Часть II. Глава 3. Однажды выбранный путь

Ася Котляр
11 марта 2014 г.

Испугало ли меня письмо, написанное тремя возмущенными мамочками шестого класса? Нет, не испугало. Скорее, расстроило. А кого бы подобное не расстроило? Выбило из колеи? Да, безусловно. Просто почва ушла из под ног, если честно. Потому что всё письмо какое-то правильно-искусственное. 
Вызвало ли агрессию по отношению к этим мамочкам? Не вызвало. Они – мамы и, что вполне естественно, волнуются за знания своих детей. 
Хотят ли мамы, чтобы их дети были успешными? Да, хотят.
Любой ли ценой? Пожалуй, да. 
Зависит ли успешность ребенка от того, какие оценки он получает в шестом классе? Нет, не зависит.
 Может ли успешный человек ради своей цели переступить через другого человека?.. 

Ох, друзья мои! Этими вопросами я сама загоняю себя в угол. С одной стороны, я видела много успешных людей, которых совершенно не заботило то, какое впечатление они производят на окружающий мир. Мало того, они, эти успещшные люди, не сделали для мира ничего важного и ценного. Они успешны в своих кругах, материально независимы и их совершенно не волнуют такие субстанции, как, скажем, Душа.  

Хотела бы я, чтобы мои собственные дети были так успешны? Нет, и ещё раз нет!.. Мне становится страшно от того, что мои дети могут пойти по такому пути «успешного» человека. Мы с мужем несколько по-иному смотрим на воспитание успешного человека. Для нас успешный человек – это, прежде всего, человек счастливый, умеющий любить, сочувствовать, сопереживать, порядочный по отношению к людям, не способный выстрелить в спину или ударить сзади. 

Мой старший сын Миша – будущий врач-гинеколог. Его зарплата на сегодняшний момент, как резидента четвёртого, последнего курса – 246 Евро. Есть семья: жена и дочь. У него вчера было ночное дежурство в приемном отделении и он рассказал, что к ним в больницу привезли бомжа с разбитой головой. На мой вопрос, что он чувствовал, когда нужно было раздевать, мыть, брить и лечить его, он ответил просто:
«Мама, он – человек!» 
Скажите, мой сын – успешный человек? 

Вся беда современного мира в том, что в нём слишком много успешных людей, и слишком мало счастливых...

А в голову опять полезли вопросы…
Люблю ли я свою работу? Люблю. Люблю ли я предмет, который преподаю? Люблю. Знаю ли я математику шестого класса? Знаю. Хорошо знаю. Нравится ли мне математика, которую я преподаю сейчас? Не нравится. Почему? Объясню. Хотя, об этом учителя тоже, обычно, молчат.

Я почти тридцать лет работаю в школе. Когда  начинала работать, программа была еще наша, старая, та, по которой ещё я училась в школе. Потом началась перестройка, школьные реформы и образование изменилось. Поменялся сам институт школы, программы, учебники, дети. А учителя, как я уже писала, остались прежние. 
Два года назад в Клайпедском университете закрыли факультет математики. В этом году только три (!) человека из Клайпедского края поступили на математический факультет в Вильнюский университет. Желающих не было.

На прошлой неделе мы проверяли городскую математическую олимпиаду. Перед проверкой у нас было методическое заседание и нам, наконец, сообщили о том, о чём я кричу уже лет десять: в Литве с математикой КАТАСТРОФА! Слава Богу, это поняли уже все, и, кажется, в министерстве тоже. Представьте себе, друзья: проверяя работы, заметьте, лучших учеников города, мы были ошарашены результатами: это на самом деле катастрофа! Может быть, я не должна об этом писать, но не могу молчать.
 
Сначала из математики убрали геометрию: её у нас в Литве исключили, как факт. До десятого класса ни одной теоремы и ни одного доказательства! Даже такие известные теоремы, как теорема Пифагора, Фалеса принимается на веру. В лучшем случае - формулировка. В худшем - даётся, как обычная задача.

"Убрать геометрию» - это значит, что  из математики убрали всю логику: доказательство - единственная форма развития логического мышления учащихся.
Составители нынешней программы решили, что математика должна быть адаптирована и интегрирована в жизнь, а отсюда все задачи в учебнике на уровне «купить» или «продать», «вычислить» или «сосчитать». Одно время я выписывала из учебников и экзаменационных работ совершенно абсурдные задачи, которые вынуждены решать наши бедные дети. Приведу пример, чтобы вы поняли весь ужас происходящего. 

Задача из учебника математики четвёртого класса: «Бабушка съедает в день 100 г мяса. На сколько хватит бабушке 5 кг мяса?»

Задача из учебника математики шестого класса:  «Мама оставила Пятрасу наследство в размере 20 000 литов, а папа оставил в наследство 30 000 литов в другом банке...» Дальше идут вопросы про проценты, которые получит бедный сирота Пятрас. Следующая задача начиналась так: «Бабушка оставила Пятрасу наследство...» Дальше читать мы с мужем не смогли. Плакали навзрыд. 

