VIII. Гл-21. Допуск на Мораву. - Львов

Геннадий Чергизов
   *** Малая Авиация.Часть-2 ***

     Позвонил Валентин Турецкий, спросил, - не желаю ли я получить «допуск» на Мораву!? Я желал. Он рассказал, что общий наш знакомый из Львова, энергичный и вездесущий Гена Х., организует у себя в аэроклубе подо Львовом получение такого допуска. Созвонился я с Геной и выяснил, что уже с прошлого года он готовил это «мероприятие», - договорился с варшавским лётным центром про теоретическое обучение на Мораву пилотов из Украины, провёл в нашем авиационном Департаменте процедуру признания этого Центра, договорился с Польским авиационным национальным органом о приезде во Львов пилота-инспектора для лётной проверки на получения допуска к полётам на Мораве.
 
     Надо только приехать во Львов с определённой суммой американских «рублей». Определились с датой приезда и списком наших кандидатов н получение этого допуска. В нашем списке оказался я, Валентин Турецкий, ещё один знакомый пилот из Мелитополя, товарищ Валентина. Изъявил желание получить допуск и Саня Завгородний, всё так же желавший стать личным пилотом своего шефа на Мораве. Говорил я ему, что это не совсем для него реально, но он был и в душе, и в жизни оптимистичным авантюристом. Он тоже «записался».

     Едем поездом во Львов, едет с нами и Радек. Это Валентин его пригласил в «команду поддержки». Встретил нас Гена Х., разместились на какой-то базе отдыха подо Львовом. Познакомились там с хозяином этой базы, а заодно и владельцем ещё одной Моравы. Из львовян допуск на Мораву будут получать Гена Х. и пилот Моравы хозяина базы, интересная личность, мы с ним вскоре познакомились. Бывший гражданский пилот, энергичный мужичок возрастом под семьдесят лет. Он сейчас в местном аэроклубе летает на Мораве, «по-партизански», конечно, как и Гена Х.. Как, впрочем, и все остальные на Украине, кроме Радека. Интересно, что ещё в шестидесятых годах, нелишне сказать, - прошлого века, он летал на Мораве во Львовском аэропорту и, кстати, общий налёт у него, страшно подумать, - более двадцати тысяч часов!
 
     А ещё узнал я от него, тесен мир, что он знает по Львовскому аэропорту моего однокашника и товарища по Гудауте, Юру Клима. Оказывается, тот после увольнения из армии, вернувшись домой во Львов, стал летать здесь на Ил-18. А сейчас Юра председатель гаражного кооператива в авиагородке. Вот так неожиданно получаешь известия о своих однокашниках.

     Собрались мы вечером всей дружно компанией за большим столом на природе в этой базе отдыха, хорошо посидели, обсудили предстоящее мероприятие. Гена Х. ввёл нас в курс всего этого мероприятия в подробностях. Оказалось, что, благодаря неуёмной энергии Гены, мы уже «прошли» теоретический курс обучения в варшавском авиационном центре, где начальник Вацлав К., тот самый, который и пригонял Мораву в Запорожье. И снова на ум приходит, - как тесен мир, особенно авиационный. Через пару дней должен прилететь из Варшавы пилот-инспектор польской авиакомпании ЛОТ и примет у нас лётный экзамен, самый натуральный. Мы должны будем выполнить с ним по два полёта. А посему надо подготовиться, Гена предлагает завтра полетать на его Мораве с Радеком. Вот и Радек сильно пригодился. Из всей «нашей» запорожской команды только Валентин и я реально летали на Мораве, мелитопольский пилот, летавший на Ан-26, может и «проскочит» А вот Саня Завгородий отпал сразу. Хотя, он на что-то надеется. Вот авантюрист-оптимист!

