Глава 10. Факт 1. Правильные пчелы

Яков Задонский
                ЧАСТЬ IV. ЭПИГЕНЕТИКА.


Была в СССР писатель – Лия Борисовна Гераскина. Писала, в том числе, для детей сказки. Одна из самых известных «В стране невыученных уроков». Прочесть не довелось, а вот мультфильм одноименный видел.

Есть там такой эпизод. Двоечник Витя Перестукин должен решить грамматическую задачку, где поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать». В зависимости от результата с ним это и произойдет.

В нашем случае гены можно сравнить с фразой из задания для двоечника Вити. А вот расстановкой запятых занимаются эпигенетические факторы.

Каждый несет в своем организме подобную этой фразу – длина не имеет принципиального значения. И в большинстве случаев сам, даже не подозревая об этом, расставляет в ней знаки препинания. Если быть более точным такая расстановка начинается уже во внутриутробном развитии. А сразу после рождения расстановкой знаков, у появившегося на свет существа, занимается мать. Ужасно то, что с матерью еще как-то можно что-то решить, а вот что делать с бабушками и прабабушками? А, оказывается, они тоже причастны к этой процедуре. Тут изменить уже нельзя ничего.

Но что же делать? Неужели все так безысходно?

Об этом мы поговорим в самом конце. А начнем с накопленных фактов. Не всех, но самых ярких.

                Факт №1. Правильные пчелы.


Был в моем распоряжении в свое время сборник произведений нобелевского лауреата Мориса Полидора Мари Бернара Метерлинка (Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlinck). Знаменитую его притчу «Синяя птица» я как-то осилил, а вот на «Жизнь пчел» не нашел времени. И, возможно, напрасно.

Ну, кому они нужны эти пчелы, кроме малочисленной когорты пчеловодов, и какая разница, как там они живут. А в свете темы нашего повествования на жизнь пчел необходимо взглянуть. Есть в их жизни таинственные, необъяснимые моменты.

Пчел, думаю, видели все. Вот эти, что перелетают с цветка на цветок какой-нибудь цветущей акации или вишни, обычные рабочие пчелы. Их жизнь не очень продолжительна – от 6 недель до 6 месяцев. Наполнена тяжелыми бесконечными трудами. Фактически, в семье пчел рабочие пчелы представляют народ. У пчел настоящее народовластие, другими словами, практически идеальная демократия. Все работают в обязательном порядке и без принуждения с утра до вечера и от рождения до смерти.

Во заливает! – решит мой просвещенный читатель. А как же пчелиная матка? А что же делают трутни?

Пчелиная королева или матка обязательная принадлежность пчелиной семьи. Живет она много дольше рабочих пчел, в среднем около пяти лет. Она нужна как символ, знамя или герб конкретной пчелиной семьи. Я уж не знаю, как там обстоят дела с органами чувств пчел, но свою семью, свой улик они опознают только и исключительно по своей королеве. Так, может быть, в пчелиной семье нет никакой демократии? Может быть, пчелиная семья – абсолютная монархия?

Королева, в сравнении с трудовыми пчелами, не работает. Она улей практически не покидает. Ее кормят, чистят, согревают, убирают отходы, т.е. ухаживают за ней, как в лучших пансионатах. А она что же, на печи лежит? Не совсем. Главное, чем занята матка, - воспроизводство потомства, ежедневно и ежечасно, без перерывов на обед. А потомство, которое она производит есть трудовые пчелы. Потому как трудовые пчелы размножаться не могут.

А как же она производит потомство? Откладывает ежедневно до двух тысяч яиц на протяжении всей своей жизни. А перед тем, как отложить, сама же их и оплодотворяет. Фактически, королева представляет собой существенную и саму главную часть фабрики по производству пчел. Как вы понимаете, не царское это дело пахать без перерыва пусть даже на таком экзотическом поприще. Ну, какая это монархия?

А трутни зачем? Трутни – это пчелы мужского пола. Они не заняты ничем. Их также кормят и поят, и ухаживают за ними, как за королевой. Однако трутни – далеко не короли. Жизнь их очень коротка и непримечательна ничем.

Один раз в своей жизни молодая и половозрелая королева участвует в брачном обряде. Она покидает улей и совершает королевский облет в окрестностях. За ней устремляются толпа трутней. Они спариваются по очереди с королевой, но никакого оплодотворения не наступает. Матка запасает семя в специальные цистерны в своем организме, такое количество, что хватает на всю оставшуюся жизнь. А оплодотворение происходит в момент кладки яиц.

А трутни больше не нужны. Назад в улей их не пускают, даже тех, кто не смог принять участие в общении с королевой. Трутни мучительной смертью от холода и голода погибают на подступах к своему бывшему жилищу.

И вот тут начинается самое главное. Матка и рабочие пчелы имеют идентичный набор хромосом – 32 штуки, в которые упакована одинаковая ДНК. А трутни в половину меньше – 16 хромосом, т.е. гаплоидный набор.

Почему так? Яйца, откладываемые королевой, проходя по «родовым» путям оплодотворяются семенем из цистерн. Из таких оплодотворенных яиц развиваются рабочие пчелы или матка. Но часть яиц королева откладывает неоплодотворенными с гаплоидным набором хромосом. Вот из них и развиваются трутни.

А как получается королева или рабочие пчелы?

Из оплодотворенных яиц в сотах вылупливаются личинки. Их кормят рабочие пчелы. Если личинку кормить только исключительно пчелиным молочком, то из личинки вылупливается пчелиная матка. А если личинку первые два дня кормят молочком, а затем медом и пергой, то образуются рабочие пчелы.

Я прошу на этот примечательный факт обратить внимание. Все одинаковое: ДНК, хромосомы, а пчелы разные, совершенно не похожие друг на друга, ни внешне, ни функционально. Все различия достигаются одним способом: характером питания. Т.е. извне, влиянием окружающей среды.

Если кому-то из моих читателей удалось осилить эту главу, он смело может заниматься разведением пчел.

Продолжение http://proza.ru/2021/05/03/384