Предыдущая Часть 1 http://proza.ru/2021/06/08/4
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ЛИЦЕЕ
Их было 30 человек – мальчиков из дворянских семей. Никто даже не подозревал, что среди них есть избранник богов, и что эта лицейская жизнь озарится светом его гения.
На открытии Лицея присутствовал Император со своим окружением. Возле стола, покрытом красным сукном с золотой бахромой, где лежала высочайшая грамота, в три ряда стояли мальчики.
Приглашены были все высшие сановники и педагоги из Петербурга. Во время представления виновники торжества подходили к столу и неловко кланялись императору.
Вечером был дан торжественный ужин с великолепным десертом. А позже мальчики, совсем еще дети, сбросив парадную одежду, играли во дворе в снежки. Так завершился день 19 октября 1811 года, ставший праздничным днем Лицея.
Поступив учиться двенадцатилетним ребенком, с туманными литературными стремлениями и задатками, и пробыв безвыездно шесть лет в Царском Селе, он вышел поэтом. В Лицее Пушкин написал 130 стихотворений.
БЫТ ЛИЦЕЯ
Все подробности лицейского быта, весь строй жизни, само помещение Лицея в одном из флигелей Царскосельского дворца бок о бок с царской семьей, все придавало в глазах общества России того времени особую значимость. Даже само название «ЛИЦЕЙ» выделяло его из ряда других учебных заведений.
У многих лицеистов, прежде всего у Саши, домашняя жизнь была гораздо беспорядочнее, теснее, скученней. А тут было просторное, светлое дворцовое помещение, которое вмещало огромную столовую, конференц-зал, классы, физический кабинет, библиотеку, читальню и больницу.
В верхнем этаже были спальни, в каждой стояла кровать, комод, умывальник, конторка с чернильницей – знак того, что воспитанники имеют право уходить к себе заниматься.
Спальни были номерованные, и лицеисты часто звали друг друга по номерам. Пушкин был номер 14, рядом с ним был его верный друг Пущин номер 15.
Общие комнаты освещались масляными лампами, на то время просто роскошь - такие лампы горели только во дворцах.
Лицеистов отлично кормили. Парадная форма была просто шикарная, да и рабочая шилась индивидуально. Вокруг Лицея были парки, сады, много простора и для ребяческих забав, и для юношеских мечтаний.
НОВШЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ЛИЦЕИСТОВ
Новшеством на то время было то, что в Лицее не применялись физические наказания за провинности, хотя в школах России это было распространенное и обычное явление.
Также была грамотно составлена система воспитания лицеистов: для прогулок, игр, физических упражнений впервые отводилось гораздо больше времени и внимания.
Для меня лично остался открытым вопрос, как было поставлено в Лицее трудовое воспитание, и было ли? Нахожу в текстах разных изданий, что гувернеры чистили одежду лицеистов, убирали в помещениях и подавали еду.
Жизнь текла размеренно, согласно расписания, вставали все по звонку в 6 часов, одевались и шли на утреннюю молитву в зал. День заканчивался в 22 часа, также вечерней молитвой.
Пушкин на всю жизнь сохранил привычку рано вставать, утро было его рабочим временем. Несмотря на то, что установленный порядок соблюдался строго, лицеисты не чувствовали себя, как в тисках.
В письмах домой они писали примерно так: «Никогда не сидим, кто хочет, учится, кто хочет, гуляет. Благодаря Богу, у нас царствует свобода, а свобода – дело золотое».
Летом лицеисты были с утра до вечера в саду, который был прекрасен, лучше всех парков Петербурга. Зимой проводили свободное время за чтением книг.
Любимым занятием было ставить театр, без страха шутили с преподавателями. Остроты, молодость, смех…
ДИРЕКТОР ЛИЦЕЯ
Известно, что многое зависело от руководителя Лицея. При директоре Энгельгардте по вечерам устраивались чтения в зале, в которых он лично принимал активное участие.
Лицеисты были также вхожи в его дом, где знакомились с обычаями света, ожидавшими их за порогом Лицея, находили там приятное женское общество.
Летом директор вместе с учениками совершал дальние, иногда двухдневные прогулки по окрестностям.
Зимой для развлечения ездили на нескольких тройках за город, завтракать или пить чай в праздничные дни, в саду катались с гор и на коньках.
Во всех этих увеселениях участвовал не только директор, но и всё его семейство, близкие ему дамы и девицы, иногда и приезжавшие родные учеников.
Одним словом, директор понимал, что запрещенный плод – опасная приманка, и что свобода, руководимая опытной дружбой, останавливает юношу от многих ошибок.
НАУЧНАЯ ЧАСТЬ
Хорошо, даже с размахом, была поставлена научная часть, лицеистов хотели научить решительно всему.
Психология, военные науки, политическая экономия, эстетика, энциклопедия права, математика, французская и немецкая риторика, история, география, статистика, латынь, русская словесность, рисование, фехтование, танцы, верховая езда, и по возможности, архитектура и перспектива как искусство, в общежитии необходимое.
Все видели, что Саша опережал сверстников по начитанности и умению запоминать. Учился он легко, вернее, совсем не учился, а брал памятью.
Но некоторыми науками он так и не овладел. Высшая отметка, «единица», была у Пушкина только за поэзию и словесность, а за все остальные «четыре», предпоследний балл снизу. Особенно не давалась ему математика.
За шесть лет лицеисты многому научились. Главное, на всю жизнь они получили прививку любознательности к знаниям, литературе, книгам.