Ещё задача: «Найти объем камня «Пунтукас», если его длина ширина и высота равны...» Ребята задают законный вопрос: а где у камня длина ширина и высота? И тут же второй: а зачем измерять объем камня? И попробуйте ответить ребенку на эти вопросы. 

Экзамен в десятом классе. Мы, учителя, впервые, прямо на экзамене, вернее, после него, узнаем, что, оказывается, в Литве существует «Математика зонтов». То есть рисуется зонт, который состоит из нескольких парабол (графиков квадратичной функции) и надо что-то там вычислять: длину ножки, высоту шапки и так далее. Как это пригодится ребенку в жизни - пока не совсем понятно. 

А как бездарно написаны учебники! Мне приходится поднимать массу литературы и весь Интернет, чтобы добыть задания для детей на урок. 

Теперь о самой программе, которая позаимствована у кого-то в Европе. Она построена концентрическим способом: в пятом классе тема изучается только обзорно - ни одной формулы. В шестом классе чуть-чуть расширенно, в седьмом добавляются нюансы, в восьмом еще немного и так далее.

Приведу пример. В пятом классе дети изучают обыкновенные дроби и смешанные числа. Но только в шестом классе мне можно научить их превращать смешанное число в неправильную дробь и наоборот. Только в шестом классе я буду с ребятами отрабатывать сложение и вычитание обыкновенных дробей. Почему нельзя сразу? А как можно научить детей решать уравнения за три урока? А больше часов я не могу выделить – не успею пройти все! Когда я начинала работать, было шесть (!) часов математики в неделю. Сейчас всего четыре часа. В девятом классе – три часа. 

Послушайте, милые, дорогие, беспокоящиеся о своих детях родители! Эта программа не готовит детей к сдаче экзаменов, заверяю вас и беру ответственность за свои слова, под которыми подписываются все небезразличные учителя математики, физики, химии, биологии, истории... Для того, чтобы ваши дети успешно сдали математику, придётся в десятом классе брать репетиторов. Наши близнецы заканчивали школу и  у каждого было по три (!) репетитора по разным предметам. Потому что по другому поступить  в ВУЗы не  возможно. Но никогда в жизни у меня не возникало желание обвинять в этом учителей: их вины в том, что такая система, нет. Беда в другом: мы, учителя, почему-то об этом молчим …

А теперь давайте подсчитаем, сколько времени отводится на каждого ученика, если в классе сидит их двадцать пять-тридцать? Чистого времени урока минут тридцать пять из сорока пяти минут. Объяснение материала учителем, в лучшем случае, минут двадцать. А вопросы? Или вы думаете, что дети просто так «кушают» материал? Сто вопросов, на которые нужно ответить учителю. Сто! На каждого ребенка учитель за урок может потратить не более полминуты. Ну как вам такая математика? Нравится? Кто хочет попробовать объяснить тему «Функция», пусть даже линейная, за двадцать минут? А потом спросите у детей, кто понял? Пятеро поднимут руки, но пока дойдут до дома, трое из них забудут объяснение учителя. 

Теперь насчет того, что родители сидят со своими детьми и «вынуждены» делать работу учителя... Страшные слова, на мой взгляд. А если вы знаете, как решать, неужели это для вас проблема: уделить полчаса своему ребенку, чтобы помочь ему? Почему это такой уж тяжелый труд для вас, дорогие родители? Мне трудно помочь Данику, скажем, по биологии или химии. Ничего не помню, но сажусь к компьютеру, ищу сайты, показываю, договариваюсь с учителем, прошу объяснить – никто не отказал, поверьте! Очень легко оправдать свое нежелание сесть и что-то сделать. Гораздо проще обвинить учителя в том, что он не смог нормально объяснить тему... 

А как вам эта фраза, случайно брошенная одной из этих обиженных мамочек: «Неужели она может научить моего ребенка только на «6»?» Могу поставить «10», если нужно. Вопрос: куда, в какой документ идет оценка по математике за шестой класс? И второй вопрос: кто из учителей подписывал документ «Обязуюсь обучить ученика математике на «10»? 

Я готова подписать, скажем, такой документ: «Я обязуюсь сделать так, чтобы ребенок полюбил математику, с удовольствием шёл на уроки, чтобы он знал, что ему объяснят непонятное сто раз. Также, я обязуюсь относиться бережно к его чувствам, ценить его достижения, верить в его способности…» Чувствуете разницу?

Однажды выбрав для себя путь в учительстве, я поняла, что ни за что не сверну с него. Этот путь имеет название: «Гуманная педагогика». Пусть вас не пугает это название. Оно – замечательное! И педагогика замечательная - единственная правильная и подходящая для современных детей. Она, это педагогика – человеколюбивая, уважающая в ребенке личность и дающая четкое представление о Божественном происхождении ребенка, его Души...

Это мой путь, даже если он кому-то не нравится...

Продолжение следует...

Продолжение: http://proza.ru/2021/08/18/657