Опросы в пгт Пронске август 1998 г.
см. http://proza.ru/2021/03/14/479
и
http://proza.ru/2020/12/04/1184
Беседа с Галагановым Василием Ивановичем 6.08.98
Фамилии - Кавалеровы;
Какие были церкви?
- Покровская на горе “Покровке”;
- Прасковьи Пятницы - там, где сейчас клуб.
(Параскевьи) - были три престола: “Никола”;"Словущья”;
- Архангельская церковь, Архангела Михаила;
Собор - на главной площади, там где администрация, напротив нее. Если точнее - то на месте памятника Ленину;
Были старообрядческие молельные дома.
Собор - главная церковь уезда, уездный собор. Все подчинялись ему. В соборе идут две литургии, ранняя и поздняя. Собор был поставлен в честь - ?
Прихожане собора были: - Новинские (Новострелецкая слобода), все стрельцы; Катовка- конец, что ближе к Проне; Стрелецкая (соборного прихода); часть Никольской слободы (соборного прихода, часть Никольского прихода - те кто относился к Cтароникольской церкви, которая была выше по течению р. Кердь. Кердь меняла русло в 1872 г. Раньше она текла мимо Архангельской слободы (на схеме нарисованной В.И. проведена штриховой линией. Кердь впадает раньше Пралии. Пралия - это тот ручей, что протекает между Покровской горой и Гневной).).
Слободские улицы:
Староникольская слобода - Большая дорога, Кануновка, Самодуровка, Шышовка;
Катовка - было три улицы;
Архангельская слобода - Большая дорога;
Новоникольская - Можайская, (русло у Проне менялось в 17ом веке. Старое русло также нанесено штриховой линией.), Гудова, Томилина, Инвалидная - образовалась после 1812 г. После нее шла улица Болотная (там ставили качели).
Затинная - одна улица (жителям слободы Затинной давались лучшие земли). Затинная - за тыном?;
Плотно - Пушкарная, перпендикулярно Затинной слободе
Стрецкая -
Село “Дурное” отделилось от Никольской слободы.
в 1922 г. выделялась земля за Кердью и образовались поселки - Возрождение и Дурное. Туда переезжали из Староархангельской и Нокольской слобод. С. Возрождение находится возле с Октябрьское “Дурное”. От Октябрьское можно пройти пешком - примерно 3 км. Еще есть рядом с Возрождение с Крутое.
Семья Галаганова одно время хотела туда переехать, отец был согласен и все остальные не против. Лес - рядом, поля - рядом. А мама была против - церковь далеко. Только в “Дурном”. Галагановы были Покровского прихода. Колокольня Покровской церкви рухнула в 1927 г, после этого сделали деревянную колокольню. Сам В.И. лазил на нее звонить. Сохранился ров, вернее он превратился овраг. Он проходит вдоль Затинной слободы. Вал не сохранился. Через улицы Пронска проходило два рва. Крепостные стены были глинобитные и дубовые. Крепость была деревянная.
Главная улица - Советская. Она идет до соборной площади. Далее она называется Первомайская
Новая площадь - там, где рынок.
Иордань
Иордань делали возле моста, там же, где проходили кулачные бои. Иордань делали изо льда Грузинцевы. Выстругивали шестигранные ледяные колонны. Строгали рубанками, фуганками. Все это окрашивалось (краской). Солнце освещало - было очень красиво (да что вы...). Делали ледяной ящик, потом пробивали лед и вода била фонтаном, народу ведь на лед выходило много. Лед продавливался... Получался столп фонтана. Пробивали одно отверстие, пробивал дьяк (Машков. Машковы голосистые были). Шли три крестных хода: от Собора, с “Пятницы”, с “Покрова” и от “Архангела”. Пробивали после молебна с водосвятием. Народу было много, но порядок был. Рядом была прорубь. в ней купались. В самой “Иордании” не купались. Водосвятие проходило в 12 часов дня. Перед водосвятием у “Иордани” проходило водосвятие возле родника. С родника воду развозили по всему Пронску. Ведро воды оценивалось в рубль. В те годы (предвоенные) столько же стоила буханка хлеба. Можно назвать сооружение возле “Иордани” - ледяная церковь.
Русские качели - ставили в 30-е годы на улице Болотной напротив дома Бондареввых. Качели были высотой метра 4. Такие же качели ставили на улице Можайской (то же в Новоникольской слободе).
Ярмарки проводили весной и осенью. Весенняя перед Троицей. Осенняя на Рождество Богородицы. Ярмарка проходила возле кладбища. Ставили карусели. Был конный ряд. Ребятишки продавали воду (по три копейки кружка) - дядь дядь... вода холодненькая. Правда холодненькая? Да только принес дядь... С семи лет сам носил с родника. Бежишь, ножки подворачиваются... (Родник расположен на стороне обращенной к Проне на улице Затинной.
Церковь “Всех Святых” - в этой церкви богослужение было два раза в год: на Духов День, когда была ярмарка и на Рождество Богородицы.
По распоряжению Екатерины II на кладбищах должны были... Кладбище было открыто в 1821 г. а, в 1853...53 г. там построили церковь.
