В Е Ч Н О Е В Р Е М Я Б О Г А
Прежде всего, о Вечном времени в толковании фолиантов древних мудрецов.
Как упоминалось в предыдущих главах, в моей библиотеке имеется первоисточник сведений о ведической шкале времени — редчайшее издание «Шримад Бхагаватам».*
Попытки материалистической науки обнаружить изначальную причину творения не привели к успеху, однако такая причина, первоисточник всего сущего, несомненно, есть. Логичное и авторитетное описание этого первоначального источника всего сущего содержится в прекрасном «Бхагаватам».
В трансцендентном описании «Шримад-Бхагаватам» вселенная представлена как «скопление разнообразных объектов и феноменов, начиная с атомов и кончая самОй гигантской вселенной, и все они подвластны Верховному Господу в образе Вечного Времени.
Всемогущее время отмеряет разные сроки существования для разных типов физических тел. Определённым сроком ограничено время существования атомов и определённым сроком ограничено время существования всей вселенной. В назначенный срок разрушается тело человека и в назначенный срок разрушается тело вселенной» (см. гл 10 «Этапы творения», текст 10 и комментарий)*.
Глубокая осведомлённость древних учёных в астрономии и математике изложена в этой книге следующим образом.
«Будучи орудием Господа, безличный фактор времени играет роль оси, вокруг которой вращается материальное мироздание. Это рука помощи, которую Господь протягивает материальной природе. Никто не знает, где начинается время и где оно кончается: только время способно хранить информацию о создании, поддержании и разрушении материального космоса. Фактор времени является вещественной причиной творения и, следовательно, непосредственной экспансией Личности Бога. Время считают безличным аспектом Господа».
«Абсолютное время непрерывно и не зависит от скорости протекания материальных процессов. Астрономы и математики измеряют время, увязывая его со скоростью того или иного объекта или периодом его существования. Однако по сути дела, время никак не зависит от относительных по своей природе вещей и явлений, наоборот, все объекты этого мира принимают свою форму и поддаются измерению только благодаря тому, что существуют во времени. Время является шкалой, лежащей в основе деятельности наших чувств, им мы измеряем прошлое, настоящее и будущее, хотя на самом деле у времени нет ни начала, ни конца» (гл.10, текст 11 и комментарий)*.
Читатель, осведомлённый в достижениях современной астрономии, не удивляется точке зрения древних наблюдателей на окружающий мир. Ему даже трудно представить, что в те далёкие времена ещё не было никаких телескопов для изучения бездны космоса. И тем не менее информированность древних учёных в этих вопросах выше возможностей того времени.
«Материальный космос в том виде, как он существует сейчас, был таким и в прошлом и таким же останется в будущем».
Здесь имеется в виду, что этот мир, который видим мы сейчас, уже существовал в прошлом и был разрушен, так же будет разрушен и тот мир, в котором мы живём сейчас, а после будет снова сотворён и опять будет существовать в течение какого-то времени и снова будет разрушен. Циклическую деятельность фактора времени нельзя назвать иллюзорной. Проявленный материальный мир является временным и непостоянным, но он отнюдь не иллюзорен (гл.10, текст 13 и комментарий к тексту).*
Такое осознание мира обусловлено осведомлённостью древних мыслителей об атоме — мельчайшей частице материального космоса, где материальное тело существует в виде комбинации таких атомов.
«Атомом называют мельчайшую частицу материального космоса, которая неделима и не образует отдельного тела. Атом, невидимый для глаза, существует всегда, даже после уничтожения всех форм. Материальное тело — это не что иное, как определённая комбинация таких атомов, однако обыкновенный человек неправильно понимает его природу» (глава 11 «Различные шкалы времени, начиная с атомной», текст 1 и комментарий).*
Комментарий к этому тексту отмечает, что описание атома в «Шримад-Бхагаватам» практически полностью совпадает с положениями современной атомистической теории.
А Т О М Н О Е В Р Е М Я П О В Е Д И Ч Е С К О Й Ш К А Л Е
Далее «Шримад Бхагаватам» взаимосвязывает два понятия — пространство и время.
«Атомное время связано с пространством, которое занимает конкретный атом. Время, охватывающее всю непроявленную совокупность атомов, называют Великим Временем (глава 11, текст 4).*
Эталонное время рассчитывают по времени, за которое Солнце проходит пространство, занятое одним атомом. Это время называют атомным временем (из комментария к тексту 4)*.
Более грубые единицы измерения времени определяются следующим образом: два атома, соединяясь, образуют сдвоенный атом, а три таких сдвоенных атомов — один гекзатом или трасарену.
Про атом говорят, что он невидим. Однако, когда шесть атомов соединяются вместе в трасарену, их уже можно разглядеть в лучах солнечного света, пробивающегося сквозь щели в оконных ставнях затемнённой комнаты.
