Ровно год назад, 11 декабря 2020 года перестало биться сердце моего дяди Володи. Он был всего на год старше меня, последний ребенок в большой семье Степана Васильевича и Ульяны Григорьевны Пастернак. Моя мама была старшей дочерью, а я старшим внуком.
Небольшая разница в возрасте сделала наши с Володей отношения не как между дядей и племянником, а как между старшим и младшим братом. Меня, вначале несмышленого пацана, а потом уже юношу, учил уму-разуму Володя. Пить, курить и ухаживать за девочками я научился от него и его друзей. Все они были меня на год старше и почти городские, а я деревенский. Во многом и волейбол мы осваивали вместе. Пасти корову, на покосе работать, воровать огурцы и помидоры с колхозного огорода, ягоды и яблоки с приусадебного сада мы шли всегда вместе. Но тогда была тяжелая жизнь, лишнего куска хлеба не было. Небольшая разница в возрасте и такая тесная пацанская дружба прошли через всю жизнь. Володя мне всегда помогал по жизни и советом, и материально. Желающие прочитать об этой стороне наших отношений могут это сделать в этой заметке. http://proza.ru/2017/04/25/1424
Но сегодня я хочу написать о другой стороне, не очень хорошо известной его родственникам – о его работе на ниве отечественного судостроения. Этому он посвятил свою жизнь без остатка.
Володя был трудоголик, это все знали. Но то, что его труд на благо нашей страны такой плодотворный – единицы, его коллеги и начальники. Даже я, у которого не было секретов с Володей, знал чуть-чуть.
19 мая 2021 года в акционерном обществе «Центр технологии судостроения и судоремонта» состоялась научно-практическая конференция «Совершенствование ценообразования, определение трудоемкости и нормирования труда в судостроительной промышленности. Промежуточные итоги и перспективы», посвященная памяти организатора и первого директора Отраслевого научно-технического центра экономики, ценообразования, трудоемкости и нормирования труда судостроительной промышленности «Румб» (ОНТЦ «Румб») Владимира Степановича Пастернака, которому 5 мая 2021 года исполнилось бы 75 лет.
В работе конференции приняли участие представители Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России, акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация», 36 организаций судостроительной промышленности и образовательных учреждений, всего 114 человек.
По материалам конференции был издан сборник работ, который мне прислали коллеги Володи по работе, с которыми я познакомился на День кораблестроителя в конце июня 2017 года.
Сборник открыла страница с портретом моего дяди, датами его рождения и смерти, и написаны следующие слова.
В.С.Пастернак посвятил свою жизнь развития отечественной судостроительной промышленности, пройдя трудовой путь от инженера до руководителя специализированного Отраслевого научно-технического центра экономики, ценообразования, трудоемкости и нормирования труда судостроительной промышленности «Румб» (АО «ЦТСС»).
Глубокие теоретические и специальные знания, широкий кругозор, активная жизненная позиция позволили В.С.Пастернаку внести существенный вклад в реформирование экономики военного кораблестроения при переходе на новые условия.
Под его руководством разработана более 150 востребованных отраслью нормативно-методических документов, проведено более 110 экспертиз цен.
В.С.Пастернак являлся академиком Санкт-Петербургской инженерной академии, членом-корреспондентом Международной инженерной академии. Награжден орденом Почета РФ и медалями.
В адрес конференции поступили приветствия от заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Н.Резанцева, в который упоминаются о заслугах организатора и первого директора ОНТЦ «Румб» В.С.Пастернака, приветствие вице-президента по экономике и финансам АО «Объединенной судостроительной корпорации» А.Ю.Нейгекбауэра, приветствие почетного президента Ассоциации судостроителей, почетного президента РосНТО им. Академика А.Н.Крылова, почетного гражданина Санкт-Петербурга, Героя России, доктора технических наук, профессора В.Л.Александрова. Все эти уважаемые люди в своих приветствиях отмечают огромный вклад В.С.Пастернака в развитие судостроительной отрасли.