Существовало древнее Пронское кладбище, где были похоронены Пронские князья. По словам В.И. Земля с могилы князя помогала от зубной боли. Князь - Владимир ? Возле этого кладбища была церковь “Воскресения...”. В ней служба была на “Егория” и на “Словущую”.
Фон Дервизы - построил школу после того как сгорела старая деревянная. Новая школа была сделана как продолжение усадьбы Фон Дер Визе. Рядом имелась небольшая электрическая станция с однотактным “движком” немецкого производства. Еще в довоенные годы движок еще работал.
Масленица - проходили катания на лошадях. По Нижней Архангельской слободе. Архангельская и нижняя Архангельская пересекаются возле церкви. Ехали по Верхней Архангельской слободе, поворачивали на Нижнюю Архангельскую слободу, далее на мост. Подъезжали к “харчевни” (возможно, что это название улицы), далее шла улица Томилино. Катались на перегонки, кони были ряженые. Катались на санках.
Городки
Название фигур: бабушка в окошке, колбаса(самая простая), дед на крыше , самолет, валек, письмо (выбивается по заказу, с печати). Играли в два квадрата. Бросали жребий (канались на палке) у кого будут какие квадраты и кто будет первым бросать. Проводили две линии: кон и полукон. До кона 20 м (шагов), до полукона -10 м (шагов). Сбил одну городошину - переходишь на полукон. Между квадратами было примерно 5 шагов.
Кулачные бои проходили возле старого моста (или иначе - возле харчевни) на льду Прони.
Название - “Царева дорога” . Существует придание, что войска Хана Гирея женщины с Архангельской слободы прогнали вилами.
“Кулачные бои” и игру “Лапта”, показывает Галаганов В.И.
Беседа в Пронском краеведческом музее.
А.П. - Ребята ну расскажите понравилось ли вам здесь у нас. Есть ли у вас желание еще раз сюда приехать? А что больше всего понравилось? - природа.
Цель вашей поездки - описание игр.
Какие игры - кулачные бои, лапта, городки, штандер (А.П.), шашки (В.И.)
В.И. показывает цеп.
А.П. - Пронск основан в начале 12того века, основан славянами, которые занимались земледелием и скотоводством. Расположен Пронск на большом Покровском бугре. Покровский бугор это археологический памятник. Впервые упоминается в Никоновской летописи в 1131 г., когда шли междоусобные войны между рязанскими и Пронскими князьями. Несмотря на то, что рязанские и Пронские князья были братья, между ними постоянна шла вражда. Пронск был богат полезными ископаемыми, рыбой, птицей, это разжигало их аппетит. См. историю о Кире Михаиле и так называемый съезд в Исадах. Прончане принимали активное участие в Куликовской битве. Позже, в 19ом веке один из участников Бородинского сражения был награжден золотой шпагой за храбрость. Влияние города Пронска стало уменьшаться с того времени, как основные маршруты стали проходить через Переславль Рязанский (Рязань). Активное участие принимали Прончане в ВОВ (погибло 4936 человек, награждено орденами и медалями около 2000 человек). Семеро Прончан - Герои Советского Союза и один герой РФ.
Макет усадьбы на жителя Старострелецкой слободы - делал Рязанский художественный фонд. Усадьба богатая. Дом, хорошие надворные постройки, личный колодец и те постройки, что расположены рядом.
Шкатулка - спрашивал А. Морозкин. А.П. показывает шкатулку, которую сделали Пронские школьники, угольные утюги. В Пронске до сих пор существует печное отопление - дровами. А.П. показывает чугун и таган для приготовления пищи. А.П. показывает ступы, угольные самовары, корыто, коромысло, рогач (ухват), уличные фонари, гири, безмены, ????, колодки, одежда Прончан, лапти, скалки.
Иордань - делали Грузинцевы. Делали очень красиво. Иордань - это ледяная церковь.
В.И. показывает донце от прялки и гребень. А.П. показывает гребешки, люльку, глиняные игрушки (гремит ее - в погремушке гремят горошинки). По Проне много выходов глины, глина была белая, с голубым оттенком.
Смотрим старообрядческие книги. Смотрим листовку.
Еще одна шкатулка - возможно для бирюлек. Зоя Александровна одноклассница А.П. - раньше было много точеных игрушек. Их делали в детском доме (Пронском). Мой папа был директор, у них были специальные станки. Они были и куклами. Были даже елочные игрушки. И для себя делали. Примерно середина 30х годов.
Бутылочки - (Морозкин А. - в честь какого праздника они делались?) - А.П. - не знаю. В основном бутылочки были из дома Грузинцевых. Делал их Гулюшин Александр Федорович, также делал дед Грузинцевых Дмитрий Иванович (дед мужа). Оба были соседями и родственниками. Собирали бутылочки пинцетами. Мы их фотографируем.
Грузинцевы были очень мастеровыми. Мимо их дома идешь, или конь, или петух на крыше.
Слушаем патефон.
В Мичуровке делали? из бисера иконы. Староверы и православные жили вперемешку. У каждого старовера была своя чашка, ложка и бокал. Если он (она) шел (шла), например на поминки, то брал (брала) свою чашку ... Если кто, то приходил то давали “мирскую кружку”. Когда я пришла в их дом (я православная была), меня свекровка (А.П.) поставила на какой-то полушубок на колени. Почитала, почитала что-то...
