Рубеж - 48. Лекарка

Константин Рыжов
47. Мертвецы и убийцы  http://proza.ru/2021/10/13/914

Все, что происходило дальше, Гоннар представлял смутно и нечетко. Разбирая позже свои впечатления, юноша с трудом отличал явь от снов. Помнил, что его провели в светлую горницу, куда явились за ним три или четыре девушки-тумашки, все как на подбор красавицы. Руководила ими высокая статная женщина лет сорока, судя по ее внешности – склавка. Это была главная жрица Яки-Куло, которую Потаня почему-то называл старухой. Первым делом она занялась раной Гоннара. Юного воранга разоблачили от кольчуги и прочей одежды.  Главная жрица откусила большими медицинскими кусачками острие стрелы, а потом извлекла из плеча обломок древка.  Сразу хлынула кровь, которую с трудом удалось остановить. Когда рану наконец обработали и перевязали Гоннар совсем ослаб и впал в полубредовое состояние. Он видел себя в чудном нереальном мире, где ему отовсюду грозили чудовища, плевавшиеся кипятком и пускавшие в него отравленные стрелы. Стараясь укрыться от них, он оказался в каком-то топком месте, заваленным мертвецами, брел и брел неведомо куда по колено в зловонной жиже, ощупью находя дорогу, а мертвецы тянули к нему свои костлявые руки и старались ухватиться за край одежды. И так продолжалось до самого утра…

Наконец Гоннару с трудом удалось вырваться из липкого, пропитанного смертным духом мира нави. Когда юноша открыл глаза, было уже светло. Он лежал в постели, укрытый до подбородка одеялом. Рана в плече болела, но уже не так сильно. Однако по всему телу разливалась сильная слабость. Попытавшись приподняться, Гоннар вынужден был тотчас опустить голову на подушку, так как комната закружилась у него перед глазами.

Скрипнула дверь, послышались легкие шаги. Гоннар собрался с силами и вновь открыл глаза. Перед кроватью стояла молодая жрица в простой льняной сорочке без рукавов. Руки ее были обнажены до самых плеч, длинные волосы не заплетены в косу.
- Проснулся? – спросила жрица.

- Да, вроде как, - сказал Гоннар. -  А где мой меч?
- Тилена забрала его к себе.
Гоннар нахмурился.
- Тилена?

- Наша главная жрица. Она сказала, что здесь властвует Яки-Куло. И все, включая отважных джигитов, должны следовать ее законам.
- Я не джигит, - сказал Гоннар, - и я не служу богине любви. – А те, кто придут сюда, чтобы взять мою жизнь, тоже не блюдут ее законов. Мне было бы спокойнее, если бы мой меч лежал рядом со мной.

- Все подчиняются богине любви, - возразила жрица. – И даже ты, воранг! Разве ты не скакал, охваченный страстью за той, которая избрала тебя у священного огня Охану-Галы, и разве ты не принял тогда дар богини среди речных вод?
- Принял, - согласился Гоннар. – Но только это ничего не меняет.

- Принявший дары Яки-Куло находится под ее покровительством. Доверься ей и мудрой Тилене. Они защитят тебя лучше любого меча. К тому же твоя рана не даст тебе им воспользоваться. Как ты, кстати, себя чувствуешь?

- Так, словно гэномы утащили меня на свои игрища и всю ночь пинками гоняли по полю вместо мяча. Мне кажется, на моем теле не осталось живого места.
- Ты образно выражаешься, и это хороший знак, - сказала жрица. – Выпей лекарство, которое приготовила для тебя Тилена, и ты сделаешь еще один шаг к своему выздоровлению.

Гоннар с трудом поднялся и сел в постели. Голова опять закружилась, однако он принял чашу из рук девушки и сделал несколько глотков. Питье было чуть горьковатое, но приятное на вкус.

