Курсант Стрильченко потерявшийся на полях скорби

Евгений Пимонович
   
   ...моя предыдущая история была о курсанте Ставицком http://proza.ru/2021/03/02/1047 .

    Фамилии Ставицкий и Стрильченко можно увидеть на фото фрагмента списка курсантов не возвратившихся с фронта в училище http://proza.ru/2021/02/26/1615 .

   Стрильченко (Стрельниченко?!) родился в 1922 году под Полтавой в Безручках и провел свое незабываемое детство на берегах Ворсклы, пологих песчаных и обрывистых, поросших соснами и ракитой.

    Альтернативная фамилия возникла из анкеты по розыску военнослужащего Стрельниченко Ивана Федоровича,  заполненной в 1949 году Стрельниченко Федором, отцом сержанта из села Безручки Полтавского района, призванного в армию в 1940-м. Посмотрите сами в электронной базе данных Министерства обороны "Память народа".
   Но через два с половиной года в военкомат поступила другая анкета, подписанная Федором Никифоровичем Стрильченко.

   Все остальные данные совпадают с первой анкетой, только разыскивается сын, курсант Полтавского ВТУ. Что это было? Два разных человека? Или один с изменяющейся время от времени фамилией?! Ответ знал лишь принимавший анкеты военком Повалий. Да и так ли это важно, если ответ на обе анкеты одинаков: «считать пропавшим без вести в августе 41-го»…

   Из 21-го классного отделения в сентябре 41-го с эшелоном вернулось только четверо из 25 курсантов: Степанов, Марчук, Крылевский, Яцук. Остальные прибывали в Пятигорск из госпиталей до зимы. Вернулось из класса еще 9 человек, все они получили в финчасти училища полевые деньги.

   Бросается в глаза что курсанты 21-го классного отделения Коробенко, Лучко, Жовтоног, Никитин, Сироклин были ранены в один день, 6 сентября.
   Один из командиров сводного полка Полтавского тракторного училища Кириллов так описывает этот день в своих воспоминаниях http://proza.ru/2020/11/15/1754
«Был такой полк»: «Здесь впервые гитлеровцы применили против нас ранцевые огнеметы. Обе стороны несли большие потери. К исходу дня 6 сентября в строю остался 51 человек. Мы вынуждены были уйти с позиций и закрепились на южной окраине хутора Александровка. Наступательные возможности полка были исчерпаны...»

    Те кто остался в живых, получили звания, распределения в части, служили по специальности  автотехниками, командирами автовзводов, в походно-ремонтных мастерских. Поверни судьба иначе, и Иван Федорович послужил бы Родине, как его товарищи по учебе.

      P.S. Если верить инспекторам по технике безопасности,  героизму в мирное время почти всегда предшествует чья то халатность.
   Продолжаю рассуждать в этом направлении: веру в чудо порождает недостаточность информации. Безвестность Стрельченко подтверждена донесением о потерях /ф.58, оп.977524, д.314/,  которое фиксирует лишь отсутствие информации о его дальнейшей судьбе.

    Но в «Памяти народа» есть еще два документа , где речь идет об Иване Федоровиче Стрельченко (к сожалению,  без указания года и места рождения).

   Во-первых, медаль «За Победу над Германией» /ф.140, оп.12981, д.93_ЦАМО/, полученная в октябре 45-го шофером управления делами СНК Латвии (в одном списке с Арвидом Яновичем Пельше, секретарем ЦК КП(б) Латвии, человеком с коммунистического Олимпа!).

   Во-вторых, медаль «Партизану Отечественной войны», /Р7523, оп.4, д.311_ГАРФ/,  полученная Иваном Федоровичем Стрельченко  январе 45-го (см. Указ Верховного Совета СССР о награждении партизан Латвийской ССР).

   Эти два документа могли бы стать продолжением судьбы безвестно пропавшего Полтавского курсанта. Прецедент есть, вспомните историю командира сводного полка  СТАМБУЛЯНА http://proza.ru/2021/02/14/675 .

   Мог Стрельченко тяжело раненным или контуженным попасть в полон в череде атак и контратак на Ломовском плацдарме, лечиться в лагерном лазарете, бежать из эшелона, направляющегося в Польшу или Восточную Пруссию, примкнуть к партизанам в Прибалтике?!
   - Возможно...
   Вариации записанной в наградном листе Стамбуляна истории встречаются и в судьбах Попова и Лисовского http://proza.ru/2021/02/13/888 . Только фрагменты, вырванные войной из биографий полтавских курсантов.

    Сложить из этих фрагментов достоверные истории не получается…

    Помочь может только ВЕРА -  когда проверить невозможно, но можно только поверить, как у Булата Окуджавы «верит солдат убитый, что он проживает в раю…».