набрав высоту, они направились в указанный район. Из-за облаков неожиданно показалось 8 немецких бомбардировщиков. Командир полка, участник боёв на Халхин-Голе, лично возглавлявший группу, подал команду: "В атаку!" Обойдя гору, истребители внезапно ударили по врагу сзади.

Впереди - сам командир. Подойдя на короткую дистанцию к "Юнкерсам", первой же очередью он сразил ведущего. Немецкие бомбёры заметались, начали поспешно освобождаться от бомб и, видимо, рассчитывали скрыться. Клубов бросился на перехват. Сделав крутой разворот, нажал на гашетку. Огненные струи прошили "Юнкерс". Охваченный пламенем, он закружился в штопоре и камнем рухнул вниз. Второй бомбардировщик отвернул в сторону. Клубов прицелился, но очередь прошла мимо. Преследуемый советским истребителем, враг маневрировал, хитрил, пытался уклониться от боя. Тогда Клубов решил обойти его и ударить в лоб. На предельной скорости он повёл ястребок вперёд, вверх и развернулся. В это время произошло неожиданное - пилот "Юнкерса" сделал крутой разворот и врезался в скалу. Когда Клубов посадил изрешечённый пулями самолёт на аэродром, навстречу ему уже бежали товарищи. Они поздравляли лётчика с первой победой. А тот, усталый и возбужденный, говорил: "Не так страшен, чёрт, как его малюют. Душонка у фрицев трусливая. Видели, как стервятник влетел в каменный склеп ?" На вооружении полка по-прежнему находились самолёты старых типов - И-153 "Чайка" и И-16. На тихоходном, слабо вооружённом биплане "Чайка" теперь можно было открывать огонь реактивными снарядами. Клубов выполняет боевые вылеты, как на уничтожение вражеской авиации, так и на штурмовку войск противника. Уже 19 августа 1942 г. Александр сбивает своего первого мессера. При этом как, вспоминал начштаба полка М. Гейко: "Клубов был большой скромник, и сбитые им самолёты противника зачастую отрицались Сашей, несмотря на подтверждение товарищей".

В течение трёх месяцев командир звена Клубов выполнил 131 вылет на штурмовку и провёл более 45 боев. Он сочетал в своём характере черты, казалось бы, непримиримые - исключительную взвешенность и расчётливость с храбростью и рискованностью. "Особенно выделялся своей отвагой и мастерством А. Клубов. Спокойный и немного флегматичный в обычной земной жизни, в воздухе он преображался, становился дерзким, решительным и инициативным бойцом. Клубов не ждал, а искал врага", - писал о нём его друг, учитель и командир А.И. Покрышкин. 2 ноября 1942 г. его "Чайка" была подбита в воздушном бою под Моздоком и загорелась. До последнего пытаясь сохранить машину, лётчик боролся с пламенем, обгорел сам, но в конце концов был вынужден выпрыгнуть с парашютом и надолго оказался в госпитале. В строй вернулся только весной 1943 г. В конце мая 1943 г. 15 летчиков полка, среди них А. Клубов, после переучивания на "аэрокобру", были переведены в уже завоевавший известность 16-й гиап. Попавшие в первую эскадрилью прошли основательную подготовку под руководством Покрышкина, он же пристально проследил за их учебными полётами и первым из вновь прибывших взял в бой Клубова. Тот сразу зарекомендовал себя бесстрашным и в то же время творчески мыслящим воздушным бойцом. 23 июля 1943 г. Клубов открывает счёт побед в новом полку. Вскоре, когда А.И. Покрышкин стал заместителем командира полка, лейтенант Клубов был назначен зам. командира эскадрильи. Экзамен на зрелость Клубов сдавал в боях над Таманским полуостровом и выдержал его с честью.

Он быстро освоил новую материальную часть и технику пилотирования "Аэрокобры" и успешно вёл боевую работу. В районе Славянска Клубов провёл труднейший бой с четвёркой Ме-109 и сбил одного из них. По возвращении на аэродром его "Аэрокобру" трудно было узнать. Она деформировалась от перегрузок так, что восстановлению не подлежала. 15 августа 1943 г. Клубов исключительно точно организовал бой своей шестерки с двумя "рамами", прикрытыми четырьмя парами Ме-109. "Карпов! Ты - правую", - скомандовал он ведомому. И в стремительной атаке в мгновение ока были сбиты оба немецких разведчика. С 26 августа по 2 сентября ст. лейтенант Клубов одерживает 8 побед за 8 дней, причём 30 и 31 августа сбивает по три вражеских самолёта в день, в том числе два бронированных штурмовика Нs.129. В конце августа 1943 г. лётчики-гвардейцы получили приказ преградить путь фашистским бомбардировщикам к переднему краю. Скоростные машины взмыли в воздух. Но вот с юго-запада показались Ju-87 в сопровождении Ме-109. Сколько их - трудно сосчитать. При первой же атаке шестёрки советских истребителей строй немецких бомбёров раскололся. Клубов увязался за ведущим "Юнкерсом" и дал по нему длинную очередь. Немец начал ответную стрельбу. Казалось, машины вот-вот столкнутся. Но советский лётчик знал, что этого не произойдёт. Немцы не терпели тарана. Мгновенно оценив обстановку, Клубов спикировал и сразу дал очередь по врагу. "Юнкерс" начал падать, а "ястребок" снова пошёл в атаку. Вот уже и второй бомбардировщик, задымившись, рухнул на землю...

В последующие дни Александр сбил ещё 4 вражеских самолёта. Командир полка поздравил лётчика с успехом: "Хватка у тебя геройская. Значит, и быть тебе Героем". Анализируя, как всегда, результаты боя, Клубов записал в своём дневнике: "Немцев было больше, но на стороне наших лётчиков мастерство и стойкость. Пользуясь известной формулой воздушного боя, мы завладели высотой, на большой скорости налетели на вражеские самолёты и с близкой дистанции открыли по ним прицельный огонь". К началу сентября 1943 г. А. Клубов совершил 310 боевых вылетов, провёл 84 воздушных боя, лично сбил 14 и в группе 19 самолётов. В боях за Мелитополь он сбил несколько самолётов и был представлен к званию Героя Советского Союза. Ожесточённые воздушные бои шли над Перекопом и над понтонной переправой через Сиваш, протянувшейся к небольшому плацдарму, который захватили наши войска в восточной части Крымского п-ова. Немецкое командование стремилось любой ценой уничтожить переправу, чтобы не допустить сосредоточения советских войск на плацдарме. Волна за волной шли пикирующие бомбардировщики Ju-87 на эту важную для противника цель. Группами по 20-30, а то и более, прикрытые "Мессами", бомбардировщики совершали по 2-3 налёта в день. Так что лётчикам 16-го ГИАП почти непрерывно приходилось "висеть" в воздухе над переправой, чтобы во что бы то ни стало защитить её. Здесь, в Аскания-Нова, проанализировав воздушную обстановку в районе Сиваша и используя радиолокатор, командир авиаполка А.И. Покрышкин принял решение: наряду с дежурством в воздухе вылетать на боевое задание из положения дежурства на аэродроме.
 
Продолжение следует в части  16                http://proza.ru/2020/05/31/1364