Об этом сказал в своем вступительном слове генеральный директор АО «Центр технологии судостроение и судоремонта М.В.Александров. Хотелось бы выделить в его вступительном слове следующие 2 абзаца.
«Мы благодарны, что Вы сегодня нашли возможности принять участие в конференции, посвященной результатам десятилетней работы ОНТЦ «Румб» под руководством Владимира Степановича Пастернака. За этот период мы совершили огромный рывок в области ценообразования, определения трудоемкости и проведения экспертиз цен.
Владимир Степанович остро чувствовал утрату в отрасли этих направлений деятельности и с 2010 года активно занялся работой по их возрождению, и много успел сделать. 5 мая текущего года В.С.Пастернаку исполнилось бы 75 лет. К сожалению, так жизнь распорядилась, что Владимира Степановича сегодня нет с нами, но мы продолжаем решать задачи, поставленные им 10 лет назад.
С основным докладом под названием «Вклад В.С.Пастернака в развитие ценообразование в судостроительной промышленности при создании кораблей» выступил новый директор ОНТЦ «Ритм» доктор технических наук А.Н.Ваучский. Мне хочется выделить из этого доклада несколько абзацев.
«Вся многолетняя служебная и трудовая деятельность Владимира Степановича неразрывно связана с развитием судостроения и укреплением обороноспособности страны. После окончания инженерно-экономического факультета Ленинградского кораблестроительного института работал мастером на Хабаровском судостроительном заводе. В 1973 году призван на военную службу. Проходил службу в системе военных представительств в Хабаровске и Ленинграде по профилю «Военная экономика».
Занимаясь практическим ценообразованием в кораблестроении, он пришел к пониманию, что в этой области очень важно иметь и развивать отраслевую систему нормативно-методических документов. В начале 80-х годов В.С.Пастернак инициировал и руководил разработкой руководящего документа «Платежные таблицы. Порядок разработки и оформления. Основные положения. 299041-56-011-85», который позволял платежи по частичной готовности корабля.
В 1990 году В.С.Пастернак назначен на должности начальника финансово-экономического отдела Главного управления кораблестроения ВМФ (г.Москва) и до 1999 года проходил службу в центральном аппарате ВМФ. Проводимая с участием капитана 1 ранга Владимира Степановича Пастернака финансово-экономическая политика ВМФ позволила в сложных условиях 1990-х годов обеспечить сохранения оборонных судостроительных заводов.
Все экономисты, работавшие в судостроении в тот период, помнят ежеквартальные сборники нормативно-методических документов, издание которых организовал Владимир Степанович. В этих сборниках публиковались также ответы должностных лиц ВМФ и федеральных органов исполнительной власти на актуальные вопросы в области ценообразования.
В конце 1990-х годов, когда целью финансирования по государственного оборонному заказу (ГОЗ) стала не только поддержка предприятий и достройка отдельных, заложенных в советский период кораблей, но и строительство кораблей новых проектов, Владимир Степанович развернул комплексную работу по созданию новой, отвечающей экономическим реалиям того периода нормативно-методической базы. По его инициативе совместным решением ВМФ и Департамента судостроительной Минэкономики России был создан Межведомственный Координационный совет по совершенствованию нормативной базы по договорной работе, ценообразованию и расчетам при проектировании, ремонте и утилизации кораблей и судов. В состав Координационного совета вошли руководители профильных управлений ВМФ, генеральные директора основных судостроительных заводов и проектных организаций и их заместители по экономике и финансам.
После увольнения с воинской службы В.С.Пастернак работал вначале в ФГУП «Рособоронэкспорт», а затем до 2009 года – заместителем генерального директора АО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения» в Москве и Комсомольске-на-Амуре.
Опираясь на свой огромный опыт и со стороны ВМФ, как государственного заказчика, и со стороны предприятий отрасли, Владимир Степанович понимал необходимость принятия мер по восстановлению в судостроительной промышленности научно-методической базы по ценообразованию, трудоемкости и нормирования труда.
