Через некоторое время наш состав начал меняться. Сялин играл недолго, да и непостоянно. Постепенно пришли новые участники ансамбля. Вместо Сялина стал играть Олег Бурнашов из нашего класса, а на ударниках – Витя Макаров, брат нашего одноклассника Юры Макарова. Я же в-основном пел, то есть, как тогда говорили, был солистом. Позже, правда, постоянно пел на танцах, аккомпанируя себе на гитаре. Иногда это здорово выручало.
Дело в том, что, несмотря на то, что Дом культуры был новый, аппаратура в нем была старенькая. И не вина была в этом директора, а беда, причем общая беда всех сельских Домов культуры. Мало того, что тогда не было достаточного финансирования по статьям, направленным на улучшение материальн-технической базы, но и, даже при наличии средств (я не говорю про «чёрный нал», которого в сельском ДК не могло быть) взять эту аппаратуру было просто негде. Я, когда пошел в армию, в 1981 году, в поселке Княжпогост (сегодня поселок Емва), увидел на эстраде в кафе, куда нас водили один раз в день поесть горячего, аппаратуру «Marshall» и понял, что еще ничего в этой жизни не видел.
В распоряжении ансамбля был тогда ламповый усилитель УМ-50 с кинаповской колонкой, который был задействован на бас-гитару, усилитель ТУ-100 и полупроводниковые усилители Электрон-103, а позже еще Электрон-104 с довольно-таки слабыми акустическими системами, с которыми они шли в комплекте.
Мы эту аппаратуру, бывало, латали, как могли, сами. Я помню случай, когда на танцах у нас загорелся усилитель УМ-50. Причем, он не перестал работать сразу, а мощное сопротивление внизу корпуса (а нижняя крышка-поддон была давно с него снята) раскалилось докрасна и перегорело на наших глазах ярким пламенем. Пришлось срочно его отключать, отсоединять и бежать с ним в инструменталку паять другое сопротивление, причем ни схемы, ни времени на подбор и раздумье практически не было. Но как-то повезло, сделали наобум и играли дальше. А пока ремонтировали аппаратуру, чтобы не останавливать танцы (а магнитофон тогда был не в моде для таких случаев), я оставался вдвоем с ударником, и мы играли с ним спокойные медленные танцы – несколько раз подряд.
Вообще-то, тогда было принято играть на танцах так: чередовать каждый танец - быстрый и медленный (иногда еще вальс), но приходилось выходить из сложной ситуации и так, как я написал выше. Честно говоря, мы не раз так поступали, и не всегда из-за поломок аппаратуры, просто попеременно отдыхали так за длинный вечер.
Самое убогое, что тогда было в аппаратуре, это даже не дубовые гитары и не слабые усилители. Самыми убогими были микрофоны. Стойки микрофонов были сделаны из простого круглого черного железа, с приваренными для устойчивости ножками. Сами же микрофоны прикручивались к этим железякам намертво изолентой или, если была необходимость в снятии, какими-то резинками, и были по сути своей ничем иным, чем бытовыми микрофонами для магнитофонной записи МД-200.
А вот если смотреть на инструменты, то все было не так плохо. Во-первых, был очень неплохой бас. Я имею в виду бас-гитару производства Ростовской фабрики музыкальных инструментов. Во-вторых, была неплохая полуакустическая ритм-гитара, типа ленинградской «Марии». Вообще-то гитары этой серии не хвалят, но и плохого ничего в них нет. Все лучше, чем «Аэлиты» и «Уралы», которые лежали в шкафу нашей инструменталки без движения несколько лет. А, в-третьих, была отличная соло-гитара «Тоника», по-моему, Свердловской фабрики инструментов. Кстати, довольно таки тяжелая гитара, так натаскаешься за вечер (за танцы) – плечо устает.
Ионика наша «Юность-70», конечно, была старовата, но у нас все равно не было постоянного клавишника, так что все это можно было пережить, а вот ударник состоял тогда из одного малого барабана, тарелок хай-хэт, и большой тарелки, что конечно было очень мало для ансамбля, только для поддержания ритма, но никак не для исполнения своей партии. Для того чтобы выбить себе ударную установку, что мы только не делали – ездили в район, писали письма и даже один раз ездили с Васей Сизевым (он тогда занимался комсомольской работой) в Сыктывкар в ЦК ВЛКСМ Коми АССР. Не знаю, что в конечном итоге помогло, но Дому культуры все-таки дали малую ударную установку – с бас-барабаном, напольными и навесными том-томами (название барабанов), правда, все это было б/у, но это было не так важно.
Фото: Соло-гитара "Тоника". Именно такая у нас и была. Фото из доступных источников Интернета
Продолжение - http://proza.ru/2021/06/16/539