Текучесть музыки

Рыжов Александр Геннадьевич
В одну реку дважды не войти. А в одно музыкальное произведение? Я немного писал о мудрости как о струящемся потоке (http://proza.ru/2021/08/04/386), продолжу.

Чтобы воспринимать музыку, надо слышать текущий звук, помнить ряд предыдущих и ожидать ряд следующих. В этом отличие музыки от других видов творчества - она текуча.

Музыкальные произведения при прослушивании разворачиваются во времени, поэтому здесь надо немного подумать о природе нашего восприятия времени.

Августин в 11-й книге “Исповеди” говорит, что не бывает никакого прошлого и будущего, бывает только настоящее, но настоящее внутри себя всегда разложено на настоящее-прошлое, настоящее-настоящее и настоящее будущее.

Все это происходит в один момент времени. Настоящее-прошлое называется “память”, настоящее-будущее называется “надежда”, а настоящее-настоящее называется “внимание”.

Т.е. если я внимательно переживаю мгновение, всегда в этом процессе есть три функции. Я одновременно помню, надеюсь и внимаю.

Отсюда можно двинуться размышлять в очень разные стороны. Намечу. Это помогает понять тем, кто любят музыку, почему они ее любят.

Это побуждает подумать как о проблеме забывания, так и об унынии, которое есть потеря надежды. Это намекает, как осознаннее проживать настоящее.

02.01.2022