Воспитание Александра Пушкина в Лицее Часть 2

Лидия Мнацаканова
Предыдущая Часть 1 http://proza.ru/2021/06/08/4

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ЛИЦЕЕ
 
Их было 30 человек – мальчиков из дворянских семей. Никто даже не подозревал, что среди них есть избранник богов, и что эта лицейская жизнь озарится светом его гения. 

На открытии Лицея присутствовал Император со своим окружением. Возле стола,  покрытом красным сукном с золотой бахромой, где лежала высочайшая грамота,  в три ряда стояли мальчики.

Приглашены были все высшие сановники и педагоги из Петербурга. Во время представления виновники торжества подходили к столу и неловко кланялись императору. 

Вечером был дан торжественный ужин с великолепным десертом. А позже мальчики, совсем еще дети, сбросив парадную одежду,  играли во дворе в снежки. Так завершился день 19 октября 1811 года, ставший праздничным днем Лицея.
 
Поступив учиться двенадцатилетним  ребенком, с туманными литературными стремлениями и задатками, и пробыв безвыездно шесть лет в Царском Селе, он  вышел поэтом. В Лицее Пушкин  написал 130 стихотворений. 

БЫТ ЛИЦЕЯ

Все подробности лицейского быта, весь строй жизни, само помещение Лицея в одном из флигелей Царскосельского дворца бок о бок с царской семьей,  все придавало в глазах общества России того времени особую значимость. Даже само название «ЛИЦЕЙ» выделяло его из ряда других учебных заведений.

У многих лицеистов, прежде всего у Саши, домашняя жизнь была  гораздо беспорядочнее, теснее, скученней. А тут было просторное, светлое дворцовое помещение, которое вмещало огромную столовую, конференц-зал, классы, физический кабинет, библиотеку, читальню и больницу.

В верхнем  этаже были спальни, в каждой стояла кровать, комод, умывальник, конторка с чернильницей – знак того, что воспитанники имеют право уходить к себе заниматься.

Спальни были номерованные,  и лицеисты часто звали друг друга по номерам. Пушкин был номер 14, рядом с ним был его верный друг Пущин номер 15. 

Общие комнаты освещались масляными лампами, на то время просто роскошь - такие лампы горели только во дворцах.

Лицеистов отлично кормили. Парадная форма была просто шикарная, да и рабочая шилась индивидуально. Вокруг Лицея были парки, сады, много простора  и для ребяческих забав, и для юношеских мечтаний.
 
НОВШЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ЛИЦЕИСТОВ

Новшеством на то время  было то, что в Лицее не применялись физические наказания за провинности, хотя  в школах России это было  распространенное и обычное явление.
 
Также была грамотно составлена система воспитания лицеистов: для прогулок, игр,  физических упражнений впервые отводилось гораздо больше времени и внимания. 

Для меня лично остался открытым вопрос, как было поставлено в Лицее трудовое воспитание, и было ли? Нахожу в текстах разных изданий, что гувернеры чистили одежду лицеистов, убирали в помещениях и подавали еду.

Жизнь текла размеренно, согласно расписания,  вставали все по звонку в 6 часов, одевались и шли на утреннюю молитву в зал. День заканчивался в 22 часа, также  вечерней молитвой. 

Пушкин на всю жизнь сохранил привычку рано вставать, утро было его рабочим временем.  Несмотря на то, что установленный порядок соблюдался строго,  лицеисты не чувствовали себя, как в тисках.

В письмах домой они писали примерно так: «Никогда не сидим, кто хочет, учится, кто хочет,  гуляет. Благодаря Богу, у нас царствует свобода, а свобода – дело золотое».

Летом лицеисты были с утра до вечера в саду, который был прекрасен, лучше всех парков Петербурга.  Зимой проводили свободное время за чтением книг.

Любимым занятием было ставить  театр,  без страха  шутили с преподавателями.  Остроты, молодость, смех…

ДИРЕКТОР ЛИЦЕЯ

Известно, что многое зависело от руководителя Лицея. При директоре Энгельгардте по вечерам устраивались чтения в зале, в которых он лично принимал активное участие.

Лицеисты были также вхожи в его дом, где знакомились с обычаями света, ожидавшими их за порогом Лицея, находили там приятное женское общество.

Летом директор вместе с учениками совершал дальние, иногда двухдневные  прогулки по окрестностям.

Зимой для развлечения ездили на нескольких тройках за город, завтракать или пить чай в праздничные дни, в саду  катались с гор и на коньках.

Во  всех этих увеселениях участвовал не только директор, но и всё его семейство, близкие ему дамы и девицы, иногда и приезжавшие родные учеников.

Одним словом, директор понимал, что запрещенный плод – опасная приманка, и что свобода, руководимая опытной дружбой, останавливает юношу от многих ошибок. 

НАУЧНАЯ ЧАСТЬ

Хорошо, даже с размахом, была поставлена научная часть, лицеистов хотели научить решительно всему.

Психология, военные науки, политическая экономия, эстетика, энциклопедия права, математика, французская и немецкая риторика, история, география, статистика, латынь, русская словесность, рисование, фехтование, танцы, верховая езда, и по возможности, архитектура и перспектива как искусство, в общежитии необходимое.
 
Все видели, что Саша опережал сверстников  по начитанности и умению запоминать.  Учился он легко, вернее, совсем не учился, а брал памятью.

Но некоторыми науками он так и не овладел. Высшая отметка, «единица», была у Пушкина только за поэзию и словесность, а за все остальные «четыре», предпоследний балл снизу. Особенно не давалась ему математика.

За шесть лет лицеисты многому научились. Главное, на всю жизнь они получили прививку любознательности к знаниям, литературе, книгам. 