Три трасарену называют трути, сто трути составляют одну ведху, три ведхи равны одной лаве и так далее (глава 11, тексты 5, 6, 7, 8).*
При соотнесении с современной системой земных единиц измерения ведические единицы времени составляют:
Одна трути — 8/13 500 секунды;
Одна ведха — 8/135 секунды;
Одна лава — 8/45 секунды;
Одна нимеша — 8/15 секунды;
Одна кшана — 8/5 секунды;
Одна каштха — 8 секунд;
Одна лагху — 2 минуты;
Одна данда — 30 минут;
Одна прахра — 3 часа;
Один день — 12 часов;
Одна ночь — 12 часов;
Одна пакша — 15 дней.
Две пакши составляют месяц, а двенадцать месяцев складываются в один календарный год, в течение которого солнце делает полный оборот по своей орбите (глава 11, текст 14).*
Считается, что срок жизни человека ограничен ста годами.
Так вечное время держит в своей власти всё сущее.
Хочу сразу подчеркнуть, что приводимые здесь сведения об атомном времени отнюдь не являются праздными. Именно на них опираются мои дальнейшие исследования об индуистских богах, о вселенной и её развитии, описываемые в «Шримад-Бхагаватам».
Принятое в ведической традиции времясчисление, отличается необыкновенной сложностью и потрясает масштабами временнЫх перспектив, точностью расчётов и детализацией объектов. Дело в том, что на Земле время течёт иначе, чем на планетах более высокого уровня, где живут боги и полубоги.
Для ориентировочного понимания течения времени на разных планетах Вселенной возьмём для примера хотя бы время на планетах солнечной системы. Скажем, год на Юпитере (один оборот вокруг Солнца) длится 11,86 земных лет, а год на Плутоне составляет 247,7 земных лет.
Жизнь полубогов по ведическим понятиям измеряется эпохами.
Четыре эпохи жизни полубогов называются югами (примечание: согласно древним индийским источникам, весь цикл человеческого мироздания в соответствии с югами также делится на четыре больших периода: Золотой век, Серебряный век, Медный век и Железный век), каждая из которых имеет своё название.
Сатья-юга продолжается 4 800 лет полубогов, Трета-юга — 3 600 лет, Двапара-юга — 2 400 лет и Кали-юга — 1 200 лет полубогов. Их общая продолжительность составляет 12 тысяч лет по летосчислению полубогов.
Один год полубогов длится 360 земных лет.
Теперь произведём несложные расчёты.
Годы полубогов, перемноженные на их продолжительность в 360 человеческих лет соответственно дают продолжительность Сатья-юги 1 728 000 лет (4 800 х 360), Трета-юги — 1 296 000 лет, Двапара-юги – 864 000 лет и Кали–юги – 432 000 лет.
То есть каждый цикл из четырёх юг длится 4 320 000 земных лет (гл. 11, текст 19).*
В Р Е М Я Б Р А Х М Ы
Брахма является самым великим живым существом во вселенной, изначальной Личностью Бога, которого называют Говиндой.
Брахма — высшее божество, которое выступает в роли сотворителя мира и соответственно, в силу своей роли он указывается первым в составе триады индуистских божеств. Будучи создателем вселенной в составе триады, Брахма противопоставляется как её хранителю Вишну, так и разрушителю Шиве.
Каждое живое существо живёт сто лет по шкале времени на е г о планете. Продолжительность этих ста лет может быть разной. Рассмотрим для примера продолжительность жизни Брахмы по шкале ведического времени.
Определения продолжительности жизни этого Бога в священных писаниях выходят за пределы здравого смысла обычного человека. Но в масштабе существования вселенной это мизерные сроки.
«Один день на планете Брахмы … продолжается тысячу циклов из четырёх юг и столько же длится ночь Брахмы, в течение которой творец вселенной погружён в сон» (гл. 11, текст 22).*
Нетрудно подсчитать, что сутки Брахмы (день плюс ночь) длятся 4 320 000 (четыре юги) х 1 000 (циклов из четырёх юг) х 2 (день + ночь) = 8 640 000 000 лет (восемь миллиардов шестьсот сорок миллионов земных лет!).
День Брахмы (4 320 000 000 земных лет) охватывает периодическое создание и разрушение миров. На исходе дня Брахмы огромная вселенная погружается во мрак ночи. Повинуясь воле вечного времени, бесчисленные живые существа исчезают в пучине разрушения и в мире воцаряется безмолвие.
Самым долгим является век Брахмы 8 640 000 000 (сутки Брахмы) х 360 (суток в его году) х 100 (век Брахмы) = 311 040 000 000 000 лет (триста одиннадцать триллионов сорок миллиардов лет!) и хотя Брахма живёт невероятно долго, его жизнь тоже рано или поздно приходит к концу.
Согласно описаниям «Бхагавад-гиты»** первые пятьдесят лет жизни Брахмы уже истекли и ему осталось прожить ещё пятьдесят лет по ведическому времени, после чего его, как и всех остальных ожидает неминуемая смерть.
