9. Семинар латинского

Александр Николаевич Раевский
Предыдущая глава: http://proza.ru/2021/04/21/374

Следующая глава: http://proza.ru/2021/04/22/455


15 сентября 1971 г.

- Кузнецов! - Лидочка встала рядом с его стулом, упёрла руки в бока и нахмурила бровки.
Она забежала к ним в аудиторию во время десятиминутного перерыва. На краю стола рядом с Сашей лицом к нему, подложив ладошки под бёдра сидела Катя. Она болтала обутыми в сапожки ногами в воздухе.

- Что тебе, душа моя? - ухмыльнулся он с удовольствием разглядывая ладную фигурку Лидочки.

- Ты где вчера весь день шлялся? На физике, говорят, был, а потом исчез! Испарился!

- Заболел я, Лидочка… - печально вздохнул он.

- Может, у тебя и справка есть? - недоверчиво хмыкнула она.

- Имеется… - Саша выудил из нагрудного кармана куртки сложенную вчетверо серую бумажку и протянул ей.

Лида развернула её, пробежала взглядом и пожала плечиками.

- Здесь написано, что тебя на три дня освободили! Выздоровел?

- Угу, выздоровел. ОРЗ ложным оказался. Проснулся сегодня утром, умылся, постоял перед зеркалом, а потом меня как будто током ударило! Понял, что если дома останусь, я же не увижу её! И сразу почувствовал себя совершенно здоровым. Представляешь?

- Кого её?

- Лидочку…

Грустно вздохнул мальчишка и резко отклонился в сторону, спасая шевелюру, к которой потянулись пальчики Лиды. Он тут же вскочил со стула и безопасности ради перебрался на другой конец стола.

- Ох, Кузнецов, доберусь я до тебя когда-нибудь! - смеялась Лида. - Приволоку за шиворот в деканат и брошу к ногам Зинаиды Константиновны! Вот, скажу, тот самый Кузнецов, которому язычок укоротить нужно! Я его подержу, а вы режьте!

- Доберёшься, доберёшься… Когда рак на горе свистнет! А если даже и доберёшься, я скажу, что ты мне физической расправой угрожала! Все видели, как ты мне в волосы вцепиться хотела. Я с тобой в словесную баталию вступил, чтобы хоть как-то защитить свою честь!

- Я не вцепиться хотела, а по головке погладить! Не веришь? Иди сюда, я тебе докажу!

- Зачем искала-то? - ухмыляясь спросил он, не двигаясь, впрочем с места.

- Уже не нужно! Секретарша кафедры акушерства и гинекологии прибегала, тебя искала. Она Марину Михайловну потеряла.

- Так она с утра в Горисполком собиралась.

- Звонила она туда! Там говорят, ещё не приезжала! Говорят, сами ждём!

- Ну тогда её, наверно, архитектор города перехватил. Нужно было в Архитектурное Управление позвонить. Она здесь в трёх местах бывает: в Горкоме партии, в Горисполкоме и в Архитектурном Управлении. А сейчас-то ты чего прибежала?

Лида наморщила лоб и задумалась, вспоминая. В этот момент в коридоре звякнул звонок, возвещающий окончание перерыва.

- Забыла! - вздохнула она. - Из-за твоей болтовни у меня всё из головы вылетело. Я тебя позже найду!

  ***

- Кузнецов! - громко постучал мелом по доске преподаватель латыни Артур Маркович.

Мальчишка вскочил со своего места и уставился на него. Артур Маркович усмехнулся.

- Сядь, Кузнецов! Отвыкай от школьных привычек. Сиди, когда к тебе обращаются.
Саша послушно сел.

- Почему сидишь, хлопаешь глазами и не конспектируешь? - продолжил преподаватель. - Учти, эти термины ты ни в каких в словарях не найдёшь, а на зачёте я буду их спрашивать!

- Мне они знакомы, Артур Маркович. - Саша дёрнулся было, чтобы снова подскочить, но вовремя опомнился и остался сидеть. - Если увижу что-нибудь незнакомое, я обязательно законспектирую.

- Знакомы? - немного удивился старый преподаватель. - Откуда?

- Я латынь неплохо знаю, Артур Маркович.

- И давно? - усмехнулся он.

- Года два… или уже три? Не помню точно. Я тогда переводил для Марины Михайловны одну большую статью с немецкого. Она в ту пору не очень хорошо им владела. Да, так вот, переводил и постоянно спотыкался на латинских терминах. Ей это в конце концов надоело. Она сняла с полки учебник латыни и латино-русский словарь и велела мне к следующей субботе всё выучить. А в субботу проверила, мы с ней немного покалякали на латыни и вернулись к той немецкой статье…

- Вот так просто? - под смех студентов спросил Артур Маркович. - До субботы выучить?

- Ну да. А что здесь такого? - удивился Саша. - Я к тому времени уже хорошо говорил на итальянском, а латынь по отношению к итальянскому — это примерно как церковно-славянский для русского языка. Довольно понятно, в общем…

- Ну-ка, иди сюда! - смеясь велел Артур Маркович, вытаскивая из своего пузатого, бесформенного портфеля какую-то растрёпанную книжку. - Прочитай-ка нам вслух небольшой отрывок…

Он ткнул пальцем в длинный, на полстраницы абзац какого-то текста на латинском и передал книжку Саше. Тот по диагонали просмотрел страницу и вернул книгу Артуру Марковичу. После этого повернулся лицом к аудитории, опустил голову, слегка нахмурился и начал говорить…

- Феноменально! - воскликнул преподаватель, когда Саша остановился. - У тебя такая хорошая зрительная память?

- У меня вообще память хорошая, а на языки особенно. Я ещё в детстве научился снимать барьер отторжения, и после этого иностранные языки перестали быть для меня проблемой.

- Барьер отторжения? Садись на место. Что это такое? Что ты имеешь в виду?

- Это я для себя так называю. Подсознательное неприятие чужого языка, чужой логики, чужого менталитета. Именно это неприятие, на мой взгляд, мешает по-настоящему погрузиться в чужой язык.

- Ты знаешь и другие языки?

- Знаю. Пять, по-моему…

- Ого! Это какие же?

- Ну… про немецкий и итальянский я уже говорил… - он загнул два пальца на правой руке. - Потом какой?… А! Английский, французский, испанский!… Какой ещё?… А! Узбекский!… Шесть получается. Да, с узбекским шесть. - кивнул он, загнув мизинец на левой руке. - А если ещё латынь посчитать, то семь получается. Угу, семь.

- Не врёшь? - недоверчиво спросил Артур Маркович.

- Не вру. Я же вам только что доказал, что неплохо знаю латынь. Почему вы так недоверчивы?

- Извини, не хотел тебя обидеть. А почему ты в Иняз не пошёл? Или поступал, но провалился?

- А зачем? Пять лет изучать то, что я и без того хорошо знаю? Скучно это. Кроме того, профессия переводчика меня совершенно не интересует. Я хочу стать врачом.


Следующая глава: http://proza.ru/2021/04/22/455