Их не мучили уроками, самостоятельная умственная жизнь не преследовалась, а поощрялась.

Состав наставников был подобран исключительно удачно. Хотя непросто и нелегко было найти в неграмотной стране образованных, даровитых педагогов.

Ученье на Руси только начиналось, в тот период страна особо не славилась ни русскими учеными, ни русским литературным языком.
 
Все шесть лет в Лицее сольются для лицеистов в единое, радостное, цельное воспоминание, которое Пушкин так солнечно выразил в своих стихах.

СЛАДОСТЬ ВДОХНОВЕНИЯ

Не только Пушкин, но и его товарищи рано созрели. Непрерывный этот рост  совпал с развитием  Империи, с расцветом всенародного русского творчества. 

Почти все лицеисты писали стихи. Любовь к литературе, склонность к стихосложению считались необходимым признаком образованности. Писательство было модой и потребностью.

Манией сочинительства был заражен весь Лицей, независимо от Богом каждому данных дарований.

Писали лицеисты, писали их наставники, писали даже лицейские сторожа.
Создавались литературные кружки, выпускались журналы и газеты.

Не над серой посредственностью, а над яркой толпой  талантливых юношей, полных умственных запросов, поднялся Поэт. 

Трудно по воспоминаниям и рассказам современников восстановить внутренний облик юного Пушкина.

Легче найти подлинного Пушкина в его стихах и прозе. Как всякий великий художник, он раскрыл себя в своих творениях.

«Каким веселым звонким смехом залился бы на весь Лицей Пушкин, если бы ему сказали, что  много ученых страниц будет напечатано о двенадцати строчках его стихотворения «Роза». Что почтенные профессора и важные академики будут ломать свои напыщенные книжной мудростью головы над каждой строкой его произведений»*.
 
Никто лучше Пушкина не описал  таинства рождения стиха:
Задумаюсь, взмахну руками
На рифмах вдруг заговорю

Пушкин постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал «народные песни», точил на всех эпиграммы. Естественно, он был во главе литературного движения.

Известен  тот публичный экзамен, когда юный поэт  с необыкновенным оживлением прочитал свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе», и  Державин, державным своим благословением, увенчал юного поэта.

Пущин вспоминает: «Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать Пушкина и осенил кудрявую его голову, мы все, под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, его не было: он убежал… »*.

Это был поэтический взлет и триумф ВДОХНОВЕНИЯ!

ГОГЕЛЬ-МОГЕЛЬ***

История, которая сохранилась в летописях Лицея. Однажды Пушкин и его два друга Пущин и Малиновский затеяли выпивку, достали бутылку рома, добыли яиц, натолкли сахару.

Технология приготовления «гогель-могеля» мне, лично, осталась неизвестна, только происходило это у кипящего самовара, где собралась оживленная компания.

Когда дежурный заметил неладное, бросающуюся в глаза веселость лицеистов,  начались  расспросы.  Пушкин и два друга приняли всю вину на себя.

Дошло дело даже до министра и рассматривалось на конференции, где постановили: 1. – две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы. 2 - Сместить на последние места за столом (на этом конце стола раздавались кушанья гувернерам). 3 -  Занести фамилии в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске.

Первый пункт наказания был  выполнен буквально, второй – смягчился со временем.

А по третьему пункту директор Энгельгардт стал доказывать членам  комиссии, что давнишняя шалость, за которую тогда уже было взыскано, не должна иметь влияния на всю будущность после выпуска.

Все согласились, и черная книга, где была за шесть лет учебы всего лишь одна эта запись, сдана в архив.

ПОЦЕЛУЙ

Нередко шумной веселой толпой лицеисты ходили по дворцовому коридору послушать полковую музыку  у царских ворот.

Проходили мимо комнат, занимаемых фрейлинами императрицы, где случалось при встречах в темных переходах коридора полюбезничать с хорошенькой горничной Наташей.

Однажды во время такого движения Пушкин услышал в темноте шорох платья, вообразил, что это должна быть Наташа, и самым невинным образом бросился ее поцеловать. 

В эту минуту отворилась дверь и осветила эту сцену – перед ним стояла княжна Волконская.

Пушкин был в сильнейшем смятении, не знал, как ему поступить?!

Намеревался писать письмо с извинениями. Но дело уже дошло до государя, тот пришел к директору Энгельгардту.

- Что ж это будет? – говорил царь. – Твои воспитанники не только снимают через забор мои наливные яблоки, но теперь уже не дают проходу фрейлинам жены моей! 

Директор, как мог, старался смягчить вину Пушкина, сказал, что тот «бедный, в отчаянии», уже наказан и просит написать извинительное письмо.

Государь на это сказал:
- Пусть пишет, уж так и быть, беру на себя адвокатство за Пушкина, но скажи ему, чтоб это было в последний раз.

Затем, улыбаясь, шепнул тому на ушкО:
- Старая дева, быть может, в восторге от ошибки молодого человека, между нами говоря.

Ничего пошлого и грязного в Александре не было, больше склонность к шаловливой детскости. И в дружбе, и даже во влюбленностях его,  преобладало скорее поэтическое увлечение, что, впрочем, и отразилось в поэзии Поэта.


 
*     По документальным материалам Ариадны Тырковой-Вильямс  "Пушкин".   
**     По книге И.И. Пущина  «Записки о Пушкине. Письма»

*** - Гоголь-моголь - десертный напиток, который использовали в качестве лекарства при простуде. Разбивали яйцо, отделяя желток от белка, затем растирали желток с сахарным песком, а белок взбивали до пышной массы, в которую аккуратно выливали желток.