Часть III. Глава 4. Совсем недетская история-1

Ася Котляр
«К мудрости ведут три пути: путь деяния – он самый долгий и горький; путь подражания – он самый легкий; и путь размышления – он самый благородный». Написал когда-то всё тот же Конфуций.

Сколько работаю в школе, я ищу ответы на вопросы, как справляться с трудными ситуациями, то и дело возникающими в учительской практике. В этой главе поделюсь своим опытом разрешения конфликтов между учителем и ребенком, ибо ни для кого не секрет, что такие конфликты в школах случаются почти каждый день. Не потому, что этого так хотят учителя или дети. Никто не хочет, но у всех случаются, и я не стала исключением.

У этой медали всегда две стороны: во-первых, как не спровоцировать тот или иной конфликт, во-вторых, если уж он возник, как справиться с ситуацией без ущерба для всех участников. Скажу честно: об этом тоже принято молчать. Учителя обычно скрывают сам факт существования конфликтов: авось рассосётся? Часто учителя просят вмешаться администрацию школы, или же всем педсоветом пытаются повлиять на ребенка, чтобы он обязательно осознал, что именно он является виновником случившегося. После чего от ученика требуют искреннего раскаяния и публичного извинения.
 
Итак, СОВСЕМ НЕДЕТСКАЯ ИСТОРИЯ -1.

Это было давно, давно, в далекие-предалекие восьмидесятые, когда секса, в принципе, в стране еще не было, но средства защиты от незапланированных беременностей уже были в свободной продаже, в аптеках. Мама моя как раз таки была фармацевтом и рассказывала, что мужчины, пришедшие за этими самыми средствами, стоящие в очередях (в аптеках в те далекие времена были длинные очереди) всегда заметно нервничали, и когда подходили к окошку, наклоняясь, говорили шепотом так тихо, чтобы слышал только фармацевт: «Дайте пожалуйста...» Слово «презерватив» никогда не произносили громко - БЫЛО СТЫДНО. Вы не находите, что это было так замечательно, друзья? В этом тихом шепоте была целомудренность и скромность всего общества: не принято было выставлять напоказ то, что должно быть сокрыто от глаз посторонних людей. Мне очень не хватает сейчас этой чистоты и скрытости: все на показ! 

Вы спросите, какое отношение эта тема имеет к школе – самое непосредственное! Как часто нам, учителям, приходится видеть целующихся и обнимающихся подростков в школьных коридорах! Их можно понять – им на весь мир хочется кричать: «Посмотрите, мы любим друг друга! У нас отношения! Завидуйте нам! У вас еще нет, а у нас уже есть!» Даже учителя испытывают некую неловкость, когда видят в коридорах школы эти «сладкие парочки». 

Переборов ложную неловкость, я всегда подхожу к этим парочкам и «читаю» маленькую лекцию о том, что нельзя выставлять на всеобщее созерцание то, что происходит между двумя любящими людьми. Даже не потому, что это не принято, и уж не потому, что это некрасиво! Просто то чудо, тот восторг, который возникает между двумя любящими друг друга людьми, нужно очень тщательно оберегать от каких бы то ни было посторонних глаз. Этим можно делиться только с близкими людьми и уж никак не со всей школой, где, к тому же, много маленьких детей! Как-то так... 

Если говорить с ребятами на их языке, тихо, не осуждая, они слышат, поверьте! Но если подойти и накричать: «Как вам не стыдно! Это школа, а не публичный дом! Прекратите безобразие!..», вы обязательно наткнетесь на непонимание и, что еще хуже, агрессию. Парочка будет, как им покажется, защищать свои чувства от Вас, от всего мира!

Возвращаясь в восьмидесятые, вспоминаю, что говорить «об этом» было не принято в обществе, а уж про школы я вообще молчу. 

Представьте себе, сидит на уроке (не у меня) у очень грамотного и сильного учителя математики, с большим опытом работы, юноша пятнадцати лет. Он так же далек от математики, как я от балета. Он занят думами и о чём-то своем, важном, и ему наплевать, что учитель заслуженный и умный, и что он хочет только добра для своих учеников. В пацане именно сейчас бушуют страсти-мордасти, и ждать окончания урока он не может. 

Учитель в это время чертит чертеж прямоугольного треугольника и доказывает, скажем, теорему Пифагора. Я потому так подробно описываю ситуацию, чтобы вы нарисовали мысленно картинку – это важно. Итак, дети слушают и пишут, учитель с серьезным лицом объясняет серьезную тему и после объяснения спрашивает: 
«У кого есть вопросы, ДЕТИ?» 

Для нас, учителей, даже старшеклассники – дети, что не совсем правильно. 

Мечтающий о большой и светлой любви юнец скромно поднимает руку, и далее звучит грозное: «И что тут может быть не понятно, Сидоров?» И бедный Сидоров, которому на самом деле не понятно всё, задает вопрос как раз таки по теме: 

«Мариванна, а вы пользуетесь презервативами?»

Дальше события развивались так: Мариванна, окаменев на какую-то долю секунды, вздрогнула, и школу оглушил ее вопль: «Сидоров! Скотина! Вон из класса и чтобы без родителей...» 

Дальше она выскакивает из класса и бежит куда? Правильно, к директору. Директор назначает экстренное заседание завучей и на следующий день нас собрали на педсовет, куда пригласили Сидорова и его несчастную маму. Сидоров вообще не понимал, куда и зачем он попал, мама сидела потухшая, боясь поднять глаза на правильную учительскую братию, которая никогда в жизни ничем подобным не пользовалась. Я была тогжа молода, работала пионервожатой и, хотя мне было очень смешно, должна была сохранять лицо. Мариванна три раза рассказала в подробностях, смакуя каждую деталь, как оно все происходило и тут началось! 

Завуч школы потребовала искреннего раскаяния Сидорова и извинения за оскорбление заслуженного учителя прилюдно, прямо там, на педсовете. Сидоров опустил глаза в пол и произнес фразу, от которой весь педсовет просто остолбенел... 
     
«Простите меня, Мариванна! Если бы я знал, что вы не пользуетесь, я в жизни бы не спросил, пользуетесь ли вы презервативами... Больше никогда! Мамой клянусь!..» 

Все были удовлетворены раскаянием Сидорова, а мы, молодёжь, булькая от смеха, побежали на улицу, чтобы обговорить услышанное.

Эта история правдива, в ней нет ни капли вымысла. Когда я пришла домой и рассказала её своему мужу, он сказал, что более ужасного и неправильного разрешения конфликта быть не может. На мой вопрос, а как бы он разрешил такую ситуацию, Женя сказал: 
«С юмором! Как в анекдоте. На следующий день принес бы парочку презервативов в класс и дал бы их Сидорову со словами: "Возьми, Сидоров! Один на голову надень, чтобы все видели, какой ты дурак, а второй отнеси папе, чтобы таких дураков больше не делал!"» 

Все это не так весело, безусловно, но истина где-то рядом! Порой для того, чтобы решить вопрос с юмором, легко, мы, учителя, включаем серьезность и бьем наотмашь. Нельзя ко всему подходить серьезно! Так же, как и нельзя ко всему подходить с юмором...

История вторая в продолжении...

Продолжение: http://proza.ru/2021/08/20/1234