Какой праздник всегда был - Пасха, Рождество, Троица (завивали венки). Игры были специальные. Венки пускали по Проне. Троицкие венки специальные -из двулистника. Венки клали на дощечки. На Пасху яйца катали.
Еще бывает какой-то праздник когда рожь пекут (жаворонки?).
Вознесение. - лестницы пекли и в рожь их клали. А.В. - а вы носили их в рожь? - Зоя Александровна - носила и вверх бросала. Бабушка нам испечет, мы ходили в рожь и лестницы вверх бросали. Лестницы - они как гребень. Лестницы носили в рожь. Рожь завязывали косой и ставили на ржаную косу лестницу (см. опрос в Юмашево). Лесенки они небольшие - с ладошку, продолговатые а то кругленькие и сами лесенки нарезанные ножичком. Лесенки бросали вверх потому, что в этот день Христос вознесся на небо. Прокатывали яичко по лесенке. (Через голову не перекувыркивались.)
Жаворонки - птичка из теста. Головочка, носик... Так и вылепляли из теста. Пекла мама. Меня внучка и сейчас просит - испеки бабушка.
Авсень кликать (13го января)- сейчас детки ходят по домам. Во время войны даже в акупационной зоне ходили (в Тульской обл.). Сейчас ходят.
Каледа Каледа
Давай денежки сюда
Он (Василий Петрович Алимов) пришел в вывернутой шубе, с гармошкой.
Свистульки Василий Иванович находил у себя в огороде весной, когда его вкапывал .
Барабанов (Губанов) с 1914 г. бывший пер. сек. райк. парт. (Елизаветы Петровны родной брат) раньше жил у подгорья, что около старого моста. Улица Нижняя Архангельская упирается в старый мост.
Кулачные бои - вот, что запомнилось больше всего. Сходились городские и архангельские. Начинали малыши. А.В. - Вы зачинщиком что-ли были - (Губанов) - ну не зачинщиком, а принимал участие. Давай, давай... подходи, подходи... Я вот тебе сейчас... Сначала малышня. А потом старшие вступали - ты за что ударил моего сына?... и начинали уже взрослые. Объявляли перерывы в “сражении”. Кулачные бои устраивали на все праздники: на Николу, на Рождество... На масленицу устраивали сражение на Прощенное Воскресенье.
Правила кучного боя: лежачего не бить, предметов в руках не держать, а то сами расправятся. (Случаи такие были.) Старались не выбирать слабого противника. Здоровый шел к здоровому (сильному). Обычно не нападали двое на одного.
Слышно было как били по спине... Бух... Бух...
Погнали - гнали по нижней улице в Архангельскую слободу (мы). А нас тоже бывало гнали. Ну а потом расходятся.
У нас были сильные Волковы , Василий Васильевич Волков. Пронские купцы. Если гнали, то мимо их домов. Бывало скажут - ну ка ребятишки бегите быстро к Василию Васильевичу - наших бьют... эй! Наших бьют!... Здоровые мужики были... Старались так, что здоровые мужики в середине, а по краям мелюзга. Когда бой начинался, то младшие отходили в сторону, или ложились. Младшие продолжали драться в стороне.
Объявляли перерывы (см. выше). Кто - то говорил - перерыв - и начинали мирится. Говорили (противники) - слушай здорово я тебе?, а я тебе тоже... А потом снова. Последний раз бились в 30х годах, а потом появилась конная милиция и начали разгонять... и прекратилось все.
Еще, что запомнилось из детства - городки, лапта. Лапта - подающий был и из своей и от чужой команды????
Мы идем по Затинной улице. Улица односторонняя, т.е. дома с одной стороны. Здесь селились участники войны 1812 г. Была 4ре дома кавалеров. Моя бабушка была Кавалерова. К роднику выходит Банковский переулок, а к новой бане - Бубякин переулок.
Смотрим крепостной ров... Проходим дом Кавалеровых, рядом с домом елка и рябина. Мальчишки - я все про этот дом рассказать могу, у нас тут катакомба была. Катакомба - это там русские от немцев прятались, ее сожгли. (Наверное это землянка) Затинная слобода была “За тыном”. Наверное. Вот этим рвом воду и носили. Раньше была глинобитная стена, а наверху надолбы. Во время ВОВ ров использовались, а на холмах отрывали противотанковые рвы и контрэскарпы. Заканчивалась Затинная улица базарной площадью, где проходила ярмарка. В настоящее время там найдется рынок. Затинная после автостанции переходит в Плотно-пушкарскую слободу.
Разговор c местными школьниками. Аня - из Нижнего Новгорода (в записи - нижнего).
Какие игры - прятки, резиночка (простая),
Анна Дмитриевна (супруга В.И. из Черниговской обл. из г. Новгорода Северского. Познакомилась с В.И. в Сибири.).
Какие были праздники - масленица была всегда. В Пронске жили небогато, но весело. В Пронске был более патриархальный уклад. Не улицы, а слободы...
Как проходила масленица - катались на лошадях, пекли блины, врывали столб, канат перетягивали... Крепость никогда не видела. Куклу делали в Черниговской обл. здесь не делали.
