Камни - следовики

Елена Витальева
В «Книге Велеса» записано: «Бог – един и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов».

 Все, что существует, – лишь малая часть Всевышнего. И у Него великое множество имен. Некоторые древние русы и славянcкие племена знали его как Всевышнего Крышеня, иногда сокращая имя до Вышнего или, еще проще – до Вышня.
 Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо – видимый мир, из которого вышел его сын – РОД. Этот бог начал создавать человечество – человеческий род. Каждый человек – частица своего рода, поэтому и частица бога Рода.

В древних славянских мифах мы находим, что Бог Род, вытащив в мир Яви Первый камень, оставил на нём печать – след своей руки. С тех пор, по традиции, на Священных камнях «оставляли след» те Боги, кому были посвящены эти камни, или родоначальники родов и племён, которые тоже считались воплощениями богов в северной ведической философии.

Учёные называют камни, у которых имеется изображение вдавленного следа – камни-следовики. Следы на таких камнях различают самые разнообразные: от стоп и кистей рук человека до звериных и птичьих лап.

Думаю, все хорошо помнят с детства русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»   и камень-следовик с изображением козьего копытца:
 
 «…Шли-шли Сестрица Алёнушка да Братец Иванушка, – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
 
      Стоит коровье копытце полно водицы.
      – Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
  – Не пей, братец, телёночком станешь!
 
   Братец послушался, пошли дальше.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
 
    – Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!   
– Не пей, братец, жеребёночком станешь! 
Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше.

 Идут, идут, – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы. Иванушка говорит:
 
– Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца! 
  – Не пей, братец, козлёночком станешь!
 
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком...»
 
Сказку-то пересказывают правильно, а вот что это за «копытца» – уже забыли. Ни один художник-иллюстратор не изобразил копытце козлёнка на камне – все больше лужи на земле рисуют.

До сих пор многие жители деревень в Карелии свято верят, что эти загадочные камни обладают волшебной силой. Там, где находили большие округлые камни-валуны с изображениями следов, люди всегда считали, что вода, которая скапливается после дождя или таяния снега в «божьих следках», является целебной, помогает излечивать от различных болезней. Таким камням приносили требы: зерно, хлеб, пироги –  с просьбой здоровья, хорошего урожая, удачной охоты. Сопровождались эти действа определёнными обрядами.

Логическим продолжением народного поверья, что следы на камнях оставляли основатели рода-племени, из которого впоследствии образовывались целые народы, является версия исследователей А. А. Александрова и М. В. Шорина. Они считают, издавна отдельные камни-следовики и являлись ориентирами для путников, и использовались в качестве порубежных знаков отдельных родов, племён, народов.
Как мы теперь знаем, в сознании древних славян с границей всех территорий был связан Бог Велес. Поэтому почитание камней-следовиков правильно будет связать с культом этого бога – хранителя рубежей от чужих посягательств.
 
То есть валуны с изображением следа родоначальника данной территории служили своего рода «пограничными столбами» родовых имений.

О том, что с Велесом – Вяльнясом связаны камни – следовики упоминает и исследователь традиций прибалтийских племён Л. Василявичюс: «Почти половина всех следов на камнях в Литве связана с легендами о Вяльнясе. В литовском языке слова Вяльняс/Велинас (Велес), Велинес (ноябрь, месяц духов), велионис (покойник), веяс (ветер), велява (знамя) объединяет основа веле — дух, душа. Вяльняс/Велинас был невидимым проводником душ в Анапилис (потусторонний мир)».

В 1992 году учёные И. В. Мельников и В. В. Маслов опубликовали работу «Обряды и верования народов Карелии», где очень детально описали местоположение и характеристики пятнадцати камней - следовиков, найденных в те годы на территории Карелии.
 
В своей исследовательской работе И. В. Мельников и В. В. Маслов описывают обряды и верования, связанные с почитанием камней - следовиков в Карелии. Но эти обряды относятся уже к исторически недавнему времени, да и записаны они в основном со слов христианских священников – главных борцов с «язычеством». Именно поэтому в описании обрядов на первый план выходят ритуалы молебнов и сооружения часовен вокруг одних камней, «обращённых» в православную веру, и бесовских жертвоприношений вокруг других, - «языческих».
  В вышеуказанной работе, со ссылкой на статью Д. Островского,* указывается на существование у жителей с. Виданы легенды о Святителе Чудотворце Николае, который некогда прогуливался по полям виданчан и, переходя на другую сторону р. Шуи, наступил одной ногой на камень (где остался след), а другой перешагнул через реку и вошел в часовню, носящую его имя. Остатки этой часовни сохранились и поныне, как раз напротив камня по правому берегу реки. Святитель Николай, как сообщает Д. Островский, пользовался особым почитанием виданчан, являлся их покровителем, оберегал дома, поля и стада.

 Другой камень расположен на одном из островов Ладожского озера, вблизи деревни Видлица. С этим камнем связана легенда, что следы на нем оставили «бог и апостол», некогда переходившие по воде Ладожское озеро.

Близ села Ладва Прионежского района Карелии известен камень с изображением следа коровы. Его тоже связывают с каким-то христианским святым (с каким конкретно – определить не удалось), который некогда гнал там коров, одна из них и оставила след на камне. В XlX – начале XX веков он пользовался особым почитанием местных пастухов, которые обращали к нему молитвы, а прохожие просто крестились.

К сожалению, впоследствии многие культовые камни ведических времён были приговорены особо рьяными религиозными фанатиками к забвению и уничтожению. Например, не сохранился камень в посёлке Хвойный Беломорского района, где имелись изображения следов человека и животных, а также исчезли изображения трех человеческих следов на скале в Калевальском районе. На больших камнях в Петрозаводске и валунах на особо популярных туристических маршрутах можно заметить следы грубых сколов-следов усердия борцов с  «бесовщиной». В лучшем случае поверх непонятных рисунков на камне выбивался крест или над камнем ставилась часовня  –  таким образом «языческий» камень перекрещивался в новую религию.