Их не мучили уроками, самостоятельная умственная жизнь не преследовалась, а поощрялась.
Состав наставников был подобран исключительно удачно. Хотя непросто и нелегко было найти в неграмотной стране образованных, даровитых педагогов.
Ученье на Руси только начиналось, в тот период страна особо не славилась ни русскими учеными, ни русским литературным языком.
Все шесть лет в Лицее сольются для лицеистов в единое, радостное, цельное воспоминание, которое Пушкин так солнечно выразил в своих стихах.
СЛАДОСТЬ ВДОХНОВЕНИЯ
Не только Пушкин, но и его товарищи рано созрели. Непрерывный этот рост совпал с развитием Империи, с расцветом всенародного русского творчества.
Почти все лицеисты писали стихи. Любовь к литературе, склонность к стихосложению считались необходимым признаком образованности. Писательство было модой и потребностью.
Манией сочинительства был заражен весь Лицей, независимо от Богом каждому данных дарований.
Писали лицеисты, писали их наставники, писали даже лицейские сторожа.
Создавались литературные кружки, выпускались журналы и газеты.
Не над серой посредственностью, а над яркой толпой талантливых юношей, полных умственных запросов, поднялся Поэт.
Трудно по воспоминаниям и рассказам современников восстановить внутренний облик юного Пушкина.
Легче найти подлинного Пушкина в его стихах и прозе. Как всякий великий художник, он раскрыл себя в своих творениях.
«Каким веселым звонким смехом залился бы на весь Лицей Пушкин, если бы ему сказали, что много ученых страниц будет напечатано о двенадцати строчках его стихотворения «Роза». Что почтенные профессора и важные академики будут ломать свои напыщенные книжной мудростью головы над каждой строкой его произведений»*.
Никто лучше Пушкина не описал таинства рождения стиха:
Задумаюсь, взмахну руками
На рифмах вдруг заговорю
Пушкин постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал «народные песни», точил на всех эпиграммы. Естественно, он был во главе литературного движения.
Известен тот публичный экзамен, когда юный поэт с необыкновенным оживлением прочитал свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», и Державин, державным своим благословением, увенчал юного поэта.
Пущин вспоминает: «Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать Пушкина и осенил кудрявую его голову, мы все, под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, его не было: он убежал… »*.
Это был поэтический взлет и триумф ВДОХНОВЕНИЯ!
ГОГЕЛЬ-МОГЕЛЬ***
История, которая сохранилась в летописях Лицея. Однажды Пушкин и его два друга Пущин и Малиновский затеяли выпивку, достали бутылку рома, добыли яиц, натолкли сахару.
Технология приготовления «гогель-могеля» мне, лично, осталась неизвестна, только происходило это у кипящего самовара, где собралась оживленная компания.
Когда дежурный заметил неладное, бросающуюся в глаза веселость лицеистов, начались расспросы. Пушкин и два друга приняли всю вину на себя.
Дошло дело даже до министра и рассматривалось на конференции, где постановили: 1. – две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы. 2 - Сместить на последние места за столом (на этом конце стола раздавались кушанья гувернерам). 3 - Занести фамилии в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске.
Первый пункт наказания был выполнен буквально, второй – смягчился со временем.
А по третьему пункту директор Энгельгардт стал доказывать членам комиссии, что давнишняя шалость, за которую тогда уже было взыскано, не должна иметь влияния на всю будущность после выпуска.
Все согласились, и черная книга, где была за шесть лет учебы всего лишь одна эта запись, сдана в архив.
ПОЦЕЛУЙ
Нередко шумной веселой толпой лицеисты ходили по дворцовому коридору послушать полковую музыку у царских ворот.
Проходили мимо комнат, занимаемых фрейлинами императрицы, где случалось при встречах в темных переходах коридора полюбезничать с хорошенькой горничной Наташей.
Однажды во время такого движения Пушкин услышал в темноте шорох платья, вообразил, что это должна быть Наташа, и самым невинным образом бросился ее поцеловать.
В эту минуту отворилась дверь и осветила эту сцену – перед ним стояла княжна Волконская.
Пушкин был в сильнейшем смятении, не знал, как ему поступить?!
Намеревался писать письмо с извинениями. Но дело уже дошло до государя, тот пришел к директору Энгельгардту.
- Что ж это будет? – говорил царь. – Твои воспитанники не только снимают через забор мои наливные яблоки, но теперь уже не дают проходу фрейлинам жены моей!
Директор, как мог, старался смягчить вину Пушкина, сказал, что тот «бедный, в отчаянии», уже наказан и просит написать извинительное письмо.
Государь на это сказал:
- Пусть пишет, уж так и быть, беру на себя адвокатство за Пушкина, но скажи ему, чтоб это было в последний раз.
Затем, улыбаясь, шепнул тому на ушкО:
- Старая дева, быть может, в восторге от ошибки молодого человека, между нами говоря.
Ничего пошлого и грязного в Александре не было, больше склонность к шаловливой детскости. И в дружбе, и даже во влюбленностях его, преобладало скорее поэтическое увлечение, что, впрочем, и отразилось в поэзии Поэта.
* По документальным материалам Ариадны Тырковой-Вильямс "Пушкин".
** По книге И.И. Пущина «Записки о Пушкине. Письма»
*** - Гоголь-моголь - десертный напиток, который использовали в качестве лекарства при простуде. Разбивали яйцо, отделяя желток от белка, затем растирали желток с сахарным песком, а белок взбивали до пышной массы, в которую аккуратно выливали желток.