     На следующее утро поехали мы на аэроклубовский аэродром Цунев, это километров 30 от Львова. Живописные места, простор. На аэродроме довольно много самолётов, - штук шесть Як-52 стоит, пара штук Ан-2, Вильга, планеры. Отдельно «личный уголок» Гены Х., - на чистенькой бетонной площадке стоит сине-белый Як-12А с бортовым номером UR-GENA. Рядом аккуратно расположено всякое авиационно-техническое имущество и стоит большой металлический ящик-бокс. Заглянули в открытую кабину, здесь тоже идеальная чистота, всё подкрашено, среди приборов вижу добавленное кое-какое оборудование, - импортная сдвоенная радиостанция, VOR, что-то ещё. На борту много разных наклеек, из которых видно, что Гена посещал разные польские авиационные мероприятия. Тут же знак «АОПА – Украина – Президент». Да, ведь Гена ко всему прочему один из президентов АОПА-Украина. В данный момент в малой авиации Украины такое вот «двоевластие», - избрано было вместо одного Президента два Сопрезидента. Гена Х. и Юра Я.   
     Ещё на борту красуется и имя с фамилией на латинице. Скромно и со вкусом.  Просто образцовое содержание самолёта. Молодец, Гена Х., что тут скажешь. Все бы так.
     Пошли осматривать Мораву L-200D с бортовым номером UR-OKPL, на которой предстоит летать, - хорошая покраска, много информативных полезных надписей на русском языке. Валентин сразу начал их фоткать, видно хочет и на свою Мораву нанести.

     Решили, что Радек слетает со всеми «кандидатами» по очереди. Так и сделали. Лётное поле в Цуневе отличное, - ровное, приличной ширины и почти два километр длиной. Полетали под руководством Радека по кругу, вспомнили, мелитопольский товарищ первый раз слетал. Мы готовы.

     Узнаём от Гены, что прилетает завтра пилот –инспектор с товарищем из Варшавы на Цессне, и за этот прилёт нам надо ещё скинуться и добавить ровно одну тысячу американских «рублей». Сам лётный экзамен на обойдётся где-то по 200 «баксов».
     На следующее утро встретили на аэродроме беленькую Цессну с польской
регистрацией SP-KMO. Познакомились с «пилотом экзаменатором LKE», солидным дядькой по имени Анджей Снег. (Andrzej Snieg - capt.instr. pilot – LOT).

     Он немного говорил по-русски, но в основном за переводчика был Гена Х. Мы о себе ему рассказали, он нам про себя. С большим интересом разглядывали мы его документ, аналог нашего «додатка», в котором были перечислены все типы и модели самолётов на которых он может проверять и давать допуска пилотам. Это была «гармошка», длиной более полуметра. Там было, наверное, более ста допусков!

     Сделали мы с поляком-инспектором по два полёта по кругу, первая посадка без закрылков, во втором полёте он отключал один двигатель после четвёртого разворота. Приходилось сильно потеть! Но, ничего, - на удивление, все справились! Откровенно говоря, мы не думали, что придётся реально садиться без закрылков и, тем более, с одним выключенным двигателем. А поляку-инспектору, наверное, хотелось посмотреть, насколько «тонка наша кишка». Можно сказать, что …не посрамили!

     Улетел инспектор в Варшаву, мы «отметили» сдачу. На следующий день перед вокзалом заехали в офис Гены Х., - чем-то он там занимается в области кабельного телевидения. В офисе у него целый арсенал, - автоматы ППШ и АКМ, пулемёт Максим, ещё какой-то непонятный автомат с деревянным прикладом, коротким стволом и прямым рожком, может английский!? Настоящие они или макеты, было не очень понятно. Мы шутили:
     - Ты, это, Гена, не из дедовского схрона достал?
(Несколько лет спустя, когда Бандера станет украинским героем, Гена скажет, учитывая свои еврейские корни, что он …«жидобандеровец»! Насколько в этой шутке будет шутки, не очень понятно…)

     Вот мы уже садимся в поезд «Львів – Київ» со знаменательным названием «Галичина»! Теперь ждём отмашку от Гены Х., чтобы ехать в Департамент получать отметку в «додаток» о новом допуске.

     Дней через десять по звонку из Львова едем в Киев и в Департаменте получаем допуск к «полётам на многомоторных самолётах наземного базирования - MEP (L) - 450х5».

  - на фото:
          - аэр. Цунев -2007г. Стоят у Моравы (слева-направо): …, Радек, Валентин, инспектор Анджей и я.
             - фото автора.

12.07.2021 – Севастополь.

Продолжение:
    http://proza.ru/2021/07/17/1464