- Что это? – спросил он.
- Какая тебе разница? Раз ты уже доверился нам вчера? Тилена искусная врачевательница. Она знает толк в разных травах.
Гоннар допил чашу до конца. Лекарство подействовало на него благотворно. Головокружение прошло.

- Послушай, - сказал он, - раз уж ты взялась меня опекать, может, подскажешь… Мне надо…
- Все нормально. Поднимайся, я тебя провожу. Здесь недалеко.
- И что я пойду прямо так? Дай мне хотя бы штаны.

Жрица рассмеялась.
- Кого ты боишься смутить своим видом, воранг? В обители Яки-Куло – это лучшая из всех одежд. Моя богиня не знает лицемерия.
Ее смех рассердил Гоннара. «И в самом деле, - подумал он, - раз этой девице все без разницы, глупо мне краснеть и смущаться больше, чем она».
- Ну и шут с вами! – пробормотал он, - раз у вас здесь такие порядки, не мне их менять.

Он встал на ноги и покачнулся. Жрица крепко обхватила его за талию.
- Обопрись на мое плечо, воранг, - сказала она. – Не бойся, я не сломаюсь. Мне не впервой принимать на себя вес мужчины…
Когда они вернулись, Гоннар чувствовал сильную усталость. Жрица помогла ему лечь в постель и хотела уйти.

- Погоди, - сказал Гоннар, - ты сказала, что тебе известно про меня и Чернаву. Откуда?
- По-моему, об этом известно всем и каждому в этом городе.
- Известно да не все. Откуда ты узнала про «речные воды»?
- От дочери ярла, разумеется.
- От дочери ярла? Чернава рассказала вам, но почему?

- Потому что она была одной из нас. Мать привела ее к Тилене, когда девочке едва исполнилось пять лет. Она была больна, и мать посвятила свою дочь богине. Десять лет она провела в нашей обители, постигая мудрость и искусство Яки-Куло. И хотя она отказалась принимать обет и становиться жрицей, все-таки она наша плоть от плоти.

— Вот, оказывается, что, - пробормотал Гоннар. – А я этого не знал!
Теперь ему стали понятны многие странности в поведении Чернавы. В том числе те, которые отличали ее от других Ее свобода в отношениях с мужчинами, та легкость, с которой она с ними сходилась. И, наконец, спокойное отношение ко всему этому Славяты, чья терпимость к своеволию дочери временами казалась Гоннару необъяснимой. Но раз девочка едва избегла царства Кошмы, раз Яки-Куло избавила ее от смерти, он утратил над ней родительскую власть. Теперь Тилена пользуется большим влиянием, чем отец. А как он сам должен к этому относиться? Прислушавшись к своим внутренним чувствам, Гоннар с удивлением обнаружил, что испытал явное облегчение. Ведь то, что он раньше принимал за порочность, оказывается имело совсем иное объяснение. Чернава была такой, какой ее воспитали. Ему надо либо принять ее, какая она есть. Либо отказаться от нее навсегда, потому что другой она просто не может быть.

Как ему поступить? Размышляя над этим, Гоннар вновь погрузился в сон. Сколько он проспал на этот раз, для него осталось неизвестным. Пробудило его мягкое касание ко лбу. Открыв глаза, он увидел сидящего рядом с кроватью Славяту.

- Как ты, парень? - спросил ярл.
Гоннар согнул руку. Несмотря на боль она действовала. Голова больше не кружилась, да и слабость как будто отступила.
- Вроде бы, получше, - сказал он.

- Благодари Тилену. Без нее проваляться тебе в кровати недели две, не меньше. Мог и вообще на тот свет отправиться.
- Мне повезло, что я оказался здесь, - согласился Гоннар.
- Тебе вообще крупно повезло, парень, - заметил Славята. - Зачем ты вернулся сюда? Мало тебе было прошлого раза?

- Ты же знаешь, зачем, - сказал Гоннар.
- Ладно, - вздохнул Славята, - каждый сам выбирает судьбу. Два раза избежал смерти, но в третий раз может не получиться. Не хватало тебе рассориться с конунгом, ты еще и Сарычана сделал своим недругом. Я даже не знаю, кто из них опаснее.

