Часть - 9. От Куинджи до Сурикова

Александр Смольников
        http://proza.ru/2021/09/02/911
        Айвазовский знал, что талант и возможности — это куда больше, чем просто талант, и старался создавать эти возможности для других. Нередко он хлопотал о талантливых художниках перед петербургским начальством.
Среди тех, кого Айвазовский учил, опекал или просто вдохновлял на расстоянии, найдутся и громкие имена.

9.1. Лев Лагорио — первый ученик Ивана Константиновича.

         Один из самых известных русских художников-маринистов, Лев Феликсович Лагорио, родился в Феодосии 9 декабря 1826 года в семье купца, негоцианта, масона Феликса Лагорио (1781—1857), вице-консула королевства Обеих Сицилий, происходившего из аристократического генуэзского рода. После окончания Феодосийской гимназии в 1839—1840 годах занимался в Феодосийской мастерской И. К. Айвазовского. Многие моменты его жизни, совпадают с моментами жизни на разных её этапах с самим Айвазовским. Море и корабли он рисовал с десяти лет. Как и самому Айвазовскому, Лагорио при поступлении в Петербургскую Академию художеств оказал протекцию Казначеев. Подобно своему учителю, Лагорио постигал тонкости живописи в мастерских Максима Воробьева и Александра Зауервейда, а в последующем – у Б.П. Виллевальде.

       С особой страстью молодой художник писал море и морские пейзажи. С целью совершенствования мастерства, как художник-маринист, отправился в большое плавание на военном фрегате «Грозящий», купил собственную парусную лодку и путешествовал по Финскому заливу. В 1845 году Лев Феликсович открывает для себя Старую Ладогу и Валаамский монастырь – места, в которых величественная архитектура церквей и святых обителей слилась с красотой природных ландшафтов. После Валаама Лагорио пишет серию работ о окрестностях Петербурга и за картину «Вид болота на Лисьем носу» получает Большую золотую медаль, звание классного художника Первой степени и право на пенсионерскую поездку в Европу.

        В этот же период времени художник подружился со столичными живописцами братьями Жемчужниковыми, П.А. Федотовым и А.Е. Бейдеманом. Результатом совместной работы Льва Жемчужникова, Александра Бейдемана и Льва Лагорио стал знаменитый портрет Козьмы Пруткова. Гений русского пейзажа Лев Лагорио, перед европейским турне, был отправлен академией на Кавказ «для написания тамошних видов». Кавказ просто поразил и пленил художника. Он вернется в этот край ещё не один раз и будет писать кавказские виды с такой же огромной любовью, с какой всегда писал море.

        С 1853 по 1860 годы Лев Феликсович работает за границей. Из пенсионерской поездки Лагорио привезет на суд Академии более тридцати готовых картин. И получит (минуя звание академика) чин профессора Академии. Профессорское звание открывает для художника двери аристократических салонов Петербурга.

        В 1861 году Лев Феликсович в свите великого князя Михаила Николаевича отправляется на Кавказ. Два года художник пишет кавказские виды и волею судеб оказывается вовлеченным в войну с горцами. За участие в боях получает мечи к ордену Св. Анны (орден был получен за виды Кавказа, а мечи – за военные достижения).

        А Крымские море и горы остались основной темой в его творчестве. Самым интересным и вдохновенным занятием для него было писать различные состояния моря, переносить на холст зыбкую границу, разделяющую сушу и воду, воспроизводить морской воздух. С началом русско-турецкой войны (1877 – 1878 годы) Лев Феликсович становится российским корреспондентом на этой войне, а свои впечатления от увиденного и пережитого он выразил в батальных полотнах.
После войны художник продолжил писать крымские пейзажи, внезапно увлекся акварелью.

        Лев Феликсович был популярным художником, однако эта популярность не способствовала материальному достатку – художник часто обращался с просьбой о выдаче авансов в счёт будущих картин и для финансирования его творческих поездок, т.к. писал картины буквально годами, что совсем не способствовало финансовому благополучию.

       В 1900 году Лев Феликсович Лагорио становится почетным членом Академии художеств. А в 1905 году художника не стало. Прах художника похоронен в Петербурге.
(Продолжение следует. http://proza.ru/2021/09/07/212 Полностью можно прочитать в Литрес, набрать Александр Смольников)