Часть III. Глава 3. Учитель, милый, взявши в руку

Ася Котляр
16 марта 2014 Скажите, кто-нибудь из вас читал электронный школьный журнал? Может быть, вы думаете, что я ошиблась? Нет! Это не ошибка: я читаю электронный журнал и как учитель, и как мама нашего младшего сына Дани.

Для тех, кто никогда не сталкивался с электронным журналом, объясню: два года назад у нас из школ изъяли бумажные журналы и ввели электронные. Сказать, что мы, учителя, испугались – не сказать ничего! И дело совсем не в том, что мы не знакомы с техническими средствами – перед вами один из первых учителей города, освоивший компьютер еще в самом начале далеких девяностых. 

Скажу честно: я обожаю компьютер! Это – мой друг, мой помощник, моя поддержка.  Если компьютер по каким-либо причинам выходит из строя, - у меня начинается паника. Поэтому у нас в доме их три штуки: один обязательно работает.       А начинала знакомиться с этим чудным устройством  в далеком девяностом, когда компьютеры были роскошью, а мобильных телефонов не было вообще. Сейчас даже страшно себе представить, как мы жили без всех этих гаджетов? Жили и не тужили: праздники праздновали, книги читали, в кино ходили.

Первый в моей жизни Господин Компьютер появился у моего папы на работе: в пароходстве. Поставили его прямо в кабинете и пригласили капитанов дальнего плавания на курсы обучения компьютерного мастерства. Папа потихоньку посадил меня позади всех и сказал: «Сиди тихо! Осваивай!»

Сначала был ужас, потом пришло понимание, и, почти сразу же, возникла любовь. Через месяц капитаны успешно окончили курсы и ушли в моря бороздить просторы Вселенной. Я же, бросая семью на произвол, ехала через весь город к этой умной машине. Интернета, кстати, тогда еще не было! Передо мной открылись небывалые возможности для учительства: я печатала дидактику, кое-как делала чертежи и, как пользователь, достигла очень даже приличного уровня. Когда все классные стенды я оформила в компьютерном варианте, на экскурсию в мой кабинет ходила вся школа. 

Копировальных аппаратов тогда еще тоже не было, но у папы на работе был еще один мой друг – Мистер Факс! Я и ему тоже не давала покоя: мои ученики стали получать задания на факсовой бумаге, а я перестала писать задания для контрольных и самостоятельных работ на доске, что сохраняло драгоценное время урока и позволяло ребятам больше времени тратить на выполнение заданий. И что, как вы думаете, оставалось делать моему мужу, видя такую мою неуемную страсть к этой замечательной машине? На свой очередной день рождения я получила в подарок от него в свое личное пользование это чудо техники. Я была счастлива, равно как и мои мальчишки! 

Шли годы, менялись компьютерные поколения, мои сыновья очень скоро обошли меня в  компьютерных премудростях и уже не они меня, а я их спрашивала, куда нажать, чтобы все вернулось. Я прекрасно помню момент, когда в школе оборудовали компьютерный класс и я стала устраивать праздники себе и своим ученикам, готовя уроки так, чтобы их можно было проводить в компьютерном классе. Если бы вы видели, как счастливы были ребята! Мы учились вместе: я их, они меня, и все получали несказанную радость от совместных открытий...

Время шло, компьютеры стали появляться в каждом доме. И вот тут я поняла, как умная машина может стать врагом детства. Я твердо убеждена, что игры – бич нашего времени: как страшно видеть глаза компьютерных детей на уроке... Сидит такой ребенок на уроке, но его как будто бы и нет. Тогда я поняла: компьютерная зависимость – страшная штука. Родители стали бить тревогу: дети пропадают в интернет-кафе, сидят там до трех-четырех часов утра, устраивают истерики, если их начинают отгонять.

У нас в семье такой проблемы не было – слишком заняты были наши близнецы: спорт, кружки, уроки. К тому же, мы много времени уделяли семейному досугу: выезжали на природу, ездили на рыбалку, купили дачу, к тому же у нас под боком Балтийское море!

Вы знаете, что нужно сделать, чтобы бросить курить? У меня есть стопроцентный рецепт, и я дарю вам его совершенно даром: НЕ НУЖНО НАЧИНАТЬ! То же самое я могу порекомендовать родителям, дети которых компьютерозависимые. Милые родители, поймите, что отобрать у ребенка игрушку гораздо сложнее, чем в самом начале установить правила игры. Дети четко должны знать, на мой взгляд, что есть время играть, а есть время жить, и времени, чтобы жить, должно быть во много раз больше. А что значит для ребенка – жить? Жить – это познавать мир. Сидя дома и имея соблазн, можно познать лишь виртуальную жизнь, ничего общего не имеющую с настоящей. 

Есть один рецепт избавления от компьютерной зависимости, но он требует присутствия родителей. Нельзя просто взять и забрать у ребёнка игрушку: можно только ЗАМЕНИТЬ её. Займите ребенка! Ни чем попало займите, а чем-нибудь важным! Чувствуете разницу? Чем попало – это когда ребенку дают что попало, лишь бы отстал. А «что-нибудь важное» – это то, что хоть как-то оторвет его от «чем попало»... 