Также всегда проходила Пасха. Даже в войну праздновали. Там, где я жила во время войны церковь была закрыта. В Черниговской обл. яйца не катают, а здесь в Пронске катают и сейчас катают. А.Д. - вот моя внучка Катя, она сейчас на речке..., все прокатала. Накрасили штук тридцать, хватились - ни одного яйца. Катя, где крашенки - бабушка я ходила играть... - все проиграла. Она здесь живет. Аня тоже катала, когда поменьше (дошкольницей) была. Ставят на что-нибудь шифер и катят по шиферу яйца. А.Д. - раньше лубочки делали. Аня после игры была не в проигрыше - “накатала”.
Авсеньки кличат. Ходят взрослые и ребятишки. (Зачем ребятишки - взрослые ходят). Кличат под старый новый год. Приходят в дом. Стучат, наряженные. Никого не узнаешь, все наряженные... и поют определенные песни:
Авсень коляда,
Подай денежки сюда,
Перед рождеством - Христа славят. Редко но ходят.
На святки гадают, но редко.
Подтверждает легенду о “Золотой карете” зарытой в “Гневне”.
Аня - знает масленицу, (рождество? - говорит А.В.)
Игры - в Нижнем Новгороде играют в “чехарду”, здесь тоже играют возле дома на траве.
А.Д. - Лапта: Играют две команды. Размер площадки - 15...20 м. Нужно перебежать площадку туда и обратно, не обязательно за один раз, на задней площадке можно ждать следующего удара. После своего удара бежать обязательно. Свечки не считают? Бита - вырезали из дощечки. Обычно играют в лапту весной. Как проталины начинают подсыхать, так играют.
Пять камушков - раньше играли. Сейчас тоже играют в школе. Здесь рядом вспомогательная школа есть - так там ребятишки играют.
“Сороки” - Жаворонков пекли (Сорок птиц прилетает к этому времени, “Сорок жаворонков”).
Продолжение разговора. с Галагановыми.
Рассказ про кулачные бои: Устраивали Архангельская слобода и Пронск.
Здесь был мост, старый мост, вот у этого моста и устраивали бои. Еще до революции. После революции место для кулачных боев стало перемещаться вниз по течению Прони. Бились также: Никольские, архангельские, стрелецкие и Пронские. Были правила: первоначально сходились подростки - Давай, давай... Подходи, подходи...; правила такие - лежачего не бьют, в руки ничего брать нельзя (Если узнают, что клал что-то в рукавицу - свои накажут!). Если “своих начинали гнать”, то посылали младших за подмогой.
Делаем демонстрация - как сходились младшие - на Леше и Вове. В.И - Один кричит “Давай, давай. Выходи, выходи.” - наши боятся. Можно бить в... (я перебил). Далее показывает со мной. Посадка должна быть пониже, что бы тебя не сбили. Устойчивую форму принимает. Корпус чуть назад, левую руку вперед.
Во время боя и получали бывало. Носы разбивали, я сам бывало приходил... Не пускали на кулачный бой. сам хватаешь шапку, шубейку накидываешь... (А.В. - чтоб не так больно было? В.И. - нет, чтобы из дома убежать, а то отец не пустит.) Не пускали на кулачные бои - А ты опять пришел с синяком?!
Последний кулачный бой был в 37омг. Сам В.И. ходил на кулачные бои примерно в 7ом классе.
Знаменитые бойцы: - Вот у нас в Никольской слободе были Лохмачевы. Лохмачев Петр Иванович. Говорили - за Петрухой послали? В Архангельской слободе был Дядя Федя Гулюшин. Обычно сильные приходили, делали прорыв, а затем уж остальные гнали по улице. Архангельских догоняли до церкви Архангела Михаила. (В.И. - Мой родственник служил в этой церкви. Бабушка моя в не крестилась, венчалась. Я ( с 1922 г. Во время войны был в плену, находился в одном лагере с Карбышевым и сыном Сталина Яковом. Видел его неоднократно, в разных блоках правда, но... Ездил , наверное единственный из Пронска, на похороны Сталина. Пешком шел до Хрущева, а затем на товарном поезде. Хрущево, это станция до Сторожилово, по Ряжской железной дороге.) тоже крестился там и дети мои крестились в этой церкви...) Прадед мой (1752 г.р.) был первым учителем в Архангельской слободе. Раньше у дьячков учились, так он был дьячок. Кончал Спасскую семинарию. Дожил до глубокой старости. Службу закончил, когда ему за сто лет было, в 1908 г.
Далее следует рассказ про лапту. В.И. - лапта обычно круглая была. Плоскую делали для тех кто поменьше, для младших. А для взрослых, раньше ведь и женатые и молодожены играли... В праздничные дни... Вот обычно начинает таять... Обычно это какие дни: “Благовещенье”, “ Вербное”. Всегда, как растает. “Вербное” - это за неделю до Пасхи, “Вербное Воскресение”, а “Благовещенье” - 7го апреля (25го марта) всегда.
Благовещенье -
Ильин день -
“Сороки” - “Сорок птичек” - пекли Жаворонков. Жаворонок - это выпеченная из теста настоящая птичка. Пышка, тесто столбиком, голову загибаешь. А хвост потом разрезаешь, чтобы он двойной был.
