Пронск кулачные бои

Александр Ефимов 6
см. также http://proza.ru/2021/01/17/965

http://proza.ru/2016/05/05/2102

и

http://proza.ru/2020/01/18/1254

а также http://proza.ru/2019/03/15/1713


РИАЗМ архив Мансурова №58
Попов-Концов А.П.
Народные гуляния г. Пронска

Кулачный бой в городе Пронске существует с давних пор и доставляет приятное зрелище гражданам города Пронска. Рисую картину кулачного боя в городе Пронске с первого дня Рождества Христова. Все население города и слобод без различия звания, сословий и состояния, собирается к реке Прони. В так называемой ранее харчевне, ныне Набережная улица. На этой улице устраивались временные палатки и ларьки для торговли разными сластями. Сюда же собирались толпы горожан и крестьян окрестных слобод. Здесь же эти толпы разделялись на части, те на зрителей эти на товарищей пожелавших похвалиться своей ухваткой и силой. Последние разделялись на две группы и становились в две правильные линии приблизительно в обеих до 500 человек с разделением граждан Пронска и крестьян из  Никольской слободы, с одной стороны и крестьян Архангельской и Стрелецкой и Новинской слобод с другой стороны.
Из этих рядов выделялись мальчишки с вызовом и разными словами, могущими задернуть (задеть А.В.) самолюбие сторон, заставляющие другую сторону отвечать так же. В результате получалось то, что мальчишки обеих сторон начинают угощать друг друга тумаками и когда это угощение дойдет до сильной статьи, тогда начинается, как говориться, общая схватка, в какой уже принимают живое участие и взрослые. Эта схватка продолжается до тех пор, пока одна из сторон не победит другую.
Уже не одна из сторон не уступает со своего места. Когда же побежденные заметили, что их сторона отступает, то эта сторона отступает, при чем со стороны отступающих бывает много лежачих. Лежачего не бьют. Но бывают случаи и такие, что кого-либо из стороны не заметили, что сторна отступает и его окружают с разных сторон и не дают возможности лечь. Так было однажды с секретарем полицейского управления Микулькиным, который владел гигантским ростом и  силой и был в форменной фуражке с какардой.
Схватка прекращалась в двух случаях: в 1-ом при проезде кого-либо, раздавался голос - "дуга-дуга". В это время бой прекращался и давали проезд.
Во втором случае достаточно крикнуть - "довольно" и обе стороны приостанавливали бой и шли ближайший трактир пить чай, а то и водочку.
Отдохнувшие кулачные бойцы снова поднимались с места и гурьбой выходили на улицу снова становясь в ряд...
Такие же кулачные бои бывают и в неделю Пасхи. Это бывает по случаю разлива рек. В Это время граждане Пронска и Платной слободы бьются у родника или истоков реки Дрожновки близ Затечной слободы.


В 1993 г. мы работали в библиотеке рязанского музея заповедника (РИАЗМ), с архивом Мансурова.
Там была следующая запись:
(к сожалению пишу по памяти, никак не найдется наша копия записи)

Кулачные бои проходили или на реке Прони, когда ставился лед, или на дороге проходящей из Михайловской (Архангельской) слободы, через мост и далее в Никольскую и Пущкарскую слободу. (Мост теперь в другом месте, а дорога с правого и левого берега упирается в реку)
Примерно посередине между мостом и Храмом был трактир. На праздник, в трактире как правило сидел полицмейстер, большой любитель кулачных боев. Полицмейстер 
 выходил за Никольских. Кулачные бои начинались недалеко от трактира. Заводили мальчишки, постепенно включались взрослые. Силы были примерно равны и иногда михайловские (архангельские) теснили никольских, иногда наоборот.
Если михайловские начинали одолевать, то бежали в трактир, за полицмейстром. Тот выходил в середину стенки никольских, за ним вставали еще трое крепких бойцов и они шли "свиньей" оставляя за собой лежащих архангельских. Догоняли нкольских до храма в центре Пронска, а архангельских до храма Архангела Михаила в Михайловской слободе.
Полицмейстер был очень крепким и выходил один против двух трех бойцов.

Следующая запись:

В д. Юмашево есть пруд. На Рождество, на замершем пруду собирался нород, устраивали игры. Иногда из Спасска приезжали "Охотники", кулачные бойцы. Проводили бои - "раз за разом" (как в "Песне о купце Калашникове" Лермонтова М.Ю.).
Приехал такой боец и стал вызывать "Охотника" из юмашевских (еще могли быть жители мичуровки и др. соседних сел).
Неожиданно вызвалась женщина, боец посмеялся, и сказал - Бей первой.