Вечное время не обрывается вместе с жизнью Брахмы. Время продолжает свой ход, но оно не властно над Верховной Личностью Бога, поскольку Господь Сам является повелителем времени. Время, бесспорно, существует и в духовном мире, однако всё, что происходит там, не подчиняется его власти. Время беспредельно, как беспределен духовный мир, где всё сущее имеет абсолютную природу (глава 11, текст 38 и комментарий).*
Таким образом, здесь очень и очень кратко рассмотрены различные системы исчисления ведического времени, начиная с атома и завершая примером срока жизни Брахмы.
Сейчас попытаемся получить представление о времени жизни беспредельной Личности Бога, сопоставляя её с жизнью Брахмы. Здесь нелишне предупредить, что дальнейшее путешествие во времени богов может отразиться на рассудке нормального человека, потому что речь пойдёт о немыслимых цифрах.
В Р Е М Я В Е Р Х О В Н О Г О Г О С П О Д А Б О Г А
Как сказано в «Шримад-Бхагаватм»: «Общая продолжительность двух упомянутых выше половин жизни Брахмы равна одной нимеше (8/15 долей секунды) по шкале времени Верховной Личности Бога — Господа, который неизменен, беспределен и является причиной всех причин вселенной» (гл. 11, текст 38)*
Таким образом, вся насыщенная творениями и разрушениями мира вселенной жизнь Брахмы длительностью в триста одиннадцать триллионов земных лет, укладывается в 8/15 долей секунды по шкале времени Верховного Господа.
Как утверждает «Брахма-самхита»*** за время одного вздоха Верховного Господа рождается и умирает бесчисленное множество Брахм (гл.11, текст 38 с комментарием).*
Если предположить, что жизнь Верховного Господа продолжается как у всех живых существ сто лет по ведической шкале времени, то за перевод её в земное летосчисление я не берусь. Разрядов моего калькулятора недостаточно для подобных подсчетов. Хотя и всего-то требуется вычислить, сколько раз по 8/15 долей секунды содержится в ста годах жизни Верховного Господа и умножить полученное число на продолжительность жизни Брахмы в земных годах.
Кто-нибудь из читателей поможет мне найти это число?
«Каждые боги царят на своих планетах, в звездных системах, в скоплениях звездных систем, галактиках и даже вселенной и скоплениях вселенных. Но как бы сильно и высоко они не метили, годы их жизни значительно меньше. Самый большой возраст у Богов - это жизнь царя вселенной, его первого помощника - составляет 311 триллионов земных лет.
Его же свита живет по 9-16 миллиардов лет, а низшие - и того меньше». ****
«Вечное время повелевает всем, начиная с атомов и кончая Брахмой, чья жизнь длится невообразимо долго, и тем не менее оно находится в подчинении у Всевышнего. Власть времени распространяется только на тех, кто отождествляет себя с материальным телом, даже если они обитают на Сатьялоке***** или на других высших планетах вселенной» (гл.11, текст 39).*
Александр Соханский
1997-2021 г.г.
Все главы исследования «Существует ли Бог?»:
1. Библия - http://proza.ru/2021/02/25/534
2. Коран - http://proza.ru/2021/03/04/486
3. Веды - http://proza.ru/2021/03/11/180
4. Солнечное время - http://proza.ru/2021/03/18/486
5. Ведическая шкала времени - вы находитесь на этой странице
6. Боги в индуизме - http://proza.ru/2021/03/25/861
7. Вселенная - http://proza.ru/2021/03/31/429
8. Как я воспринимаю Бога - http://proza.ru/2021/05/02/420
9. Существует ли Вселенная? - http://proza.ru/2021/06/17/477
П Р И М Е Ч А Н И Я
* Шримад-Бхагаватам, Третья песнь «Статус кво», главы 1-12. Изд-во «Бхактиведанта Бук Траст», 1992
** «Бхагавад-гита» — по праву считается одним из самых загадочных литературных творений в истории человечества. Нравственно-философская поэма «Бхагавад Гита» («Песнь Бога») является частью древнеиндийского эпоса «Махабхарата», записанного на санскрите более пяти тысяч лет назад мудрецом Вьясадевой. Содержательность и полнота выраженных в ней идей послужили основанием для изучения её как самостоятельного произведения. Выдающиеся мыслители мира обращались к «Бхагавад-Гите» в поисках Истины, а богословы Запада называли ее «восточной Библией». (Бхагават-гита. LibCat.ru , электронная библиотека)
*** «Брахма-самхита» — один из древнейших священных текстов, представляющий теистический взгляд на мироздание. Несмотря на сложность и философскую глубину этой небольшой книги, она признается своего рода азбукой. Она будет интересна и для ученых, философов и религиоведов, а также всех тех, кто находится в духовном поиске.
**** «О Кешар-Браме, владыке Астрала, и о том, сколько живут Боги», ЯндексДзен
***** Сатьялока – обитель Брахмы, высшая планетная система.