Авсеньки - наряжаются “хуже чем клоуны” (сказала внучка Катя). Намажутся, нарядятся в старое. В.И. - мы взрослые ходили от клуба, я и то ходил не так давно. Зашли к матушки (священника церкви Архангела Михаила). Ходят под старый новый год.
Христа славят - это под рождество. Вот “Христа славить” я ходил. И хорошо знаю... Вот недавно - “Христос рождается славите
Христос на земле (трясите)
Христос на земле возносите
Пойте люди всей земле
Яко прославите”
Или вот вторая: “Рождество Христе боже наш
Воссиянии свет разума
Небо звездой служащая
И звездою учахуся
Тебе кланяемся солнце правды
И тебе (поем) с высоты востока
Господи Слава тебе!”
“Дева днесь (т.е. сегодня В.И.) пресущественного рождает
И земля вертеп (вертепному) приносит
Ангелы (Спасу) славословят
Волхвы же со звездою путешествуют
Наш Бог роди родился
Отрок млада предвечный Бог”
- Здравствуй хозяин и хозяюшка - Здравствуй -
С праздником Вас ! С Рождеством Христовым! - и всегда деньги давали. Дадут, вот и бежишь к Волкову, Волков это такой небольшой купец был примерно в 29г. Мне (В.И.) семь лет тогда было, тогда еще мелкие торговцы работали. Покупали конфеты пряники, их тогда называли “жамки” - “жамку, жамку”.
“Асвень кликать “
“Авсень коляда - кто не даст....
Если дашь пятачок, то хозяин дурачок
Если дашь рублик, то хозяин...”
Говорит Катя (внучка В.И.) - “Авсень коляда
- давай денежки сюда”.
Продолжение разговора с Катей - игра “Казаки Разбойники”:
Одни “Казаки”, другие “Разбойники”. На команды делятся следующем образом - мальчишки против девчонок. Побеждают и те и другие, по разному. Можно противника: “брать в плен”, “пытать”..., для того, чтобы узнать пароль. Пароль загадывают “Разбойники” в начале игры - “...команда собирается и потихоньку сговариваются...”. Играют на территории возле дома или возле дома и школы. Убегающая команда должна ставить стрелочки, но может и не ставить. Те, кого взяли в плен выбывают из игры (их нельзя “выручать”). Какая команда будет “Казаками”, а какая “Разбойниками” определят по жребию.
Какие еще есть игры: - прятки (приговорка - “кто по двору ходит, тот четыре кона водит”);
- московские прятки (начинается с жучка);
- В.И. - раньше еще была игра “палочка выручалочка”, сейчас в такую игру не играют.
- младшие играют в классики “с цифрами” - 1,2,3,4,5,6,7,8,”огонь”,”вода”(из аудио записи непонятно какие, единственное, что понято - наличие полей “огонь” и”вода”);
- “ручеек”
- “резиночка” - так она и называется “резиночка” или простая, но в ней есть движения “огурец”, “помидор”, “банан”;
- “Вышибалы”;
- “Салочки - нырялочки”;
- “Бутылочка в воде” - салить играющих пластмассовой бутылкой в которой налито немного воды.
(В опросе 04.08.98 в пгт Пронске на Старострелецкой слободе участвовали Василий Иванович Галаганов, внучки Анюта и Екатерина и подружки Екатерины - Ира и Наташа)
“Жаворонков кликать” , “Сорок птичек” - просто пекли жаворонки (22 марта).
Пасха - катали “крашенки” и до сих пор катают.
Вербное Воскресение - святили вербу и хлестали... , это когда церква работали. Тогда в Пронске были три церкви. Где клуб сейчас - это “Пятница...”, “Покров”, “Собор”... Святили вербу под “Вербное Воскресенье”. Освященной вербой хлестали ребятишек, ну и друг друга дорогой...
Приговаривали: “Верба хлест - бьет до слез
Третье на здоровие...”
В.И - показывает как играли в лапту.
Тот кто набрасывает мяч - поддавала. (В. И. ударил нашей битой по мячу - мяч еле нашли). В.И. - это я еще слабо ударил. Если бы сильно ударил, то он вообще улетел в картошку (через дорогу, колодец и забор дома на противоположной стороне улицы) наверняка.
В.И. (продолжение) рассказа - “Мой брат родной Запольский, был здесь игуменом (в монашестве Паисий). Родом из Спасского уезда, с. Касильники ? Галагановы же , все Пронские. Галагановы держали в Пронске постоялые дворы в Никольской слободе по улице Томилино. Кроме Галагановых, в Пронске коренными фамилиями считаются Мироновы. Они идут от одного рода - Лазаревы-Заречные. Бали два брата Лазаревых-Заречных: один лысый - по прозвищу “галаган”, а второго звали Мирон. От них и пошли Галагановы и Мироновы.
Река Проня меняла русло в ??????? г. и в результате слобода Стрелецкая, раньше единая, разделилась речкой на две (Стрелецкая и Старострелецкая). Также была разделена Никольская (отрезаны улицы: Рудова и Можайская) слобода и появились Новоникольская и Староникольская слободы. После этого стали строить Архангельский мост, а то был Староникольский мост.