Но, к счастью, все «каменные книги» на Земле уничтожить невозможно, они не горят в огне инквизиции и не тонут в озёрах – вода сама их выталкивает к людям чтобы помнили!

И потом, если следы на камнях оставляли только лишь христианские святые, как же тогда объяснить свидетельства о традиции высекать «следы» на камне более древних мифов и легенд русских народов и народов других стран мира? Причём в большинстве своём эти легенды повествуют о том, что следы на камнях оставляли родоначальники их племён, в стародавние времена поселившиеся в этом месте.

 Так, в деревне КокориноКемскогоpайона имеется камень с отпечатком следа, происхождение которого связывалось с основателем данной деревни.

По поверьям мордвы, следы на камнях оставляло главное божество – Анге-патяй, мать всех прочих богов, когда сходила с неба на землю.

В кавказской легенде об основании Хетага говорится о большом белом камне со следовидным углублением, оставленным Хетагом – основателем одноименного аула, предком хетагуровцев.

Камни со следами находили и далеко за ее пределами России.
Например, с давних времен существующее на пике Адама в Шри-Ланке углубление в виде следа, с одинаковым успехом приписываемого и Адаму, и Будде, и Шиве, и богу Саману. На Мандалайском холме в Бирме туристам и паломникам показывают валун со «стопой Будды», а в Иерусалиме - «отпечатки ступней Христа» на большом камне. Недалеко от знаменитого храма Кааба в Мекке лежит белый валун с углублением, тоже похожим на человеческий след. Согласно легенде, на камне стоял сам Авраам –  праотец всех евреев и арабов.

Есть даже упоминание о следе ноги на камне близ деревни Тувелеу в африканской Гвинее, который местные жители считают принадлежавшим своему предку Око – основателю Тувелеу.

Одно из самых ранних документированных упоминаний об углублении в скале, похожем на след, относится к V веку до нашей эры.  В своей «Истории» древнегреческий ученый Геродот, описывая странствия по Скифии, сообщал: «В скале у реки Тираса местные жители показывают отпечаток ступни Геракла, похожий на след человеческой ноги длиной в 2 локтя. Таков этот след». Заметим: Геракл, согласно мифологии, тоже был родоначальником, как и остальные, перечисленные выше.

Уже в наше время известный российский учёный-медик Эрнст Мулдашев, во время своей экспедиции в селение Айн-Дара в Сирии изучил подробно отпечаток гигантской (длиной 90 см) человеческой стопы на камне. . Учёный пишет: «Это не было вырезано на камне, это не было ручной работой, потому что я, как врач, понимаю, что такое кожные узоры и всё прочее. На этом мелкодисперсном, образно говоря, цементе вырисовывались все нюансы строения стопы. Да, этот гигант был более плоскостопным, чем мы, то есть подъём стопы был меньше, но тем не менее это была человеческая нога». Рост такого гиганта должен был составлять около десяти метров. И таких отпечатков было несколько на развалинах древнего храма в Айн-Дара.

Русский историк и фольклорист, автор известного сборника русских народных сказок А. Н. Афанасьев в свое время отмечал, что «нога, которая приближает человека к предмету его желаний, обувь, которою он при этом ступает, и след, оставленный им на дороге, играют весьма значительную роль в народной символике». Он указывал, что, в народных гаданиях и приметах нога и обувь вещают о выходе из отеческого дома.

Но в Карелии встречается ещё много камней, похожих на башмачки. По форме они напоминают самую разнообразную обувь: на плоской подошве, на танкетке, с каблуком и др. Особенно забавно, когда попадается «каменная обувь» буквально моего размера...Вот здесь я оказалась бессильна найти «Золушку». Остаётся надеяться, что где-нибудь отыщется «принц» из среды учёных или староверов, который прольёт свет на  загадку их предназначения.

Заканчивая эту тему, хочу сказать, что, на мой взгляд, «следы» на камнях, выполненные по разным технологиям, были оставлены на протяжении очень длительного исторического времени непосредственно во времена их «изготовления»: и в каменном и в бронзовом веках, и в эпоху Средневековья.

Первоначальным предназначением этих валунов со следом основателя Рода, скорее всего, являлась пограничная функция: они лежали на меже-границе родовых территорий, на перекрестках дорог или на кладбище, где покоился родоначальник, служа границей междумирья.

В дальнейшем почитание уже существующих камней-следовиков в той или иной форме присутствовало у многих народов мира, в том числе проживающих на земле карельской (русских, саамов, финнов, карелов, вепсов). Менялись времена, религии, отодвигались границы, а память и традиции, связанные с культом камней-следовиков, продолжали существовать в народе, независимо от исторической эпохи, новых мировоззрений и этнической принадлежности.

Остаётся нерешённым вопрос: как могли быть оставлены следы на камнях? Попробую предположить, что примерно так же, как наши строители, порой, оставляют следы на отмостке из не затвердевшего ещё бетона... Только не всегда этот след оставляли на древних бетонах «собственноручно» или «собственноножно». Вместо медвежьей лапы или, скажем, увеличенной босой человеческой ноги вполне могли использовать «факсимиле» заготовленную заранее каменную печать, наподобие тех объёмных каменных ступней, которые описывались выше. Ну, а о том, как изготавливали древние бетоны, разговор пойдёт дальше.

ПРИМЕЧАНИЕ:

*Островский Д., село Виданы /Олонецкие епархиальные ведомости. ОЕВ 1900 год, № 12

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/03/10/1076