Обратимся снова к полотну «Неизвестная» И.Н. Крамского: http://proza.ru/2021/04/29/112 (илл.).
К нему придется вернуться еще не раз, а конкретное место – на изо в здешнем тексте. Красным кружком обозначено положение экипажа на карте, иконкой на фото справа – место на площади.
Слева – павильоны Аничкова дворца: сегодня это – Невский проспект, 39 Г и Е.
Но поскольку читать изображение мы привыкли, как письмо – слева направо, то взгляд быстро проскакивает дворец и по диагонали (кромке экипажа) ведёт нас не только к героине, но и за неё – к зданию Александринского театра на заднем плане. Как видно на фото 19 века, Екатерининский сквер справа еще не огорожен, не разросся и не загораживает перспективу театра, как сегодня.
Ничего случайного в картинах Крамского, как правило, не встречается, и можно предположить, что Неизвестная имеет к театру прямое отношение (о костюме см. в части 5-ой ссылка).
Тем более, что как и сам Иван Николаевич, Александринский театр –
тоже утвердитель русского духа, только на сцене.
Найдётся ли близкая по внешности «АЛЕКСАНДРИНКА», служившая в театре в 1883 году?
Справа вверху на ИЗО –
Мария Макаровна ЧЕРНЯВСКАЯ-КУЗНЕЦОВА (1853-91) –
Дебютировала на сцене Александринского театра в 1872 году. В течение шести сезонов играла почти все главные роли опереточного репертуара. В обществе её талант превозносили: всё при ней – голос, внешние данные. Комедии и водевили удавались лучше всего. Кого-то всё это напоминает?.. Я было зажёгся этой версией, но в картине нашлась деталь, которая всё время царапала глаз и отвлекала.
Деталь: PROP NUTS (см. илл.) http://proza.ru/2021/04/29/112
Две «точки света» на флангах – т.н. «prop nuts» – опорные гайки или шарниры, видимо, для поднятия тента коляски. Они композиционно поддерживают центр зрительского интереса – лицо, выстраиваясь в пирамиду с пером на шляпе. Естественное направление взгляда зрителя – из левого нижнего угла картины в область повышенной контрастности. Яркий или очень светлый объект, помещенный на краю картины, может привлечь/отвлечь взгляд зрителя, задержать его. Прибавьте, что 3 белых штриха уходят от проп-ната вправо, что тоже довольно необычно. Массу пересмотрел картин с экипажами французского дизайна, как этот, или английскими. Нигде "гайки" не выписывают, хотя в схемах конструкции – есть. Чудеса.
Возможно, художник намеренно намекает на важность того, что находится рядом?
И что же там, куда ведут нас световые акценты и линии? А там –
ПАМЯТНИК ФАВОРИТИЗМУ:
Екатерина II, памятник 1873 года по эскизу М.О. Микешина.
В картине его нет, но ауру почувствует любой, кому знаком Питер и это конкретное место.
Почти сразу после установки «Катьки» пошли разговоры, мол, место выбрано не случайно.
ТАК И ДОЛЖНА СТОЯТЬ ЛИЦЕМЕРНАЯ РАСПУТНИЦА,
недаром сразу окрестили Катькой, – спиной к искусству, лицом к публичному дому
(на месте Елисеевского магазина по Малой Садовой). Зубоскалили:
– Где стоит такая дама,
позади которой драма,
слева – просвещение,
справа – развлечение?*
Где? Да тот же самый треугольник, в который вписана Неизвестная, только перевёрнутый.
Позади памятника – Александринский театр, слева – Публичная библиотека, справа – Сад отдыха. Теперь это площадь Островского, а прежде, до 1899 года – площадь Александринского театра.
Аничков дворец, поначалу принадлежавший фавориту Елизаветы Петровны, Екатерина II подарила Потёмкину. Во дворце была его библиотека, позже она стала публичной.
Императрица, обещавшая так много свобод и так ловко умевшая свободу прибрать к рукам, Екатерина – у ног которой, среди великих умов, притулился и руководитель тогдашней Академии художеств Бецкой – символ помощнее, чем павильон Аничкова дворца. Разместить памятник непосредственно на полотне было бы слишком лобово. Но Крамской вполне внятно направляет зрителя точками света.
Нет, «Неизвестная» – это не «Пара гнедых», не романс о порочной девице, –
возможно, это песнь о талантах, попираемых властью, о власти, требующей от таланта угождения? О фаворитизме как явлении, мутными кругами которого «высочайшая похоть» подминает дарования и губит жизни. Тогда речь должна идти не просто об актрисе-александринке, а об актрисе выдающейся, об истории трагической.
Такую знаю только одну.
ВАРВАРА НИКОЛАЕВНА АСЕНКОВА (1817-41)
(Слева вверху: портрет Асенковой работы В.И. Гау.)
Сказать по совести, советский фильм «Зелёная карета» так популяризировал образ этой замечательной актрисы, что именно её надо было бы поставить впереди всех версий. Почему?
По той простой причине, что судьба её – судьба Крамского.
Талант, недооценённый современниками. Недораскрывшийся так, как он того желал и заслуживал. Асенкова, как известно, жаждала глубоких драматических ролей, а благоволивший к ней государь желал её видеть в водевилях, сгорела в 24 года. Ну, и вспомните Монро из первой части очерка http://proza.ru/2021/04/28/187? Ведь и её «подтягивали» под стандарт мужских ожиданий. Мэрилин Монро погибла разве не подобно Асенковой? Пыталась и не сумела доказать своё право на высокодраматические роли.
Так что образ Неизвестной (НЕДОизвестной) не потеряет актуальности ни в двадцатом веке, ни позже.
История Асенковой – большая статья Евгения Пучкова 2: http://proza.ru/2015/03/29/1588
Уж конечно, актриса-бунтарка против навязываемого императором амплуа куда интереснее как прообраз, чем какая бы-то ни было любовница-княжна. Для художника интереснее, ближе. Они оба – артисты, которые вынуждены работать и зарабатывать не всегда тем, что хочется, а что заказчик, случай, рынок потребует. Эх, как злободневность глянула с полотна…
Вспомним и бунт 14-ти выпускников Академии художеств против насилия над творческой личностью, не желающих писать по указке сверху.
Асенкова, будь она художница, – чем не пятнадцатая?
Во взгляде Неизвестной – не вызов кокотки, это вызов бунтарки против высочайшей похоти. Против тех, кто норовит не только и не столько поиметь тело, а талант поиметь, чтоб ты, Артист, «по-ихнему» плясал, да чтоб ноги повыше вскидывал. Это да, это рассуждение-заноза по духу – Крамской, что мы видели в пятой части и еще увидим в последующих.
Варвара Асенкова, по моему мнению – вполне допустимый прообраз «Неизвестной», а живым напоминанием о нём для автора картины могла стать М. Чернявская-Кузнецова, того же амплуа.
И на этой версии можно бы успокоиться,
но как обойти чрезвычайно странное свидетельство,
представленное одним из ближайших Крамскому соратников-передвижников?
Продолжение следует.
==============================================
Другие источники:
https://history.wikireading.ru/239566 – актрисы Петербурга - нравы.
https://mydocx.ru/4-17907.html