Вернусь к электронному журналу. Как только нам установили эту программу, началось светопреставление для всех членов школьного сообщества! Канули в Лету дневники, о чём мы, учителя, не очень-то и жалели: потребовать у ребенка дневник, чтобы записать туда какую-нибудь гадость, было сложно. У учеников всегда было несколько вариантов (вспоминаем себя): забыл, потерял, не дам, ну не дам и всё тут! При наличии электронного журнала дневник стал не нужен как факт: нажал учитель кнопочку и пожалуйста – родители осведомлены, чем «этот паразит» занимается в школе. И мы, учителя, как ненормальные, отыгрались на детях за все годы выпрашивания у них дневников.  Приведу примеры прямо из «электронки».

"Если ваш сын не может вести себя нормально – учите его сами!"  "Не выполнил домашнее задание!"  "Весь урок безобразно себя вел!"  "Жду вас завтра на беседу по поводу драки!"  И многое-многое другое. 

Я, которая и в дневник-то никогда не писала (жалко было терять время урока), не стала исключением этого учительского «безумия». Вся, непонятно откуда взявшаяся желчь, стала выливаться на головы не таких уж неповинных детей и их родителей, пока... 

Пока я не заглянула в журнал к своему сыну, Данику... На меня сначала напала икота, потом я побежала за Даней, чтобы убить его, потом за Женей, чтобы он убил Даню, потом я села и стала думать. 

В пятом классе Данька был не очень прилежным мальчиком, и я об этом прекрасно знала. Но я даже предположить не могла, что он был таким монстром, каким описывали его учителя, работающие со мной в одной школе... Самое страшное, что это делала и я тоже! Господи! Я же именно такими фразами вызвала маму пятиклассника на завтра! Так и написала: «Немедленно!» Нужно что-то делать… Легла спасть с «печалькой» на сердце.       На следующий день ко мне пришла вызванная мной мама такого же «вундеркинда», как мой Даня. Я вышла в коридор и увидела глаза мальчишки и глаза его большой, трясущейся от предстоящей выволочки, мамы... Я зарыдала в голос и кинулась обнимать испуганную мамочку с криком «Простите меня!» Мама стала рыдать вместе со мной, поскольку ее в этот день пригласил десяток учителей. Малец, посмотрев на нас, заплакал, подошёл и, как мог, обнял нас обеих. Мы так и стояли, обнявшись: они, не понимая, что происходит, а я – понимая. 

Все очень просто: учитель пишет родителям грозное письмо о том, что их сын «бестолочь и бяка»! Родители берут в руки ремень и начинают воспитывать свое чадо так, как они считают нужным. Угадайте с одного раза, кого возненавидит ребенок? Родителей? Да ни за что! Он – родители и он, ребёнок, понимает, на кого и на что у них такая реакция – на наше учительское бессилие. Нас, умных, творческих, мудрых учителей он начинает тихо или громко ненавидеть.

С родителями тоже всё непросто - не совсем обязательно это ремень: иногда резкое слово, чувство отчаяния, стыда за ребёнка, и просто молчаливая изоляция, как показатель родительского гнева, страха, неверия в своего ребёнка, могут ранить не меньше. Вся трагедия состоит в том, что учитель, не задумываясь о последствиях для ребёнка, вбивает  клин между ним и родителями. И вот уже мы все вместе дружно теряем детей.

Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям… – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которые приносят радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, –  все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание...»  Круг замкнулся! Поэтому, милые мои коллеги, прежде, чем вы решитесь на то, чтобы написать грозную петицию родителям, помните о трех правилах:

Правило первое: Все письма лучше начинать со слов «Уважаемые» или «Дорогие». 

Правило второе: Очень осторожно изложите суть проблемы, но ни в коем случае не начинайте со слов «ваш ребенок»! Помните закон, который мы с Ирой однажды вывели для себя: «У НАС ВАШИ ДЕТИ И У ВАС ВАШИ ДЕТИ, А У НАС ВМЕСТЕ НАШИ ДЕТИ!» 

Правило третье: Никогда не заканчивайте послание словами «прошу принять меры»! Мы даже предположить не можем, какие меры воздействия есть в арсенале родительского воспитания!

И последнее на сегодня: при подготовке к городской родительской конференции у Ириши возникла идея написать стихотворение. На мой взгляд, вышел шедевр, уж простите мне мою нескромность. Я обожаю наше совместное творчество. Если вы со мной согласитесь –  мы обе будем счастливы! Если нет –  не берите в голову: прочитайте и забудьте!

УЧИТЕЛЬ, МИЛЫЙ, ВЗЯВШИ В РУКИ РУЧКУ

Учитель, милый, взявши в руки ручку –
Постой, задумайся, помысли только миг:
За то, что ты напишешь – нет, не взбучку, –
Удар страшнее примет ученик.

Стрелою гнева, ярости, бессилья,
Пронзит его родительская злость.
Своё ты в этом чувствуешь всесилье,
В семью раздора бросив метко кость?

Чего ты добивался, признаваясь
В учительском невежестве своём?
Что ученик придёт к тебе, покаясь?
Что лучше и светлее станет дом?

Ведь гнев рождает только жажду мести!
Призвание Учителя – служить
По зову Сердца, Совести и Чести,
Чтобы Ребёнку захотелось жить!

Учитель, милый, взявши ручку в руки –
Постой, задумайся, помысли только миг:
Оправданы твои все будут муки,
Коль Человеком станет ученик!..


Продолжение: http://proza.ru/2021/08/18/1126