Та уарила его в грудь... И УБИЛА!  (надеюсь копия записи найдется)

Посмотрел записные книжки ха первую Прнонскую экспедицию, немножко не так:

А.В. - Только не верьте, что все здесь правда: “ Отец (1877 г.р., рассказывает Марфа Похомовна) рассказывал - село называлось “Долгое”, потом Юмашево. В деревню пришел новый барин, капитан Юмашев. У Юмашева была дочь. Циолковские уехали, когда Косте было 2-года и в Ижевском перекрестили. Мичурины появились позже. Мичуровка и до Мичурина так называлась. В деревне жили крепостные крестьяне. Был злой помещик - Филатов. Заставлял путать ноги курам, чтобы  рожь не клевали. Дом Циолковских стоял на месте дома Михешкиных (фотография Михешкиной Марфы Похомовны и примерно того места, где стоял дом, см. выше).”
- “На пруду (зимой на льду) проходили кулачные бои между Юмашево и Мичуровкой. Однажды приехал боец из Скопина и никто его побить не мог. Так одна женщина вызвалась, тот согласился. Первым он бил. Ударил и ей грудь сдвинул. Женщина покрутила головой, отошла и его в грудь ударила. Боец упал и больше не поднимался. Пока до Скопина везли - помер.”


Кулачные бои - вот, что запомнилось больше всего. Сходились городские и архангельские. Начинали малыши. А.В. - Вы зачинщиком что-ли были - (Губанов) - ну не зачинщиком, а принимал участие. Давай, давай... подходи, подходи... Я вот тебе сейчас... Сначала малышня. А потом старшие вступали - ты за что ударил моего сына?... и начинали уже взрослые. Объявляли перерывы в “сражении”. Кулачные бои устраивали на все праздники: на Николу, на Рождество... На масленицу устраивали сражение на Прощенное Воскресенье.
Правила кучного боя: лежачего не бить, предметов в руках не держать, а то сами расправятся. (Случаи такие были.)  Старались не выбирать слабого противника. Здоровый шел к здоровому (сильному). Обычно не нападали двое на одного.
Слышно было как били по спине... Бух... Бух...
Погнали - гнали по нижней улице в Архангельскую слободу (мы).  А нас тоже бывало гнали. Ну а потом расходятся.
У нас были сильные Волковы , Василий Васильевич Волков. Пронские купцы. Если гнали, то мимо их домов. Бывало скажут - ну ка ребятишки бегите быстро к Василию Васильевичу - наших бьют... эй! Наших бьют!... Здоровые мужики были... Старались так, что здоровые мужики в середине, а по краям мелюзга. Когда бой начинался, то младшие отходили в сторону, или ложились. Младшие продолжали драться в стороне.
Объявляли перерывы (см. выше). Кто - то говорил - перерыв - и начинали мирится. Говорили (противники) - слушай здорово я тебе?, а я тебе тоже... А потом снова.  Последний раз бились в 30х годах, а потом появилась конная милиция и начали разгонять... и прекратилось все.
Продолжение разговора(расшифровка аудио записи). с Галагановыми.
Рассказ про кулачные бои: Устраивали Архангельская слобода и Пронск.
Здесь был мост, старый мост, вот у этого моста и устраивали бои. Еще до революции. После революции место для кулачных боев стало перемещаться вниз по течению Прони. Бились также: Никольские, архангельские, стрелецкие и Пронские. Были правила: первоначально сходились подростки - Давай, давай... Подходи, подходи...; правила такие - лежачего не бьют, в руки ничего брать нельзя (Если узнают, что клал что-то в рукавицу - свои накажут!). Если “своих начинали гнать”, то посылали младших за подмогой.
Мы делаем демонстрация(т.е. показываем на нас, участниках экспедиции  как сходились младшие - на Леше и Вове) - . В.И - Один кричит “Давай, давай. Выходи, выходи.” - наши боятся. Можно бить в... (я к сожалению перебил). Далее показывает со мной. Посадка должна быть пониже, что бы тебя не сбили. Устойчивую форму принимает. Корпус чуть назад, левую руку вперед.
Во время боя и получали бывало. Носы разбивали, я сам бывало приходил... Не пускали на кулачный бой. сам хватаешь шапку, шубейку накидываешь... (А.В. - чтоб не так больно было? В.И. - нет, чтобы из дома убежать, а то отец не пустит.) Не пускали на кулачные бои - А ты опять пришел с синяком?!
Последний кулачный бой был в 37-ом г. Сам В.И. ходил на кулачные бои примерно в 7-ом классе.
Знаменитые бойцы: - Вот у нас в Никольской слободе были  Лохмачевы. Лохмачев Петр Иванович. Говорили - за Петрухой послали? В Архангельской слободе был Дядя Федя Гулюшин.  Обычно сильные приходили, делали прорыв, а затем уж остальные гнали по улице. Архангельских догоняли до церкви Архангела Михаила.  (В.И. - Мой родственник служил в этой церкви. Бабушка моя в не крестилась, венчалась. Я ( с 1922 г. Во время войны был в плену, находился в одном лагере с Карбышевым и сыном Сталина Яковом. Видел его неоднократно, в разных блоках правда, но... Ездил , наверное единственный из Пронска, на похороны Сталина. Пешком шел до Хрущева, а затем на товарном поезде. Хрущево, это станция до Сторожилово, по Ряжской железной дороге.) тоже крестился там и дети мои крестились в этой церкви...)  Прадед мой (1752 г.р.) был первым учителем в Архангельской слободе. Раньше у дьячков учились, так он был дьячок. Кончал Спасскую семинарию. Дожил до глубокой старости. Службу закончил, когда ему за сто лет было, в 1908 г.
Далее следует рассказ про лапту.