Ведь в новых экономических условиях, сложившихся в стране после 1991 года, система ценообразования на корабли и суда не развивалась, а имевшаяся нормативно-методическая база была утрачена. Отраслевой ЦНИИ «Румб» прекратил свою деятельность. В этот момент прекратились работы в ЦНИИ ТС (ныне АО «ЦТСС») по нормированию труда, и только усилия таких энтузиастов, как Ю.И.Поляков, продолжалась разработка нормативов трудоемкости строительства кораблей (разработка нормативов трудоемкости для гражданских судов также не велась).
Указанное привело к проблемам при установке цен. В результате со стороны руководства нашей страны, включая высшее, и членов Военно-промышленной комиссии в те годы не раз звучали нарекания в связи с недостаточным качеством определения цен на корабли и суда, строящиеся по ГОЗ.
В 2010 году по инициативе Владимира Степановича и в соответствии с решением руководства АО «ЦТСС» в составе организации создано специализированное подразделение по разработке нормативов трудоемкости и нормативов времени, а также по ценообразованию на строительство кораблей и судов.
Предложение АО «ЦТСС» о создании такого подразделения было рассмотрено и согласовано всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и одобрено Минпромторгом России. Приказом Генерального директора АО «ЦТСС» от 1 марта 2010 года в составе НТФ «Судотехнология» было создано новое подразделени6, а в 2013 году оно приобрело самостоятельный статус - Отраслевого научно-технического центра экономики, ценообразования, трудоемкости и нормирования труда судостроительной промышленности «Румб». Положение и функции ОНТЦ «Румб» согласованы с Департаментом судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России.
Владимир Степанович Пастернак стал директором ОНТЦ «Румб» и проработал на этом посту более 10 лет вплоть до своей безвременной кончины 11 декабря 2020 года. За десять с половиной лет под руководством Владимира Степановича ОНТЦ «Румб» проведена огромная работа.
Далее докладчик рассказал присутствующим на конференции, в чем эта работа выразилась. Думаю, моим читателям, не специалистам в области судостроения и судоремонта это будет неинтересно, поэтому этот раздел доклада упускаю.
Далее докладчик сказал:
Следует отметить, что работы в области ценообразования, трудоемкости и нормированию труда по строительству и ремонту кораблей и судов связаны с другими направлениями деятельности предприятий. От судостроительных и судоремонтных предприятий в ОНТЦ «Румб» постоянно поступают различные вопросы по экономической работе. А главное, ОНТЦ «Румб» ведет постоянную работу по поручением Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России, часто выходящим за рамки закрепленных за ОНТЦ «Румб» направлений деятельности.
Поэтому в ноябре 2020 года по инициативе Владимира Степановича деятельность ОНТЦ «Румб» расширена в направлении экономики судостроения.
Примечание: Теперь мне понятно, почему мой дядька категорически не хотел уходить на самоизоляцию, хотя имел полное право работать удаленно, и каждый день ходил на работу. На этом настаивал и я, и наша общая с ним знакомая, врач. Он был полон замыслов, ему хотелось скорее довести начатое дело. – А.Щ.
Снова говорит докладчик:
Владимир Степанович мечтал о том, чтобы наше деятельность стала «необратимой», чтобы мы развивались как структура, шли вперед к намеченной цели, которая изложена в стратегии развития АО «ЦТСС» - создание в АО «ЦТСС» на базе ОНТЦ «Румб» отраслевого центра комплектации в области экономики, ценообразования, трудоемкости нормирования труда в судостроительной промышленности.
За свою многолетнюю службу Владимир Степанович Пастернак был награжден орденом Знак Почета и медалями. Являлся академиком Санкт-Петербургской инженерной академии и членом-корреспондентом Международной инженерной академии.
В судостроительной промышленности Владимир Степанович обладал непререкаемым авторитетом в области ценообразования на корабли и суда. Он был яркой личностью, умел организовать работу, двигаться вперед, собирать вокруг себя единомышленников, был надежный и отзывчивым другом. Таким он и останется в наших сердцах и нашей памяти.
