Текст печатается по разрешению Николая Леонидовича Чупиро
с его цифровых черновиков без купюр и редактирования,
за исключением правки машинных опечаток.
Авторские названия глав сохранены.
Текст первоисточника здесь обозначен двойными кавычками.
Иллюстрации из архива Александра Соханского
««В 1936 году после установления рекорда дальности полета на самолете САМ-5 бис общественное конструкторское бюро легкой авиации под руководством А.С.Москалева (см.на фото слева) было преобразовано в ОКБ-31. Официальное признание деятельности группы конструкторов и сотрудников авиатехникума было логическим результатом деятельности по созданию самолета САМ-5 бис и его модификации САМ-5 2 бис.
Завод №18 успешно осваивал самолеты конструкции А.Н.Туполева ТБ-3, АНТ-38. Из Харькова для строительства огромного бомбардировщика К-7 переехало ОКБ К.А.Калинина.
Держать на предприятии два конструкторских бюро было неэффективно. Железнодорожный техникум после начала строительства авиазавода № 18 было решено преобразовать в авиатехникум с целью подготовки кадров для нового предприятия. Москалев был назначен заместителем директора авиатехникума. Вместе с ним перекочевали с завода несколько сотрудников СКО, участвовавшие в строительстве САМ-5 бис - Л.Б.Полукаров, Шубин, Серебрянский и другие.
Техникум был солидным учебным заведением. Его мастерские выпускали на продажу современную мебель, различные станки. В составе мастерских имелись мощные деревообделочные цеха, сварочный, механический, кузнечный, литейный цеха. Фактически это был небольшой завод, который, будучи перепрофилирован в авиационное предприятие, мог выпускать легкие самолеты.
На плечи Москалева свалились три задачи: перестройка учебной программы техникума на авиационный лад, контроль строительства САМ-5-2 бис и организация серийного выпуска на производственных площадях самолета САМ-5 бис в санитарном варианте. Кроме того, пришлось проводить лекции по авиационной тематике для преподавательского состава. Часть лекций для учащихся по конструкции самолета, прочности и аэродинамике Москалев взял на себя. Не забывал он и научные исследования. В Воронежском государственном университете была сооружена специальная лаборатория с аэродинамической трубой. Занятия со студентами были плодотворными для обеих сторон. Москалев получил звание доцента университета.
Общественная работа в областном Совете ОСОАВИАХИМ, аэроклубе также отнимали немало времени. Все это сказалось на здоровье Москалева. После напряженной работы над дизельным вариантом РД, болезнь свалила его.
Долго болеть не было в планах Москалева. На заводе он разработал проект (см. чертёж в центре) самолета-«летающее крыло» САМ-7 с мотором М-34 (рис.справа). Проект был рассмотрен в НИИ ВВС, одобрен. Был выдан заказ Управления ВВС на строительство опытного образца. Самолет был цельнометаллический, двухместный. Чтобы проверить заложенные в его конструкцию новые идеи, Москалев в мастерских техникума заложил аналог этого самолета. Одновременно он проверил возможность применения на самолете одноколесного (велосипедного шасси). Он не знал, что еще в 1933 году Р.Бартини в своей конструкции «Сталь-6» уже применял такую схему, получив скорость полета самолета более 400 км./ч. Проект экспериментального САМ-6 подтвердил в полете заложенные в безхвостке САМ-7 новинки»».
Продолжение: «Н.Чупиро. 6.Творец крылатых К» - http://proza.ru/2021/10/23/259