Быков Владимир Георгиевич
(Опрашивали Румянцев А и Казаков А) улица Новострелецкая д.4
Русские качели (на дереве или столбах)
Кружало - вмораживали в лед столб, на него одевали колесо, к нему привязывали веревку и водилу, а тут санки. Его крутишь, а санки едут.
Возле Пронска две горы - “Гневна” и “Покровская”.
Пещера была - раньше Проня была маленькая, возле Пронска воды было по колено. Мельница стояла. Ее запрудят мельницу. Плотина была. Пещера была - “на той стороне, где мостища была”??? Я туда лазил в эту пещеру. Там темно, немножко пройдешь там камни весят ну и назад. Пещера то она каменная, сверху камни весят. Потом с этой стороны, где “Кубасовы”??? - тоже была пещера.
Пасха - на Пасху что было... В лес пойдешь... На Троицу, на Пасху - всей деревней собирались
Зимние игры - катание на ледянках. Катались с холмов, с гневны не катались.
Еремина Екатерина Ивановна
1911 г.р. место рождения С.Петербург обр.-ср. педагогическое. (окончила шк. II ступени с пед. уклоном.) В Пронске проживает с 1916 г. Адрес - Заводская ул. д. 9.
(Было направлено письмо следующего содержания:
Нас заинтересовало Ваше описание игры “Бабки”. Расскажите пожалуйста об этой игре подробнее, и если это возможно опишите фигуры, которые выставляли из “бабок”. Вы назвали две -“ворота”, “башни”.
Если Вас не затруднит, расскажите также об игре “Горелки” и о “Гигантских шагах”- “гигантах”, а также о том какие правила были в различных играх - например в “Лапте”.
Конечно нам интересны и другие Ваши описания. Особенно интересно было прочитать Ваш рассказ о том как делали на крещение “Иордань”.
Или что Вы знаете о неких “мельницах в бутылочке” - образцы есть в краеведческом музее.
Прочитаете наши описания игр, может быть похожие были у Вас? Если было что-то похожее, или вспомнили не описанную нами игру обязательно сообщите нам хотя-бы ее название.)
Лапта - мячик делали из коровьей шерсти. Шерсть берется, когда корова линяет. Шерсть эту собирают, потом ее немножко помылят и долго, долго катают. Намочить и катать, катать... Он крепкий, били его этой палкой.
Бабки - из свиных костей. Ребята больше играют. Существовали фигуры - “ворота”, “башни”...
Ходули - наряжались приведениями на ходулях, это когда в саду спали.
Гигантские шаги, или как назвал информатор - гигантские качели, “гиганки”. Это игровое сооружение делали так - врывали столб, сверху закрепляли веревки, на веревках были петли. Мальчики садились верхом, девочки садились “как на становку”. Нужно было бегать по кругу. Разгонялись, а потом все это крутилось само... Особенно когда новый дом строили.
Воздушный змеи делали мальчики из лучинок.
Горелки играли - “Гори гори ясно...”!!!
Катались на больших санях... Брали сани - были настоящие деревянные сани.
Катались на санках, маленьких с “Затинской горы” - “Вы не знаете, а у нас “Затинская гора” называлась.”
Мальчишки делали и ледянки.
“Чижик” - мальчишки играли.
“Юла” - крутили юлу, покупную
“Третий лишний”! - Становились по кругу, по два человека. Двое бегают. Один убегает, другой - водящий, его догоняет.
“Лунки” - это в ямки такие. В основном больше мальчишки играли. “Попадать в лунки, выбивать из лунки...”???
Городки - мальчишки играли.
Камешки - это я вам как раз сказала. В камешки мы очень здорово играли. Это пять камешков, таких знаете обточенных, на реке есть. Нужно, чтобы они покруглее были. Берешь пять камешков. Рассыпаешь их. Один подбрасываешь, один берешь. Потом этот бросаешь, четыре нужно схватить, потом три, потом два, потом по одному... Потом нужно взять...
На масленицу делали соломенное чучело и сжигали его... Маленькие на санках катались. Дома блины пекли... Устраивалось катание на лошадях... По Архагельской слободе. Возле старого моста Никольские и Архангельские устраивали кулачные бои. Вперед начинали маленькие, потом большие. У меня брат ходил на кулачные бои. Дядя ходил. Ничего нельзя было класть в рукавицу. Если были нарушения, то избивали свои же до полусмерти.
На “Троицу” ходили в лес.
В Новый год в гости ходили.
Название горы “Гневны” - царь свою царицу убил на ней в гневе...
Быков Юрий Анатольевич
Новострелецкая ул. д. 24.
Расшибалка - “бабки”, выкладываются деньги в ряд, потом сшибаются. Примерно с трех метров. Бросают “накатом”. Нужно вышибить денежку из ряда. При попадании имеешь право бить еще раз. Число монеток выкладываются по договоренности.
Материалы предоставленные Грузинцевой А.П.
ОБРЯДЫ П Р О Н С К О Г О РАЙОНА.
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Возрождение России невозможно без Возрождения национальных русских обрядов и традиций. Каждый человек должен знать свою культуру и историю своего народа.