- Один другого стоит, - сказал Гоннар.
- Пока что ты в безопасности. Все решили, что ты погиб. Мы так и объявили.
- Всем? - спросил Гоннар.
- Без исключения. Только я знаю и Потаня.
- Поверили?

- Чурила как будто поверил. Но Торокашка хитрый бес. Его трудно провести. За что он на тебя так взъелся?
- Потому что я могу свидетельствовать против него и обвинить в измене.
Славята нахмурился.
— Это очень серьезное обвинение. Оно требует веских доказательств. Надеюсь, они у тебя есть?

- Неопровержимых доказательств у меня нет. И суд вряд ли примет мои доводы. Но мы не в таком положении, чтобы пренебрегать косвенными уликами. Я уверен, что наш позавчерашний разгром не случайное дело. Торокашка и Сарычан приложили к этому свою руку.
- Каким образом?

- Сообщили Тюпраку о нашем приближении. Куны не просто так оказались рядом с Тумашем. Они знали про обоз. Ты скажешь, что вести могли дойти до них разными путями. Но я уверен, что о нашем приближении рассказал им Торокашка в ту ночь, когда мы освободили от осады Витичь.

И Гоннар рассказал о дозоре, который они несли в степи, о неожиданном появлении Торокашки и о том, как тот отправился в степь за цепь дозорных. Славята выслушал его рассказ очень внимательно.

- Ты прав, - сказал он, - суд едва ли примет твои показания, но я согласен, что в целом поведение Сарычана выглядит подозрительным. И то, как он взъелся против Сотана…

- Конечно, он надеялся, что караван погибнет целиком. Но благодаря Сотану изрядное число повозок, а также немалая часть солдат все-таки оказалась за стенами. Осада Тумаша теперь затянется. А пока куны не возьмут Тумаша, они не продолжат своего наступления.

— Все это похоже на правду, - согласился Славята. – Но только Межамир нам ни за что не поверит. Он ведь привык доверять Сарычану. Хересир и прежде имел на него большое влияние, а теперь он пользуется его полным и исключительным доверием. Конунг скорее поверит в мою неверность, чем в его.

- Если все обстоит так, как ты говоришь, - заметил Гоннар, - Тумаш недолго протянет. Когда осадой руководит человек неопытный, а в главных советниках у него состоят предатель – дни города сочтены.
- А меня, значит, ты ни во что не ставишь? – усмехнулся Славята. – Меня, Дюка, Потаню и сотни других порубежцев?

- Не знаю, что вы сможете против кунских ханов. Не могу пока ничего сказать про Кульдюрея, но Тюпрак и его сын за последний месяц разгромили нас дважды – под Велижем и Серенском, а теперь еще и здесь – под Тумашем.

- Да хоть десять раз! Тут на границе по-иному и не бывает – то они нас, то мы их. Люди здесь особенной породы – они гнутся, да не ломаются. И чем больше их бьют, тем крепче они становятся. И знаешь почему? Потому что им некуда отсюда податься! Либо победить – либо стоять до конца и умереть. Конечно, скверно, что не Годамир руководит сейчас обороной, а его племянник. Но и в этом при известной ловкости можно найти свои положительные стороны. Сарычан будет ковать измену, но мы сумеем обернуть эти происки против него самого. Пусть он и хитер, но посмотрим, чего он стоит против нас с Потаней!

Слова Славяты показались Гоннару несколько заносчивыми, но все-таки они немного его успокоили. Наконец ярл ушел, строго наказав молодому ворангу сохранять тайну своего спасения и никому не показываться на глаза. Гоннар после этого заснул и проспал как убитый почти до самого вечера.

49. Перед лицом богини  http://proza.ru/2021/10/15/209

«Заповедные рубежи»  http://www.proza.ru/2013/07/08/294