Вот такой доклад сделал преемник моего дяди на посту руководителя важной для всего отечественного судостроения и судоремонта структуры – ОНТЦ «Румб», доктор технических наук А.Н. Ваучский. Я лично знаком с ним, как еще с одни из докладчиков, В.В.Потряхаевым, начальником отдела ОНТЦ «Румб», который тоже очень тепло сказал о Владимире Степановиче, заявив, что тот сделал свое детище буквально в чистом поле.
С этими сотрудниками я познакомился в июне 2017 года, когда отмечался первый в истории России праздник – День кораблестроителя. Я в это время был в Санкт-Петербурге по приглашению своего дяди, который пригласил меня и еще одного родственника, тоже Пастернака, и тоже Владимира, только Яковлевича, погостить у него и заодно отметить моё 70-летие. Володя, приглашая нас, как в воду глядел, заявив, что мы уже в таком возрасте, когда всякое может случиться, поэтому надо обязательно повидаться. Боюсь, он больше эти слова относил ко мне, потому что, хотя я был и самый младший по возрасту, но перенес обширный инфаркт миокарда, мне была сделана сложная операция и у меня осталась культя сердца.
Мы провели прекрасно 2 недели, живя втроем на даче Володи. Именно туда и пригласил своих коллег Володя на День кораблестроителя. Были приготовлены различные блюда, закоптили парочку огромных сазанов, сосед-узбек сделал традиционный для этой страны плов, нажарили шашлыков, мясо для которых замариновали по Володиному рецепту. Была прекрасная, как по заказу, солнечная погода, и все прекрасно отдохнули. Одно было плохо – не приехала одна сотрудница, которая была приглашена. А я только для неё собрал и освоил новую технику, современный вариант ночной вазы, которую не проверили на практике. Позже, когда нас Володя повез на очередной военно-морской салон, я познакомился с ней и посетовал по стариковски, что она не приехала. Ну ничего, были у него, такого хлебосольного, еще гости, в том числе дамы, так что техника без дела не простаивала, думаю. А мы в Владимиром Яковлевичем не раз вспоминали наше пребывание у Володи на даче.
Сегодня мы обязательно помянем Володю. Созвонимся с моим коллегой, сокурсницей по институту и одноклассницей Володи за все годы его учебы в семилетней школе в Ильинке и 39-й школы на «Стройке» Хабаровска Галей Славниковой, вспомним замечательного человека, доброго, отзывчивого, скромного, ведь то, что я сегодня написал о его деятельности на благо российского судостроения, мы, его близкие, при его жизни не знали и не догадывались. Чуть-чуть была приоткрыта завеса тайны для меня лично 5 мая 1996 года, когда в ресторане недалеко от Красной площади его коллеги по службе в Главном штабе ВМФ отмечали его 50-летие. Среди них был Михаил Константинович Барсков инженер, кандидат технических наук; вице-адмирал, заместитель Главнокомандующего ВМФ по вооружению, кораблестроению и эксплуатации (1989—2003). Володя представил меня как своего племянника, который три года служил на подводной лодке начальником медицинской службы, поэтому разговор пошел откровенный, и я кое-что узнал о роли своего любимого дяди в отечественном судостроении. Позже в Москве я присутствовал на юбилее в честь 60-летия Володи, тогда было много его коллег и их жен.
Был на его 70-летии 5 мая 2016 года уже в Санкт-Петербурге, вначале в ресторане с его школьным другом Геной Илизаровым и его женой, а позже уже на квартире Володи, где он с женой Галиной устроили небольшой прием для родственников. А на следующий день его на даче поздравляли коллеги по работе в ОНТЦ «Румб». Мечтал побывать на его 75-летии, но не довелось. Спи спокойно, Володя, о тебе будут помнить и твои близкие, и твои коллеги, которые продолжат дело, которому ты посвятил свою жизнь.