Русские обряды... Одно это словосочетание пробуждает в душе легкую грусть по ушедшим в прошлое векам и светлую радость от того, что народ наш сохранил и пронес через жестокие испытания щедрость и теплоту своих сердец, желание сделать жизнь интереснее и поэтичнее. Традиций и обрядов на Руси всегда было великое множество, но наиболее распространились два вида.
а / Календарные, связанные с сельскохозяйственными работами крестьянина и сменой времен года / колядки, масленица, встреча весны, летние святки, сбор урожая и т.п. /;
б/ бытовые, связанные непосредственно с жизнью людей: / рождение, крестины, сватовство, сговор, девичник, свадьба, гадание девушек о своей судьбе,...причитание по умершим, рекрутчина и т.д
Многие из перечисленных выше обрядов имели место в XVIII-XIV в.в. и на территории современного Пронского района. Некоторые из этих обрядов сохранились и до наших дней.
Конечно, не в поселках городского типа / хотя и там есть отголоски обрядовых традиций /, а скорее в старинных селах, например в с. Октябрьское / бывшее Дурное, которому недавно- 1991 г. исполнилось 300 лет / в селах: Елшино, Возрождение, Руднево, Большое и др. С течением времени обряды претерпевают большие изменения, но... "золотое зерно " истинной Руси можно найти в позднейших наслоениях. Я хочу начать свой рассказ об обрядах древней Пронской земли - с колядок.
К О Л Я Д К И.
Колядки имели место на зимних святках. Святки - это рождественско - новогодние праздники / с 24 декабря по 6 января по старому стилю / или // с 7 января. по 19 января по новому стилю /.
Зимние святки делились на " святые вечера " / 25 декабря- 1 января / и / “страшные вечера” / 1 января - 6 января/. Название “страшные вечера” связано с представлением об особенном буйстве нечистой силы. В Святые вечера опасались ходить в лес, на кладбище, в старые сараи, да и, вообще, даже в сени лишний раз не ходили.
С принятием христианства элементы этой религии стали использовать для оберега от нечистой силы.
До настоящего времени в последний день святок / т.е. 18 января на всех дверях / в доме и в сараях / люди рисуют кресты./ Например, это сохранилось в деревнях: Возрождение, Котовка, Семенск /. Зимние святки начинались коледоваянием 24 декабря (по старому стилю) в канун рождества / сочельник /. Колядовали чаще всего дети и молодежь, иногда и взрослые. Колядовщики пели песни / колядки /, в которых славили хозяев дома, и желали богатства, урожая многодетности и т.д. Хозяева обязаны были одарить колядовщиков печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева скупились, то пели. песни с шуточными, а порок и не шуточными угрозами. В некоторых деревнях нашего района, колядки до сих пор называют "овсенем". Как и в старину под рождество колядуют и сейчас. Ходят не только дети, молодежь, но и взрослые. Часто наряжаются, одевают маски, или раскрашивают лица так, чтобы их невозможно было узнать.
Взрослые обычно ходят по домам с гармошкой или баяном. Интересно коледование детей: Дети стучаться / или звонят в дверь: и когда хозяева, открывают, начинают петь колядки, например:
Пришла коляда
Накануне рождества
Дайте коровку
Маслену головку!
Дай бог тому
Кто в этом дому!
Или очень коротко
Бай овсень - коледа
Бай овсень - коледа
Давай денежку сюда!
Хозяева могут попросить, чтобы колядовщики спели и сплясали. После этого одаривают их конфетами, блинами, деньгами. Если хозяева жадничают, то коледовщики могут их припугнуть.
Не дашь пирога - мы твою корову за рога!
Не дашь куляду - я корову уведу.
Многие колядовщики знают, где живут добрые хозяева и к ним течении вечера могут наведываться несколько колядок. Попозже такие хозяева просто запирают двери и тушат свет в комнатах.
ВЕСНЯНКИ.
Наряду с колядками в нашей местности существовали обряды, связанные со встречей весны. Например:
Кликание весны /или пение песен веснянок/. В них призывали весну и расставались с зимой. Например:
Жаворонки прилетите - к нам!
Принесите нам тепло, летушку
Нам зима - то надоела,
Весь хлебушек поела.
Мать или бабушка к этому дню (обычно 23 апреля на Егорьев день) пекли из теста птичек (жаворонков). Отдавали их детям, те бежали, высоко подняв жаворонков в руках к горке или возвышенности за селом. Там они выкликали, призывали весну. После совершения обряда жаворонков съедали, но головку птички обязательно приносили домой матери в знак любви и уважения.
В наши дни в Пронских селах только бабушки учат внуков веснянкам, однако, птичек - жаворонков пекут во многих селах. Жаль, что этот обряд постепенно уходит от нас. Однако, самым светлым и поэтичным можно назвать обряд святочных гаданий русских девушек.
СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ.
Во время гадания девушки старались угадать свою судьбу - когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит - богатство, бедность болезнь, пожар и т.д.. всегда по разному.
1. С помощью зеркала и свечей - при этом в зеркале стирались рассмотреть своего суженного.
2. С помощью сапожка, который бросали через ворота. Носок сапожка должен указать в какой стороне жених. Если носок указывал на ворота, то в этом году не быть замужем. В наши дни для этого используют туфли.
3. Можно также выйти на крыльцо и послушать, где залает собака. Если далеко, то муж будет из далека, близко - муж будет из своей деревни. Если тоненько залает, то муж будет молодым, а басом, то будет в возрасте.
4. И в старину и в наши дни популярно гадание на замке. Девушка вечером до 12 часов ночи выходит к колодцу и запирает его на. замок, ключ берет в руки и бежит к дому, не оглядываясь. Быстро ложится спать, ключ кладет под подушку. Во сне суженый должен явиться за ключом, чтобы отомкнуть замок на колодце и напоить своего коня.
5. Городским девушкам я могу посоветовать 2 несложных гадания
а/ В ночь под рождество под своей подушкой из прутиков, палочек или спичек сделайте мостик - лесенку... Ночью во сне явиться суженный и переведет Вас через этот мостик.
б / На ночь съесть чего - то соленого, но воды не пить, а сразу лечь спать. Во сне придет жених и напоит Вас ключевой водой.
В старину были популярны и подблюдные гадания.
Девушки собирались в одной из изб, рассаживались по лавкам, зажигали свет, шутили, смеялись. Потом приносили блюдо / тарелку / с водой, накрывали платком или полотенцем. Одна из девушек / чаще всего хозяйка дома / собирала у подруг перстеньки сережки. Все это пряталось в открытое блюдо. Потом под определенную песенку кто- то вынимал одно за другим колечки, что песенка сузила, то и считалось предсказанием.
В дом своей подруги приходят четыре девушки, они веселы и радостны. Все рассаживаются вокруг стола. Входит девушка - хозяйка, она несет зажженные свечи.
ДЕВУШКА - ХОЗЯЙКА: Девушки! Ведь завтра рождество, давайте с Вами погадаем.
ВСЕ: Давайте, Давайте!
1-я подруга: С помощью блюда и платка
ДЕВУШКА - ХОЗЯЙКА: Кто нальет блюдо водой?
3-я подруга: Я все сделаю (встает и уходит, потом возвращается неся перед собой блюдо, налитое водой).
ДЕВУШКА - ХОЗЯЙКА: А кто даст свой платок?
3-я подруга: Вот, возьмите мой (отдает свой платок хозяйке, та накрывает им блюдо).
ДЕВУШКА - ХОЗЯЙКА: А теперь давайте колечки... / собирает- колечки и кладет в блюдо под платок /, потом говорит: Ну, девчата, начинаем, кому из нас первой замужем быть...
1-я подруга: / запевает /
Рылась курочка на загалинке
Вырыла курочка золот перстень
Мне тем перстнем обручаться
Кому вынется, тому сбудется,
Не минуется!
ВСЕ: Слава!
Девушка- хозяйка достает одно из колечек и подает кому-то из подруг, которой принадлежит это кольцо. Все поздравляют счастливицу, а она искренне радуется.
ДЕВУШКА - ХОЗЯЙКА: Продолжаем девушки... Кому богатой быть.
2-я девушка: / запевает /
Катилось зернышко по току!
Прикатилось к вороху,
Кому вынется, правда сбудется
ВСЕ: Слава!
Хозяйка достает кольцо и протягивает одной из подруг. Все довольны так как одной из них повезет, она будет богатой.
ДЕВУШКА - ХОЗЯЙКА: А теперь узнаем, кому из нас в этом году болеть.
3- я ДЕВУШКА / запевает /
Обулся не так. Оделся не так,
Заехал в ухаб, не выехать никак,
Кому вынется, скоро сбудется,
Скоро сбудется, не менуется.
ВСЕ: Слава!
Хозяйка вытаскивает колечко п отдает владелице все утешают печальную подругу.
ДЕВУШКА - ХОЗЯЙКА : Осталось нам узнать, кого из нас постигнет пожар... Все затихают, а четвертая девушка запевает:
Сидит петух над воротами
Голос до небес, косы до земли
Кому вынется, правда сбудется!
Хозяйка достает перстень и отдает его владелице. Ее опечалены, но стараются подбодрить свою подругу.
ДЕВУШКА - ХОЗЯЙКА: Девушки, вот мы и погадали, судьбу свою узнали, но не будем раньше времени горевать и печалится. Пойдемте-ка погуляем, покалядуем.
ВСЕ: Пойдемте, пойдемте гулять и колядовать. / оживленные девушки встают и выходят со сцены /.
В нашем районе в целом ряде деревень существовал еще обряд с петухом / или курицей/. Группа девушек приносила в дом петуха и раскладывала перед ним разные предметы: кусочек хлеба, кусочек угля, прутик, кроме этого наливали в блюдце воду. Потом загадывали какой-либо девушке на жениха и замечали, что делает петух. Если петух клюнул хлеб, то будешь богатой и счастливой в замужестве, если уголь, то муж будет беден и неряшлив, если прутик, то будет бить, а если воду - то пьяницей.
В наши дни элементы эти обрядов сохранились. Например: гадание с блюдом. Только жаль , что не поют подблюдных песен, а только говорят: кому замуж идти, кому богатство, кому болеть и т.д.
Многие девушки гадают по одной, как рассказано выше. Конечно главным в таких гаданиях, что хочет узнать девушка, является предсказание замужества. Каждая из девушка XVIII-XIX начала XX в.в. проходила в своей жизни и через свадебный обряд.